Первое послание к коринфянам: церковные проблемы
Первое послание Павла к коринфянам свидетельствует, что плачевное состояние церкви возможно было не только в случае церквей послеапостольского периода. В коринфской церкви процветали искаженные верования и обряды, невероятно причудливые и вульгарные. Именно для решения этих проблем Павел и написал свое послание.
Павел, испытывая по прибытии в Коринф нехватку средств, делал палатки с Акилой и Прискиллой. По субботним дням он проповедовал в синагоге. После того как к нему присоединились Сила и Тимофей, он написал 1 и 2 Фессалоникийцам; перенес свои проповеди в дом Тита Иуста по соседству; обратил в веру Криспа, начальника синагоги; получил от римского проконсула Галлиона оправдание от обвинений, выдвинутых против него иудеями; в общей сложности провел в служении в этом городе один год и шесть месяцев.
Утверждение в 1 Кор. 5:9: «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками» подразумевает, что Павел ранее написал еще одно послание коринфской церкви, которое впоследствии было утрачено. Коринфяне ошибочно поняли предыдущее послание в том смысле, что им надлежит избегать общения со всеми распутными людьми. Теперь Павел уточняет, что он имел в виду только отделение от называющих себя христианами, которые открыто коснеют в возмутительном грехе.
Таким образом, Первое послание к коринфянам, в сущности, представляет собой второе послание, написанное Павлом для церкви в Коринфе. Он написал его в Ефесе во время своего третьего миссионерского путешествия. Пребывание Павла в этом городе близилось к концу, так как он уже собирался отправиться в путь (1 Кор. 16:5-8). Кое-кто полагает, исходя из 1 Кор. 16:10 «[когда] придет к вам Тимофей», что это послание должен был отнести Тимофей. Однако из Деян. 19:22181 (161 Деян. 19:22: «И, послав в Македонию... Тимофея... сам [Павел] остался на время в Асии [провинция, в которой был расположен Ефес]».) следует, что Тимофей в это время направлялся в Македонию. В переводах NRSV, NIV, NASB стих 1 Кор. 16:10 дан точнее: «если придет к вам Тимофей [из Македонии в Коринф]». Коль скоро Тимофей должен был отнести послание, Павел не стал бы писать «если». Павел старался побудить Аполлоса, фигуру довольно заметную, посетить Коринф и, возможно, надеялся передать свое послание с Аполлосом. Но Аполлос отказался (1 Кор. 16:12), и как Павел переслал 1 Коринфянам, остается неизвестным.
Два события послужили поводом для написания 1 Коринфянам: 1) домашние Хлои принесли устные известия о разногласиях в коринфской церкви (1 Кор. 1:11); 2) прибыли посланные от коринфской церкви — Стефан, Фортунат и Ахаик — с некими дарами и с письмом, выносящим на суд Павла различные проблемы, которые он и рассматривает по порядку, отмечая вводными оборотами (см. греч. текст 1 Кор. 7:1,25; 8:1; 11:2; 12:1; 15:1; 16:1). По крайней мере, представляется, что именно такое понимание следует из 1 Кор. 16:17 [они принесли то, чего от вас недоставало] и из 1 Кор. 7:1 («А о чем вы писали ко мне»); при альтернативном толковании Стефан, Фортунат и Ахаик просто удовлетворили желание Павла лично увидеться с коринфскими христианами, а письмо из Коринфа пришло каким-то другим путем. Хлоя — это имя женское. Ее домашние, вероятно, были рабами. Остается неясным, пришли ли они к Павлу в Ефес из Коринфа, или ходили из Ефеса в Коринф, а затем вернулись с известиями к Павлу.
