Татьяна сергеевна зепалова, наталия яковлевна мещерякова
(Методическое руководство к учебнику-хрестоматии "Родная литература" для 5 класса / Т. С. Зепалова, Н. Я. Мещерякова. - 2-е издание, переработанное. - Москва : Просвещение, 1976 )
В каждом из стихотворений А. С. Пушкина, помещенных в учебнике для V класса, выражается то или иное чувство, раскрывающее его отношение к родине. В строфе из «Евгения Онегина» открыто высказана любовь к Москве — городу, который дорог «сердцу русскому». В «Зимнем утре» выражена радость ощущения слитности с родной природой. В стихотворении «Няне» поэт с нежностью и заботой обращается к Арине Родионовне, олицетворяющей для него все лучшее, что есть в простом народе. И, наконец, «Песнь о вещем Олеге» — проявление интереса Пушкина к прошлому своего -отечества.
Обращаясь к «преданью старины глубокой», он поэтически воспроизводит картину быта, нравов тех далеких лет, когда люди наивно верили предсказаниям волхвов-кудесников (раскроем семантическую родственность этого слова сказочному «чуду»), когда у них было множество богов, а главным считался Перун, когда им приходилось отражать набеги чужеземных племен и ходить на них походами, чтобы обезопасить родную землю от новых нашествий.
Легенда о смерти Олега была известна - Пушкину с юности. Вероятно, ее драматизм мог поразить воображение поэта. Показательно, что он создает свою «Песнь...» в 1822 г. в ссылке на юге, непосредственно увидев те края, где развертывается действие его стихотворной баллады. Спустя три года (в 1825 г.) поэт выскажет в письме к Бестужеву свое отношение к легенде: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Однако, перерабатывая легенду, Пушкин выделил не только этот мотив, рядом с Олегом появился у него «вдохновенный кудесник», образ которого имеет особую значительность.
Сюжетная сторона стихотворения увлекательна для учащихся: можно заметить, как нравится им таинственность предсказания, как с удовольствием и грустью слушают они слова прощания Олега с конем, как напряженно ожидают развязки, мысленно представляя выползающую из-под черепа «гробовую змею». Все это, правда, бывает лишь в том случае, если учитель при чтении стихотворения стремится передать драматизм предсказания кудесника и гибели Олега.
Поэтому забота о выразительности чтения очень важна при подготовке к уроку. Хорошее чтение преподавателя обеспечивает интерес учащихся к стихотворению, их желание все понять и представить.
Необходимо построить анализ таким образом, чтобы, активизируя воображение и сопереживание ребят, привести их к посильному, но достаточно серьезному пониманию «Песни о вещем Олеге». Важно с первого же момента урока не увлечься исторической основой произведения, перечислением воинских обычаев древности или подробным словарным комментарием (в частности, касающимся вооружения: изучение былин подготовило понимание таких слов, как «щит», «кольчуга», «секира» и др.).
Попытаемся лучше воскресить перед ними не столько историю, сколько переданную Пушкиным поэтичность того далекого времени. Учитель формулирует для себя методическую задачу, которая должна быть реализована в процессе анализа! раскрыть перед школьниками особенности художественно-поэтического изображения у Пушкина по сравнению с летописным повествованием.
Какие же методические приемы окажутся наиболее эффективными для достижения поставленной цели?
'Для того чтобы художественность была осознана пятиклассниками во всей ее полноте, красочности и динамике, мы обращаемся к приему работы — составление кадров кинофильма, который позволит, опираясь на накопленные ими умения, создавать словесные картины, соединить и осознать эпический и лирический планы произведения.
Учитель читает стихотворение, а затем предлагает ученикам коллективно сделать «кинофильм» на сюжет пушкинской «Песни..;». Для этого намечается программа действий:
1. Определить места, где будут развиваться события «фильма», и в связи с этим установить, сколько частей будет в нем.
2. Назвать героев, участников событий (действующих лиц «фильма»).
3. Наметить, из каких кадров будет состоять каждая часть «фильма».
Естественно, это лишь общая линия работы, которую дети должны принять как установку для их конкретной деятельности по созданию «фильма».
Учитель понимает условность избранного приема, который является лишь формой анализа, позволяющей активизировать воссоздающее и творческое воображение. Важно создать условия для полноценного художественного восприятия пушкинского произведения.
