Тема 1. Методология науки и ее роль в развитии научного познания. Первые методы. (2 часа) Лекция - визуализация

План

1. Проблема метода: гносеологическая основа, предмет, цель.

2. Внетекстовые и внутритекстовые методы литературоведения.

3. Биографический метод.

Литература

Основная: № 1,3,4,5,8,10.

Дополнительная: № 3,7,10,11, 13, 39,40,41, 42, 48, 52, 66, 67, 71, 84, 96, 107.

Тема 2. Мифологический метод (2 часа)

План

1. Мифологический метод в литературоведении: гносеологическая основа, предмет и цель мифопоэтических исследований.

2. История формирования мифопоэтической школы (А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев).

Литература

Основная: № 1, 4, 5, 8, 10.

Дополнительная: № 1, 13, 39, 41, 42, 45, 47, 52, 73, 81.

Тема 3. Культурно-исторический метод (2 часа)

План

1. Культурно-исторический метод в литературоведении. Возникновение и развитие.

2. Основные принципы культурно-исторической школы.

3. И.Гердер, И.Тэн и русская культурно-историческая школа. Общее и национально особенное в культурно-историческом методе 19 века.

Литература

Основная: № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10.

Дополнительная: № 3, 8, 10-12, 39, 41, 47, 60, 71, 85.

Тема 4. Сравнительно-исторический метод (2 часа) (Семинар – дискуссия)

План

1. Сравнительно-исторический метод в литературоведении.

2. «Историческая поэтика» А.Н. Веселовского как методологическая основа сравнительно-исторических исследований.

3. Трансформации сравнительно-исторической методологии в XX веке: труды В.М. Жирмунского, Н.И.Конрада.

Литература

Основная: № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10.

Дополнительная: № 3, 8, 10-13,18, 19, 25, 26, 27, 30, 39, 40, 41, 47, 49.

Тема 5. Культурологические исследования (2 часа)

План

1. Культурологические исследования в современном литературоведении.

2. Развитие метода в литературоведении 20 века.

3. Исследования поэтики древнерусской литературы в трудах Д.С. Лихачева, западноевропейской культуры – М.М. Бахтиным.

Литература

Основная: № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10

Дополнительная: № 3-7, 10, 39, 41, 42, 47, 52, 67, 70, 71, 73, 87, 94.

V. Материалы по используемым инновационным методам обучения

Образовательные технологии



Семестр Вид занятия (Л, ПР) Используемые интерактивные образовательные технологии Кол-во часов
Л Проблемная лекция
Л Лекция - визуализация
ПР Семинар – дискуссия
Итого:

Учебно-тематический план (2-й семестр)

№ п/п Разделы, темы Количество часов
лекции Практи- ческие СРС
Психологический метод в литературоведении. Гносеологическая основа, предмет и цель психологических исследований текста. Труды В.Гумбольдта и А.А. Потебни и их роль в изучении психологии художественного творчества и художественного восприятия.(Лекция - визуализация)  
Историко-функциональный метод в литературоведении: гносеологическая основа, предмет и цель историко-функциональных исследований. Психологическая школа в предыстории метода. Историко-генетический метод в литературоведении (Проблемная лекция)  
Герменевтика.  
Формальный метод  
Структурно-семиотический метод  
Современные методы изучения литературы(Семинар – дискуссия)  
Всего:

Тематический план на 2-й семестр

Лекции:

1. Психологический метод в литературоведении. Гносеологическая основа, предмет и цель психологических исследований текста. Труды В.Гумбольдта и А.А. Потебни и их роль в изучении психологии художественного творчества и художественного восприятия. Психоанализ. (2 часа)(Лекция – визуализация)

2. Историко-функциональный метод в литературоведении: гносеологическая основа, предмет и цель историко-функциональных исследований. Психологическая школа в предыстории метода. Историко-генетический метод в литературоведении(2 часа).(Проблемная лекция)

Практические занятия:

Тема 1. Герменевтика. (2 часа)

План

1. Герменевтика Понятие «герменевтического круга».

2. Герменевтическая теория в современном русском литературоведении. Рецептивная эстетика.

3. Понятия «горизонт ожидания», «коммуникативная определенность / неопределенность», «эстетический опыт».

4. Герменевтическая теория в современном русском литературоведении (Ю.Борев, Г.И.Богин).

Литература

Основная: № 1-10

Дополнительная: № 9, 10, 14, 16, 17, 20, 35, 39, 41, 42, 49, 52, 57, 65, 70, 73.

Тема 2. Формальный метод (2 часа) (Семинар – дискуссия)

План

1. Возникновение метода в западноевропейском искусствоведении.

2. Ранние русские формалисты. Труды В.Шкловского, Б.Эйхенбаума, Б.Томашевского. Понятия «прием/материал», «мотивировка», «остранение» и др.

3. Критика и самокритика метода и его судьба в развитии литературоведения 2-й половины 20 века..

Литература

Основная: № 1-10

Дополнительная: № 1, 39, 41, 65, 67, 70, 71, 83, 84, 91, 96, 99-100.

Тема 3. Структурно-семиотический метод (2 часа)

План

1. Структурно-семиотический метод в литературоведении. Идеи и принципы французского структурализма сер. 20 века.

2. Структурно-типологические и структурно-семиотические исследования в современном литературоведении.

3. Тартусско-Московская семиотическая школа (Ю.М. Лотман и др).

Литература

Основная: № 1-10

Дополнительная: № 1, 2, 23, 39, 43, 44, 46, 52, 53, 76, 88, 93.

Тема 4-5. Современные методы изучения литературы. (4 часа)

План

1. Концепция личности. Развитие идеи концепции личности в трудах Б. Храпченко, Ю. Павлова, Д Ковальчука и др.

2. Художественный мир произведения как разновидность традиционного исследования.

3. Постструктурализм как современный этап развития литературоведения.

4. Феноменология. Деконструктивизм. Мультикультурализм.

5. Итоги развития методов литературоведения.

Литература

Основная: № 1-10

Дополнительная: № 1, 2, 3, 7. 18, 39, 42, 43, 52, 53, 64, 81, 103.

V. Материалы по используемым инновационным методам обучения

Наши рекомендации