Город Коринф располагается на узком перешейке между Эгейским и Адриатическим морями. Плавание вокруг южной оконечности Греции было опасным. Поэтому многие суда как-то перевозили или волочили на катках через полуостров и снова спускали на воду. Несколько попыток прорыть канал в силу различных причин так и остались незавершенными. Коринф, как транспортный узел и торговый центр, был чрезвычайно космополитическим городом. Проводимые здесь атлетические игры по размаху уступали только Олимпийским. Открытый театр вмещал до двадцати тысяч зрителей, а закрытый — три тысячи. По всему городу встречалось множество храмов, святилищ и алтарей. Многие так называемые храмовые проститутки занимались своим ремеслом в храме Афродиты, греческой богини любви. Южную сторону рыночной площади составлял ряд таверн, имевших подземные емкости для сохранения содержимого в прохладе. Археологи обнаружили в этих винных погребах множество сосудов; некоторые из них были украшены надписями, такими как «Здоровье», «Благополучие», «Любовь», а также именами богов.
Вполне естественно, что у церкви, находящейся в таком неприкрыто языческом окружении, хватало проблем. Соответственно, 1 Коринфянам почти целиком посвящено их решению.
План-конспект Первого послания к коринфянам
Вступление: приветствие коринфянам и благодарение Богу за коринфскую церковь (1 Кор. 1:1-9)
I. Порицание, опирающееся на рассказ домашних Хлои (1 Кор. 1:10 — 6:20)
A. Разделения и необходимость примирения через осознание человеческой немощи христианских руководителей и их последователей по сравнению с силой Божией в Евангелии распятия (1 Кор. 1:10 — 4:21)
Б. Грех человека, сожительствующего со своей мачехой, и необходимость наказания развращенного через отлучение его от христианского общения (1 Кор. 5:1-13)
B. Тяжбы между христианами и необходимость их решения церковью без помощи мирских судей (1 Кор. 6:1-8)
Г. Безнравственность в целом и необходимость для христиан жить добродетельно благодаря пребыванию в них Святого Духа (1 Кор. 6:9-20)
II. Ответы на вопросы, поднятые в послании от коринфян (1 Кор. 7:1 — 16:9)
A. Брак, его благость по существу, но с преимуществами для некоторых людей оставаться в безбрачии; ограничение на развод; призывы к согласию (1 Кор. 7:1-40)
Б. Пища, особенно мясо, предназначенная в жертву идолам, и ее допустимость для христиан с условием, что они не будут, злоупотребляя своей свободой, ни смущать совесть богословски непросвещенных, ни участвовать в языческих трапезах (1 Кор. 8:1 — 11:1)
B. Порядок общественного поклонения Богу (1 Кор. 11:2 — 14:40)
1. Требование покрывать голову для женщин, молящихся или пророчествующих во время церковных служб (1 Кор. 11:2-16)
2. Вечеря Господня, ее профанация в коринфской церкви из-за разобщенности и невоздержанности, требование благоговейности и воздержания от вечерей братства (1 Кор. 11:17-34)
3. Дары духовные (1 Кор. 12:1 — 14:40)
а) Разнообразие служений внутри Церкви как единого тела Христова (1 Кор. 12:1-31)
б) Превосходство любви (1 Кор. 13:1-13)
в) Совершенство пророчеств и несамодостаточность дара говорить языками, с предписаниями о чинности (1 Кор. 14:1-40)
Г. Воскресение, от воскресения Христа в прошлом до воскресения верующих в грядущем (1 Кор. 15:1-58)
Д. Сборы для церкви в Иерусалиме, порядок их проведения и доставки (1 Кор. 16:1-9)
Заключение: возможное посещение Коринфа Тимофеем, отказ Аполлоса идти ныне, различные призывы, прощальные приветствия и благословение (1 Кор. 16:10-24)
См. 1 Кор. 1:1 — 4:21. Разногласия коринфян имеют свои корни в поклонении героям. Почитатели Павла преданы ему, потому что он основал церковь в Коринфе, однако сам Павел не становится на сторону даже своих почитателей. Почитателей Аполлоса, очевидно, завораживают его ученость и красноречие. Последователи Кифы (Петра) могли принадлежать к иудейской части церкви или к традиционалистам, которые опирались на авторитет самого первого из апостолов. Под последователями Христа иногда понимают тех, кто хотел избежать раздоров и поэтому избрал позицию невмешательства и духовной отрешенности. Более вероятно, что фраза «А я Христов» выражает собственную позицию Павла, осуждение им тех, кто почитает чисто земных руководителей (см. 1 Кор. 3:21-23). Расхождения в вероучении, по-видимому, не лежали в подоплеке этих личностных культов. По крайней мере, вся церковь продолжала собираться вместе, так как Павел обращается ко всем ее членам с единым посланием.