Пятиклассников не затрудняет определение частей будущего «фильма», поскольку действие «Песни...» происходит в четко обозначенных поэтом местах (1. «Князь по полю едет... Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник»;
2. «Пирует с дружиною вещий Олег...»; 3. «На холме, у брега Днепра...»). Эта, казалось бы, чисто «техническая» работа позволяет ребятам охватить особенности построения «Песни...», обозреть ее всю в целом. Общему взгляду на произведение помогает и выявление действующих лиц: главных (Олег, кудесник) и второстепенных (дружинники, слуги и т. д.).
Следующий этап работы—выявление границ и конкретного содержания кадров, входящих в каждую часть. Эта работа является чрезвычайно насыщенной, стягивающей воедино все задачи анализа. Здесь осваиваются художественные характеристики действующих лиц (обстановка, в которой действуют гё-, рои, их внешний облик, поведение, особенности речи, взаимоотношения). Осмысливается своеобразие авторского отношения к к изображаемым картинам жизни и героям, происходит эстетически-эмоциональное освоение всей образной системы произведения. Именно потому, что перед учащимися поставлена действенная задача—перевести язык одного искусства на язык другого (в пределах возможного),—начинает активно функционировать воображение, как воссоздающее, так и творческое, а это, в свою очередь, развивает эмоциональную отзывчивость.
В первую часть «фильма» ученики включают следующие кадры: появление Олега с дружиной; встреча с кудесником; обращение Олега к кудеснику; пророчество кудесника; раздумья Олега над предсказанием; прощание с конем; слуги уводят коня.
Приведем в качестве образца конкретное содержание отдельных кадров.
Для первого кадра .трудно подыскать в тексте стихотворения особые детали, однако и здесь дети найдут опору для своего воображения («С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне») и материал для высказываний. Им помогут и впечатления, полученные от былин, от таких картин, как «Богатыри» В. Васнецова и др. Нужно, чтобы у ребят возникло видение скачущих вооруженных воинов, сопровождающих своего князя, одетых в кольчуги и шлемы. На лицах их написана суровая решимость отомстить врагу за набеги.
Второй кадр. Дорога, по которой едут всадники, уходит в темный лес. Важно, чтобы пятиклассники восприняли образный смысл устойчивого эпитета: непроходимая чаща, ветви, сплоченные между собой и не пропускающие света. На фоне мрачных стволов неожиданно является необычная фигура. Это кудесник. Чтобы увидеть его, ребята должны пристально вчитываться в ту характеристику, которую дает ему Пушкин, «Вдохновенный кудесник», «покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник», «мудрый старец», «Какой видится вам Внешность кудесника на основании этой характеристики?» — спросит учитель. Ученики отвечают, что это худой, высокий, седой старик с горящими пронзительными глазами. На лице его много морщин, оно огрубело от ветра. Вся его фигура выражает величие, уверенность в себе. Он прямо и смело смотрит на приближающегося князя с дружиной.
Третий кадр. Князь подъезжает к кудеснику. Теперь мы видим Олега как бы крупным планом: мужественное суровое лицо, покровительственный взгляд, устремленный на стоящего перед ним мудреца. Мы слышим его речь, в которой звучит невольное уважение к прорицателю и снисходительность могучего, но милостивого, владыки.
Учителю следует уделить особое внимание анализу интонации речей Олега и кудесника, предложив школьникам как исполнителям этих ролей мотивировать ее развитие и смены. Характеризуя кадр «Пророчество», ученики не только воспроизведут позы участников этой сцены (напряженность позы Олега, который ловит каждое слово старца, застывшие фигуры его воинов, наконец, фигуру самого кудесника с торжественно поднятой к небу рукой), но, продумав содержание предсказания. определят и его интонационную окраску.
Следует обратить внимание на то, что слова кудесника содержат именно предсказание, то, что сбудется в жизни Олега, т. е. прямой ответ на его вопрос. Прорицатель как будто «видит» уже свершившимся «жребий» (судьбу) князя — отсюда употребление таких глагольных форм, которые передают будущее время в форме настоящего: «и волны и суша покорны тебе», «завидует недруг...», «щадят победителя», «ты не ведаешь ран» и т. д.
