Объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие
Язык, как объект лингвистики.
Существует множество средств общения: мимика, жесты, дорожные знаки, военные сигналы, морские флаги и т.п. Все средства общения обладают общими признаками:
1. они социальны
2. они материальны
3. они отражают объективную действительность
Язык отличается от др.средств общения:
1. Все прочие средства общения обслуживают опред. сферу жизни. Язык – универсальное средство общения.
2. Язык передает не только содержание мысли, но и отношение к ней.
3. Все прочие системы возникли искусственно.
4. Прочие системы не могут изменяться без вмешательства людей. Язык же развивается по своим внутренним законам – это естественный историч. процесс.
Язык не является врожденным свойством.
Языкознание (лингвистика, языковедение), наука о человеческом языке как средстве общения, общих законах строения и функционирования языка и обо всех языках мира.
Лингвистика изучает все известные языки или когда-либо известные.
Лингвистика относится к гуманитарным наукам и является частью филологии.
Филология включает в себя литературоведение и изучает слово, как единство языка и текста.
Язык – объект наблюдения, описания, обобщения, т.е. объект научного познания.
Лингвистика изучает язык, как систему знаков, обеспечивающих общение.
Язык, как система знаков, возникает и развивается во времени и используется говорящими на основе законов.
Язык – явление сложное и многогранное, чтобы его понять, нужно уизучить:
- как устроен (из каких элементов)
- как они взаимосвязаны
- каким влияниям подвергается язык со стороны общества
- какие функции выполняет язык в обществе
- как классифицируются языки.
Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке – в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии (Панини, 5-4 вв. до н. э.), Др. Греции и Риме (Аристотель). Научное языкознание зародилось в нач. 19 в. в форме общего (В. Гумбольдт и др.) и сравнительно-исторического (Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков и др.) языкознания.
Основные направления в истории языкознания:
- логическое (сер. 19 в.),
- психологическое,
- младограмматическое (2-я пол. 19 в.),
- социологическое (кон. 19 - нач. 20 вв.),
- структурная лингвистика (1-я пол. 20 в.).
С точки зрения аспектов изучения языка условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика.
Внутренняя лингвистика изучает систему и структуру языка, как самостоятельного явления.
К внутренней лингвистике относятся:
- общее языкознание,
- сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание,
- области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология.
Внешняя лингвистика изучает связи языка и общества, соотношение языка и культуры, языка и истории народа, всё, что касается внешних связей языка. Возникли комплексы дисциплин
- социолингвистика
- этнолингвистика
- лингвокультурология
- психолингвистика (изучает психо-физич. механизмы речи)
Эти дисциплины возникли во второй половине 20-ого века.
Особую область языкознания составляет интерлингвистика, изучающая международные языки как средство межъязыкового общения.
Объектом языкознания является язык во всем объеме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.
Современное языкознание разделяется на общее и частное.
Общее языкознание изучает наиболее общие свойства языка (сущность, происхождение) и методы его исследования, а также связи языкознания с другими областями знания. Это – теория языкознания.
Частное языкознание изучает какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков). Например, русистика, японистика и т.д.
Языкознание может быть синхроническим или диахроническим. Синхроническое языкознание описывает факты исследуемого языка в какой-либо конкретный момент его истории. Диахроническое языкознание описывает развитие языка на протяжении какого-либо отрезка времени.
Задачи языкознания:
ü Установление природы и сущности языка
ü Изучение структуры языка
ü Изучение языка как целостной системы
ü Изучение вопроса развития языка
ü Изучение вопроса возникновения и развития письма
ü Классификация языков
ü Выбор методов исследования: сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, квантитативный
ü Изучение связи языкознания с другими науками
Языкознание – это комплекс наук. Оно включает разные разделы, каждый из которых изучает определенный уровень языка.
Язык представляет собой единство трех систем:
1. фонетический строй
2. грамматический строй
3. лексика – совокупность слов языка, слова, состав языка.
Фонетический строй языка изучают фонетика и фонология.
Звуки языка изучаются в трех аспектах:
1-ый – физиологический или артикуляционный;
2-ой – физический или акустический;
Эти два аспекта изучает фонетика.
3-ий – функциональный или собственно-лингистический – этот аспект изучает фонология.
Фонологию интересует роль звуков в процессе смыслоразличения слов, интересует то, как звуки функционируют в языке.
Языковедение тесно связано со многими другими науками, такими как история, философия, литературоведение, психология, этнография, физиология и т.д.
В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания – социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и некоторые другие.