Написав о своем удовлетворении, что он крестил лишь немногих из коринфян, Павел тем самым не отрицает значение крещения (он признает, что крестил некоторых), а опровергает тот взгляд, будто бы он или любой другой христианский миссионер должен крестить как можно больше новообращенных, чтобы приобретать себе личных приверженцев. Напротив, истинное служение христианского миссионера вряд ли может оказаться популярным, ведь проповедь Спасителя, принявшего смерть преступника — то есть распятие, — противна человеческой гордости и мирской мудрости. Поэтому большинство верующих принадлежит к низшим слоям общества. Но то, что им не было дано и чего они не смогли достичь, Христос возмещает им с избытком: Он есть их мудрость, их праведность, их освящение и их искупление.
Павел напоминает, что по приходу в Коринф из Афин, где знатоки мирской мудрости отвергли его, он проповедовал распятие Христа в немощи и в трепете, а не с превосходством и красноречием философов-софистов. В отличие от них, он не проповедовал, что спасение приходит благодаря совершенной мудрости, приобретенной через религиозное и философское познание и доступной лишь духовно избранным. Тем не менее он утверждает, что учит истинной мудрости, исходящей от Святого Духа, Который один проницает глубины Божий.
Ввиду разделений в коринфской церкви Павел обвиняет здешних христиан в том, что они — плотские, то есть подвержены плотским, греховным устремлениям. Хвалиться человеками (своими руководителями) — неправильно, объясняет Павел, потому что они всего лишь люди. Более того, они соработники, а не соперники. Этот раздел кончается увещеванием быть едиными. Подразумевается, что христиане могут достигнуть единства, если будут стремиться к этому и прилагать ради этого усилия.
См. 1 Кор. 5:1 — 7:40. Павел разбирает проступок человека, сожительствующего с женой своего отца. Предположительно, она является его мачехой, так как Павел не называет ее матерью этого человека. И очевидно, что она не принадлежит к христианам и находится поэтому вне юрисдикции Церкви, поскольку Павел не назначает наказания для нее. Павел порицает коринфян за их горделивую заносчивость, выразившуюся в попустительстве такому вопиющему греху в своей среде, и назначает наказание в виде отстранения от церковного общения, то есть в виде социального отчуждения и отлучения от вечери Господней. Проблема с христианами, ведущими в суде тяжбы друг против друга, может иметь какое-то отношение к проявлениям безнравственности, потому что обсуждается она среди упреков Павла, обращенных против безнравственного поведения. Павел предостерегает, что освобождение от ритуала не означает освобождения от нравственности, и подчеркивает, что тело, как храм Святого Духа, свято.
Добровольное безбрачие есть благо, пишет Павел, однако в связи с половой потребностью Бог дал людям институт брака во избежание недозволительных отношений. В рамках брака, следовательно, супруги должны в сексуальном смысле принадлежать друг другу. Павел предпочел бы, чтобы все люди были свободны от налагаемых браком обязательств, уподобляясь в этом ему самому, — не по причине какого-либо духовного превосходства безбрачия, а просто потому, что холостой человек может целиком посвятить себя проповеди Евангелия. Тем не менее Павел допускает, что в этом вопросе воля Божия для разных христиан различна.