Начало речи кудесника проникнуто гордым сознанием своей независимости от князя, чувством собственного достоинства, уверенностью в своей способности знать «небесную волю»; медленно, величаво, внушительно звучит его предсказание, прорицатель как бы сам поражен значительностью судьбы Олега, открывающейся его внутреннему взору. Вместе с подвигами князя кудесник славит и его верного коня (не забудем, что конь для русского воина имел особое значение: он действительно был другом, постоянным спутником его воинской жизни). В последней фразе предсказания происходит ничем не подготовленная, резкая смена интонации («Но примешь ты смерть от коня своего»), приобретая мрачный, трагический характер.
Следующая строфа, соответствующая кадру «Раздумья Олега над предсказанием», чрезвычайно насыщена действиями. Казалось бы, воссоздание этого кадра не представляет трудностей для учеников. Однако проникновение в переживания героя через правильное осмысление его действий не так-то уж легко. А задача учителя и заключается в том, чтобы привести пятиклассников к пониманию психологического анализа. «Олег усмехнулся». Что таится за этой усмешкой? Так князь проявляет недоверие к последним словам кудесника: слишком они неожиданны. Князь колеблется, но не верить предсказанию он, сын своего времени, не может. В молчанье «с коня он слезает угрюмый». Он подавлен мыслью о неизбежной разлуке со своим «верным другом», боевым спутником. Последняя ласка князя («И гладит и треплет по шее крутой») особенно выразительно подчеркнута эпитетом «прощальной рукой».
Следующие две строфы показывают князя в момент разлуки с конем. Важно, чтобы ребята не только поняли до сих пор открыто не проявлявшуюся силу привязанности князя к своему коню, но и смогли выразить чувства князя интонационно к во внешних проявлениях (выражение лица, поза, жест).
Первый урок по теме завершается домашним заданием: разделив класс на две группы, предлагаем выучить наизусть и подготовить для выразительного чтения либо «Предсказание кудесника» (четыре строфы), либо «Расставание Олега с конем» (три строфы).
На следующем уроке, прослушав детское чтение и вернувшись в мир пушкинских образов, учитель перечитывает «Песнь...» от слов «Пирует с дружиною вещий Олег...» до конца и ставит перед учащимися вопрос: «Какие детали свидетельствуют о том, что после предсказания прошло много лет?»
Этот вопрос нужен для того, чтобы дети ощутили движение времени, поняли, что большой период в жизни Олега, опущенный Пушкиным, не изменил самого князя, его характера, привязанностей. В нем живет еще память о старом боевом друге, ему больно узнать о смерти коня.
После этого школьники продолжают работу по составлению кадров к оставшимся двум частям «фильма». Характер деятельности остается прежним: в тех строфах, где преобладают действия, поступки героев, внимание детей направляется, главным образом, на уяснение внутренних состояний, которые таятся за ними там же, где содержание передается в форме прямой речи героя, идет поиск верной, т. е. мотивированной интонации.
В работе над последней частью «Песни...» роль учителя особенно ответственна: он поможет ^выявить ту лирическую наполненность, которая идет непосредственно от автора и выражает авторское отношение к героям и событиям. Здесь и лирический пейзаж, создающий чувство грусти («Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль»), и эмоциональные эпитеты («благородные кости»), и общая тональность строф, передающая грустные раздумья и автора и его героя («Спи, друг одинокий...»).
Предпоследний кадр является кульминацией всей «Песни...»: погруженный в скорбные раздумья, князь с горькой иронией и скрытым упреком произносит слова: «Так вот где таилась погибель моя? Мне смертию кость угрожала!» Важно, чтобы в этом кадре, основываясь на авторских ориентирах («мертвая глава», «гробовая змея», «шипя», «как черная лента», «вскрикнул внезапно ужаленный князь» и т. д.), дети сумели передать резкую смену лирического развития событий на действенно драматическое.
Таким образом, осуществляется детальнейший анализ произведения, главная особенность которого заключается в восприятии и активном освоении всей художественной ткани произведения, при этом происходит не только органическое усвоение сложной лексики «Песни...», но и обогащение представлений о емкости и назначении словесных образов.
После такого анализа учащимся не представит трудности ответить на вопрос, в чем сходство и различие между летописным рассказом и стихотворением Пушкина.
Спросим пятиклассников: что, по их мнению, производит при чтении большее впечатление — рассказ летописца или стихотворение Пушкина и почему? Они обычно отвечают, что ь летописи об Олеге говорится очень кратко, что там нет его прощания с конем, что все изложено сухо. («Только одни голые факты, а подробностей никаких нет».) В стихотворении же мы видим и Олега, и кудесника, понимаем их характеры, узнаем, как Олег любил коня. Теперь попробуем вслушаться в звучание летописного рассказа. На фоне по-своему привлекательной, но все же суховатой бесстрастности летописного повествования особенно эмоционально звучат пушкинские строки. Они то торжественно возвышенны, то лиричны.
