Объект и предмет, цель и задачи, территориальные и хронологические рамки исследования «Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков.»
Отчет по научно-исследовательской практике
Направление подготовки 050100.68 «Педагогическое образование»
Магистерская программа «Историческое образование»
Выполнила: магистр
очной формы обучения
Жакупова Татьяна Юрьевна
(подпись)
Научный руководитель:
д.и.н., профессор
Зубачевский Виктор Александрович
(подпись)
Руководитель практики:
Д.и.н., проф. Т.А. Сабурова
____________________________
Омск, 2014.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Сроки выполнения раздела, этапа и предусмотренных заданий | Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов | Формы текущего контроля |
2 семестр (1 курс) | ||||
Подготовительный | 1 неделя | определить тему исследовательской деятельности, разработать план исследования с указанием конкретных сроков реализации научно-исследовательской деятельности; формулируется цель и задачи исследования, определяются основные системные характеристики исследования: объект и предмет, хронологические и территориальные рамки | Цель и задачи; Объект и предмет исследования | |
Исследовательский | 2 неделя | · Выявить степень изученности проблемы. Студент отбирает исследовательские материалы, необходимые для решения проблемы. На данном этапе студент отрабатывает умения библиографической работы, в том числе и с привлечением новых компьютерных технологий. · Произвести формирование основы источниковой базы исследования. Осуществляется на основе работы студентов в библиотечных фондах. Студенты отбирают необходимые опубликованные источники. Проводят систематизацию источников по группам в соответствии с их внутренним содержанием и происхождением. | Аннотированный список литературы Список источников Видовая классификация источников |
Содержание
1. Цель и задачи, предмет исследования, территориальные и хронологические рамки…………………………………………………………………………….5-7
2. Источниковая база работы………….…………...........................................8-11
3. Список источников и литературы. Видовая классификация……….…..12-15
Объект и предмет, цель и задачи, территориальные и хронологические рамки исследования «Досуговая культура Германской империи в последней трети XIX - начале XX веков.»
Объект исследования - социокультурные процессы в Германской империи в последней трети XIX - начала XX веков.
Предметом исследования является становление и функционирование досуговой культуры населения Германской империи в традиционных и новых формах.
Целью исследования является комплексное исследование развития досуговой культуры населения Германии в последней трети XIX - начале XX веков.
Для достижения цели предполагается решить следующие исследовательскиезадачи:
1) выявить исторические предпосылки и условия развития досуга Германии;
2) раскрыть основное содержание и функции традиционных форм досуга в Германской империи;
3) установить условия появления новых форм досуга в процессе индустриализации страны и их влияние на духовную жизнь народа;
4) показать панораму культурного досуга в Германии и проследить эволюцию досуговой культуры с 1871 по 1914 годы;
5) осветить основные достижения культурного развития немецкого народа в конце XIX - начале XX века.
Каждая из этих задач может представлять самостоятельную тему для исследования, однако автор ставит главной своей целью показать досуговую культуру немецкого населения в целом. В диссертации не ставится задача изучения религиозной культуры, архитектуры, развития деятельности различных обществ как элементов культурной среды.
Хронологические рамки охватывают период с 1871 года и до начала Первой мировой войны 1914 года. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что после объединения Германской империи в 1871 году происходили изменения, касающиеся всех сфер жизнедеятельности от политики до культуры. А верхний хронологический предел - 1914 год - обусловлен началом Первой мировой войны.
Территориальные границы исследования распространяются на Германскую империю в границах 1871 года.
Методология исследования. Диссертация написана с позиций историзма, научности и социокультурного подхода. Историзм позволяет изучать явления и события в строгой хронологической последовательности и с учетом конкретно-исторической ситуации, выявляя факторы и предпосылки исторических событий и условий, которые мы реконструируем. Культура в данном случае понимается как совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или отдельных слоев общества.
Главная задача исследователя при этом состоит в том, чтобы показать, каким именно образом формируются представления, мысли, способности индивидов под воздействием культурной политики и практики, различных форм и жанров досуговой культуры. Социокультурологическая модель изучения прошлого стремится оперировать категориями, которые раскрывают культуру, ценности, нормы и традиции. При этом система понятий включает такие определения, как материальная и духовная культура, элитарная и массовая культура, досуговая культура и т.д.
Для анализа конкретно-исторического материала применялись историко-генетический и историко-сравнительные методы, а также структурно-функциональный анализ.
Историко-генетический метод состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой досуговой сферы в процессе ее исторического движения. Этот метод позволил показать причинно- следственные связи, закономерности развития досуга Германии, взаимосвязь его традиционных и новых форм.
Историко-сравнительный метод основывается на сравнении, его объективной основой является то, что прошлое представляет собой повторяющийся, внутренне обусловленный процесс. В ходе сравнения открывается возможность для объяснения исторических фактов, раскрытия их сущности. Применение данного метода позволило выявить специфику отдельных видов досуга, их связь и преемственность.
Привлечение структурно-функционального анализа способствовало изучению принципов функционирования и взаимосвязи разных видов досуговой культуры, отличающихся морально-политическими, научными и художественными характеристиками.
Таким образом, методологическая основа представлена совокупностью современных подходов и методов, выработанных отечественной и зарубежной историографией.