В вопросе о разводе Павел уже не проявляет такой гибкости. Разводы в некоторых слоях греко-римского общества достигли масштабов эпидемии. Павел, повторяя учение Иисуса против развода, насколько оно относится к христианским супругам, позволяет им при необходимости расставаться, сохраняя возможность примирения. Однако слова Иисуса не предусматривают случай, когда после заключения брака один из супругов обратился в веру, а другой — нет. Здесь Павел советует христианам по мере возможности оставаться с нехристианскими мужьями или женами, хотя бы по той причине, что эти нехристиане, как и дети супругов, освящаются благодаря тесному общению с христианским свидетелем. Однако, если на разводе настаивают нехристиане, христиане в таких случаях «не связаны». Ведутся споры, означает ли эта фраза, что христиане не обязаны искать примирения, или же, что христианам позволительно вступать в новый брак в пределах христианского сообщества. Уточнение Павла, что эти наставления идут от него самого, а не от Господа, подразумевает не их меньшую авторитетность, а лишь то, что Иисус ничего не сказал по этому поводу, и Павел вынужден сделать это самостоятельно, как человек, «получивший от Господа милость быть Ему верным» и наделенный Святым Духом.
Последняя часть 1 Кор. 7, особенно после стиха 36, ставит перед толкователем трудную проблему. Говорит ли Павел о духовном браке, не имеющем физического осуществления? О тех, кто помолвлен? О не обрученных любовниках? Или об отце-христианине, его дочери и ее женихе? Основной смысл тем не менее ясен. С одной стороны, брак не следует осуждать с позиций аскетизма. С другой стороны, брак нельзя заключать лишь по социальным показателям. Одинокие христиане зачастую способны жить более насыщенной, духовно богатой и плодотворной жизнью, нежели состоящие в браке. Павел при этом подчеркивает, в какое критическое время живут христиане. Вероятно, он подразумевает возможность возвращения Господа, возможность, которая придает христианскому служению и свидетельству характер насущной необходимости.
Важно иметь представление о подоплеке рассматриваемых Павлом вопросов употребления пищи, приносимой в жертву идолам. В древнем мире через языческие святилища проходила большая часть мяса, предназначенного для потребления людьми. Так, в мясных лавках в основном продавалось мясо животных, принесенных в жертву идолам. Богам доставалась символическая часть туши — обычно не лучшие куски — которая сжигалась на алтаре. После того как жрецы и жрицы забирали свою долю, а приносящий жертву съедал вместе со своими близкими другую часть, остаток мяса шел на продажу для всех желающих. Однако иудеи покупали для себя мясо в иудейских лавках, где могли быть уверены, что это не мясо животных, приносившихся в жертву языческим богам. Следует ли христианам быть такими же щепетильными, как иудеи? См. 1 Кор. 8:1 — 11:1.
Павел отстаивает свободу есть любую пищу, но предостерегает своих читателей, чтобы, пользуясь этой свободой, они не принесли духовный урон совести тех, у кого нет знания. Иными словами, христиане, которые понимают, что идол в действительности лишен божественной сущности, могут есть мясо, приносившееся в жертву идолам, без ущерба для своей совести. Но если при этом доведется присутствовать людям, которые думают, что идол имеет божественную сущность, имеющим знание христианам лучше воздержаться от такого мяса, чтобы не повредить христианской жизни неосведомленных, недавно обратившихся в веру христиан и чтобы не исказить свое свидетельство в глазах неосведомленных, поклоняющихся идолам нехристиан.
Следует отметить, что такое соотношение между свободой и «законом любви» сохраняется только в ритуальных и иных вопросах, которые в своем нравственном аспекте сущностно нейтральны. Павел предостерегает, что хотя он и дозволяет по благоусмотрению есть идоложертвенное мясо, он никоим образом не допускает христиан участвовать в идолопоклоннических трапезах язычников. Слишком несообразно было бы для христиан участвовать и в трапезе Господней, и в трапезе, предназначенной бесами для поклонения ложным богам. Павел отмечает, что в ветхозаветные времена, когда народ Израиля участвовал в языческих праздниках, он в той или иной степени склонялся к идолопоклонству, которое вело его к безнравственности.