Для домашней работы предложим школьникам проиллюстрировать стихотворение (нарисовать один-два рисунка, соответствующие «кадрам кинофильма»).
Приходит пора расставаться с лирикой Пушкина. Прощание это может получиться праздничным и памятным для детей. Хорошо, если одни ученики выучат к уроку внеклассного чтения стихотворения поэта и приготовятся выразительно прочесть их, а другие прочитают по книге в лицах (заранее подготовившись) отрывки из пушкинских сказок (их подскажет учитель), а третьи нарисуют иллюстрации к известным им произведениям поэта, в том числе к «Зимнему утру» и «Песни о вещем Олеге».
Другой вариант такого урока — слушание записей мастеров художественного слова, читающих Пушкина. Это хорошая школа для учащихся: развивается их эстетическая восприимчивость, обогащаются представления о возможных способах чтения, совершенствуется чувство стиха, его музыкальности и ритмичности.
ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ МАРÁНЦМАН
Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе: На пути к А.С.Пушкину: Пособие для учителя и учащихся: В 2 ч. – Москва: изд.центр ВЛАДОС, 1999. (Библиотека учителя-словесника).– Ч.1. С.97–105.
Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина//Литература. 7 класс. Методические рекомендации. Под редакцией В. Г. Маранцмана (http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literat_7kl_Metod/5.html)
Баллада Пушкина «Песнь о вещем Олеге» открывает мотив товарищества, дружбы в лирике, изучаемой в 7 классе. Далекие времена, описанные Пушкиным, требуют создания установки на чтение, проясняющей историческую и языковую реальность текста.
Чтение летописи, рассказ о князе и его походе на Царьград может вобрать в себя словесный комментарий, необходимый для элементарного понимания текста. После чтения выясняем восприятие баллады и задаем следующие вопросы: 1. Что поразило вас в балладе? Какие эпизоды взволновали более всего?2. Почему Пушкин в начале баллады называет Олега «вещим», а затем «могучим»?3.Как вы представляете себе сцену прощания князя с конем?4. Каким вы видите Олега на могиле коня?5. Почему рука князя названа «прощальной»?6. Зачем нужна последняя строфа баллады?7. Почему погиб Олег?8. В чем отличие баллады от летописного рассказа об Олеге?
Постараемся приобщить учеников к нравственному смыслу произведения и открыть его в самой поэтической ткани текста и его композиции, уточняя свои впечатления сопоставлением вариантов текста, укрупняя эпизоды, имеющие ключевое значение, составлением киносценария (например, «Прощание Олега с конем»).
На берегу Волхова, близ Старой Ладоги, есть древний холм, который, по преданию, до сих пор называют могилой Олега общего, киевского князя, в IX веке укреплявшего могущество Руси. Совершив в 907 году смелый поход на Царьград, Олег победил греков. Подплыв с войском к византийской столице» князь велел вытащить ладьи на берег, поставить их на колеса и развернуть паруса, так русские воины оказались у стен крепости и взяли ее. Народ назвал Олега вещим, то есть человеком, которому все ведомо, предусмотрительным, рассудительным, умным.
Пушкин, в 1820 году сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра тоже называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел написать о нем.
Художественное произведение всегда опирается на события жизни и преображает их. Писатель не копирует факт, а оживляет его своей фантазией, своим отношением к событию. Вглядимся же в летопись и подумаем, что в «Песни о вещем Олеге» идет от истории и что создано «мечтой» поэта.
«Некогда Олег в осеннее время вспомнил о коне своем, от коего ему предрекли умереть волхвы и кудесники. И сказал ему один кудесник так: «Князь! Конь, которого ты любишь и ездишь на нем, от него-то тебе и будет кончина». Олег в уме своем принял намерение такое: «Если так и есть (как говорил кудесник), то не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Но, вспомнив коня, Олег призвал старшего конюха и спросил его, говоря: «Конь, которого тебе дал для сбережения, где ныне? Ибо хочу его видеть». Отвечал старейшина конюхов: «Уж он умер». Олег тогда рассмеялся и, укоряя волхвов и кудесников, которые ему предрекали от коня сего умереть, сказал: «Всегда они говорят ложь, ведь ныне видим, что конь уже умер, а я жив». И повелел Олег себе седлать коня, доехав до того, хотя бы на кости его посмотреть. Доехав же до места, где лежали кости и лоб конский, сойдя со своего коня на самые кости, со смехом и руганием сказал: «От этого ли черепа мне умереть?». И Олег ступил ногою на лоб, попирая, и вот внезапно из оного лба выкинувшая змея ужалила его в ногу, отчего разболелся и умер. Люди же над ним великий плач сотворили, по обычаю погребли его на горе. Шелковица именуемой, где могила его и до наших дней слывет Олеговой могилой».
Пушкина поразил этот эпизод летописи. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», — писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1822 г. Пушкин заканчивает работу над произведением, которое назвал «Песнь о вещем Олеге» и которое начинается с описания другого похода Олега — похода на хазар.
Песнь — древний способ прославления. За что же славит поэт князя? Что поэтического видит Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни»? Чем отличен летописный рассказ от пушкинского произведения? Прослушайте его и подумайте над этими вопросами.
Под музыку Глинки («Руслан и Людмила», вступление к песне Бояна из 2-го акта оперы) проходит мелодекламация учителя.
После чтения выясняется, что учеников более всего поразил заключительный эпизод. Что же вас поразило? Наверное, гибель Олега. Ведь он расстался с конем после предсказания кудесника, но смерть все же принял от коня своего. Почему же? Или оттого, что от судьбы не уйти, как думали некоторые читатели пушкинской «Песни»? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня? События «Песни» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает ее по-своему. Но что хотел сказать Пушкин? Может быть, направление его мысли помогут нам понять черновики, которые сохранились. Рассмотрим еще раз сюжет «Песни» и обдумаем этот вопрос: почему погиб Олег?
Князь вступает в «Песню» торжественно, величаво. Он всемогущ. За буйный набег хазар он мстит жестоко. Все подчиняется ему, все послушно, и в черновике была строка: «Князь по полю едет на смирном коне.».Но Пушкин заменил эпитет. Не «смирный», а «верный» конь несет величавого Олега. Это не послушание коня, а преданность.
Так определены в начале «Песни» два ее героя: Олег и его верный конь. Следующий эпизод «Песни» — встреча князя с кудесником. Власть Олега дана в величавом самоутверждении, в медлительном торжественном развороте: сначала мы видим дружину, затем ослепительное сияние доспехов и только потом самого князя и коня. Кудесник появляется иначе: неожиданно, таинственно.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник.
Пушкин сомневался в этом эпитете, в черновике был другой: «... престарелый кудесник»
Но этот эпитет мог создать ощущение немощи старика, а кудесник наделен всевиденьем, таинственной силой. «Покорный Перуну старик одному» — он подчинен лишь воле богов, а не князя. Кудесник независим и смел. Старость ему оставлена, но она лишена немощи, как, впрочем, и вызова.
В черновике была строка: «И к гордому старцу подъехал Олег».
Но Пушкин оставил «мудрому старцу». Независимость волхвов не надменна. Высокомерен «владыка», Олег. Князь, конечно, понимает духовную высоту кудесника. И потому он подъехал к нему, и потому называет его «любимцем богов», и потому спрашивает о будущем. Но Олег обращается к кудеснику снисходительно, призывая не бояться его княжеской власти и обещая вознаграждение:
Открой мне всю правду, не бойся меня,
В награду любого возьмешь ты коня.
Кудесник спокойно и гордо защищает свое достоинство:
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен.
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Это защита прав поэзии, ее бескорыстия, ее истинности потому что для Пушкина поэзия и пророчество родственны. В черновике кудесник угрожал Олегу:
Но знаю, но вижу паденье твое.
В окончательном тексте он сразу не произносит приговора который отнесен в самый конец предсказания. Работая над этими строками, Пушкин оставляет воодушевление, но исключает мстительную пылкость.
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Пушкин наделяет кудесника сдержанностью и способностью оценить достоинства Олега. В черновике сказано:
День смерти для многих таится во мгле.
Однако окончательный текст:
Грядущие годы таятся во мгле —
подчеркивает силу прозрения кудесника, все будущее ему открыто («грядущие годы»), И с этой своей высоты кудесник говорит и о прошлом, и о будущем Олега, называя его чело светлым и прославляя его. Слово кудесника открывает всевластие Олега: ему подчинены даже самые коварные силы природы («синего моря обманчивый вал») и самое стремительное оружие («и пращ, и стрела, я лукавый кинжал»).