Наставление Павла о том, чтобы женщины покрывали голову, традиционно понимают в смысле ношения накидки (хотя не такого рода, которая закрывает вместе с головой и лицо). С другой стороны, Павел ни разу не употребляет специальное греческое слово, обозначающее такую накидку, зато говорит, что волосы даны женщине вместо покрывала. Как бы то ни было, речь идет о том, чтобы сохранить видимое различие между мужчинами и женщинами, проявляющееся в длине их стрижки. См. 1 Кор. 11:2-16.
См. 1 Кор. 11:17-34. Павел утверждает, что из-за разделений между коринфянами в их церкви происходит профанация таинства причастия, которое должно быть праздником христианского общения. Коринфяне совершали вечерю Господню в сочетании с вечерей любви, разновидностью общецерковной трапезы, в каком-то отношении подобной той пасхальной трапезе, во время которой Иисус установил таинство причастия. Некоторые из них появлялись на месте собрания раньше, съедали свою долю еды и принимали причастие, не дожидаясь прихода других, у кого рабочее время длилось дольше. Некоторые даже напивались. Возможно, отношение коринфян к вечере Господней было настолько сакраментальным, что они думали: чем больше хлеба и вина, тем больше Божией благодати. Поэтому Павел наставляет коринфян прекратить вечери любви, задерживать вечерю Господню до прихода всех запоздавших, совершать ее, самоуглубленно испытывая свою совесть и с благоговением. Его рассказ об установлении таинства причастия восходит к предсиноптической традиции, имевшей в своей основе сами действия Господа Иисуса. Фраза «я... принял» (1 Кор. 11:23) — формальный оборот, обозначающий восприятие этой передаваемой традиции.
Charismata (дары) и glossolalia (говорение языками) составляют основные темы 1 Кор. 12 — 14. Многие считают, что способность говорить языками, которую рассматривает здесь Павел, связана с некоей разновидностью экстатической речи, а не с иностранными языками в подлинном смысле слова. Действительно, Павел утверждает, что без дара истолкования даже сам говорящий языками не понимает, о чем он говорит. Однако «истолкование» обычно подразумевает перевод. Представляется поэтому, что в понимании Павла дар говорить языками сводится к чудесной способности говорить на неизвестных иностранных языках. Следовательно, эти языки иногда непонятны не потому, что являются экстатической нечленораздельной речью, а потому, что в некоторых случаях ни сам говорящий, ни кто бы то ни было из присутствующих не обладают таким же чудесным даром истолкования162.
Чересчур высоко оценивая дар говорить языками, коринфяне злоупотребляют этим даром. Павел указывает его истинную ценность и настаивает, чтобы им пользовались ограниченно и упорядоченно. Павел восхваляет взамен дара говорить языками другие дары, в частности дар пророчества, благодаря которому передается прямое Божие откровение, необходимое в особенности ранней Церкви, хотя не обязательно только ей, и восполняющее для нее отсутствие Нового Завета. Но выше всего Павел ставит христианскую этику любви в своей знаменитой прозаической поэме тринадцатой главы. Нет настоящего применения даров духовных без любви; нет в Церкви любви без применения духовных даров. См. 1 Кор. 12:1 — 14:40.
Представления Павла о Церкви как теле Христовом занимают видное место в 1 Кор. 12 и привлекают внимание к разнообразию духовных даров. Запрет женщинам говорить в церкви (1 Кор. 14:34-35) вряд ли может быть абсолютным, так как Павел только что дал в 1 Кор. 11 наставление женщинам покрывать голову, чтобы они могли молиться и пророчествовать во время совместного поклонения. Фраза «если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих» подразумевает, что речь идет о запрете прерывать церковную службу женщинам, которые задают вопросы, или, возможно, — если женщины сидели отдельно от мужчин, как в синагогах, — начинают вслух обсуждать эти вопросы между собой.
Далее Павел переходит к теме телесного воскресения, концепции, для греческого мышления чуждой. Некоторые афиняне, настроенные полностью скептически или надеющиеся в лучшем случае на бессмертие души, высмеяли Павла, когда он говорил о телесном воскресении163. (См. с. 310.) Подобный скептицизм мог породить сомнения и у некоторых христиан в Коринфе и заставить их отрицать грядущее воскресение. Однако они не отрицают уже совершившееся воскресение Христа, как можно было бы ожидать от скептиков. Таким образом, они, по-видимому, отрицают грядущее воскресение, считая, что воскресение Христа было единственно возможным. Поэтому Павел доказывает, исходя из признанного факта совершившегося воскресения Христа, подвергнутое сомнению положение о грядущем воскресении верующих: Христос был первенцем, первым плодом воскресения, а не всем его урожаем.
Большая глава о воскресении начинается с краткого напоминания о Евангелии и перечня тех, кому являлся воскресший Христос, перечня, который Павел не осмелился бы привести с такой безапелляционной уверенностью, если бы очевидцев не существовало в действительности. Фраза «что и сам принял» показывает, что Павел цитирует вероисповедательные положения из христианской традиции, более ранней, нежели период, когда он пишет. Далее Павел описывает воскресшее тело и указывает на аналогию между смертью в Адаме и жизнью во Христе. Некоторые равви учили, что воскресшее тело будет в точности подобно нынешнему телу человека. Нет, говорит Павел; воскресшее тело будет иметь преемственность с нынешним телом, однако будет приспособлено для жизни вечной. В кульминационном окончании главы возносится торжествующая хвала Богу. См. 1 Кор. 15:1-58.
Множество объяснений было предложено для упоминаемого в 1 Кор. 15:29 крещения для мертвых. Возможно, Павел говорит просто о тех, кто принял веру и совершил крещение из желания соединиться при воскресении со своими умершими любимыми и близкими из числа христиан. Более вероятно, что Павел говорит о крещении одного человека вместо другого в прямом смысле, однако упоминает его лишь в ходе аргументации, не одобряя этот обычай (фразы «что делают крестящиеся для мертвых» и «для чего и крестятся для мертвых» подразумевают их, которым противопоставлены «мы» в следующем стихе). Иными словами, Павел указывает на непоследовательность людей, принимающих крещение за тех самых мертвых, грядущее воскресение которых они отвергают. Точно так же, как чересчур сакраментальное отношение к хлебу и вину вечери Господней могло приводить к излишествам в еде и питье, чересчур сакраментальное отношение к воде крещения могло приводить к обычаю креститься не только за самих себя, но и за мертвых. Борьба «со зверями» в 1 Кор. 15:32, вероятно, представляет собой метафору164. «Тело духовное» — это не бесплотное тело, а тело, ставшее живым через Духа Христова. Точно так же, неспособность плоти и крови наследовать Царствия Бо-жия не опровергает физическое существование воскресшего тела; подразумевается лишь их бренность, их смертность.
Заключительная глава у Павла содержит различные наставления, в том числе указание откладывать деньги для сбора подаяния, которое Павел, когда придет, отправит в Иерусалим с надежными провожатыми. В 1 Кор. 16:22 появляется имеющее большое значение арамейское выражение «маранафа», означающее «О Господь [наш], приди!» (ср. Отк. 22:20). Оно свидетельствует, что определение Иисуса как Господа появилось достаточно рано среди говорящих по-арамейски, и поэтому не может быть приписано позднему грекоязычному христианству — вопреки утверждению некоторых современных исследователей о том, будто бы воззрения о божественности Иисуса представляют собой позднейшее развитие учения, не восходящее ни к Иисусу, ни к самым первым христианам. См. 1 Кор. 16:1-24.