В черновике были строки, подчеркивающие воинственность, даже жестокость Олега:
И вновь, как на тризну, стремишься на брань,
И новой победой прославлен.
Твой меч собирает кровавую дань,
Твой недруг во прахе раздавлен.
Этих строк нет в окончательном тексте. Пушкинский Олег не жесток, а величав, и его могущество усиливается в работе поэта над стихом.
Гимн кудесника Олегу завершается похвалой коню:
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирно стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод, и сеча ему ничего.
Теперь мы понимаем, почему Олег так любит коня. Верный, послушный, подчиненный его воле, конь дает князю ощущение власти над самой жизнью. Завершается гимн Олегу и его коню краткой, но неожиданной, как выстрел, фразой: «Но примешь ты смерть от коня своего». Неподготовленность, внезапность этого приговора заставляет Олега в первый момент не поверить ему («Олег усмехнулся»). Горькая ирония слышится в самой ситуации. Ведь Олег обещал кудеснику: «В награду любого возьмешь ты коня». Оказалось, что он обещал то, чего не в силах сделать. Кудесник берет не любого коня, а отбирает любимого.
Прощание Олега с конем — один из самых драматических эпизодов «Песни».
В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня: «Не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее. Работая над этой сценой, Пушкин все более усиливает ощущение тяжести прощания, привязанности князя к коню, которого он гладит «прощальной рукой».
А сейчас вглядитесь в строки черновика и подумайте, зачем Пушкин изменил их в окончательном тексте:
И молча, рукой опершись на седло...
В молчаньи, рукой опершись на седло...
Служил ты мне долгое время...
Расстаться настало нам время...
Вы, отроки, тотчас возьмите коня...
Вы, отроки-други, возьмите коня...
В твое заслуженное стремя...
В твое позлащенное стремя...
Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем:
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана...
Пушкин долго сомневался в этом эпитете. Подумайте, почему он изменен:
Над ветхой главою кургана Над гордой главою кургана Над славной главою кургана
И именно в эту минуту мира и радости Олег вспоминает коня (не в осенние дни, как в летописи). В памяти Олега конь оживает прежним, молодым:
«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли?
Все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
В черновике вместо «бурный» стояло «бодрый», что было прозаичнее, обыденнее. Но долгая разлука с конем не стерла его образ из памяти князя. И именно потому, что в памяти конь прежний, ответ так сокрушает Олега. Это горе князя подчеркнуто противостоянием позы и эпитета: «Могучий Олег головою поник...»
Этой боли в летописи нет, а в «Песни» именно горе рождает в Олеге гнев и горечь. Называя кудесника «лживым, безумным стариком», Олег упрекает себя:
Презреть бы твое предсказанье.
Мой конь и доныне носил бы меня.
Герой Пушкина наделен душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Князь хочет видеть хоть кости своего боевого товарища, прикоснуться к ним. Олег прямо называет коня другом и полон сожалений о том, что на тризне, погребальном обряде, где полагалось вместе с всадником хоронить и коня, не этот его любимец «жаркою кровью» напоит его прах.
Но стоило Олегу пожалеть о том, что он разлучен с конем, как «вскрикнул внезапно ужаленный князь». Какое странное совпадение! События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.
Именно это и делает Олега в глазах Пушкина лицом поэтическим. Так что же смысл «Песни» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели? Может быть, и так. Ведь сказал же Данте: «Дано любви нас с жизнью разлучать».
Но у Пушкина есть последняя строфа, и в ней свет, преодоление горечи:
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега.
Бойцы вспоминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти — залог бессмертия.
[1] Вещий — мудрый, проницательный, дальновидный.
[2] Хазары, хозары — народ, живший в VIII—XI вв. в низовьях Волги и на Северном Кавказе.
[3] Обрёк он мечам и пожарам — разрушил и сжег.
[4] Пращ (или праща) — сложенный петлею ремень или веревка для метания камней.
[5] Бранное поле — поле битвы. Брань (устар.) — битва.
[6] Отроки-други — здесь: слуги князя.
[7] Ретивый — здесь: быстрый, бойкий.
[8] Внемлет ответу — слышит ответ. Внимать — слышать, отсюда: внимательный.
[9] Тризна — обряд похорон у древних славян. На тризне закалывали-хоронили вместе с воином его любимого коня.