Развитие языка и развитие общества
Возникновение языка
На первых стадиях своего возникновения язык представлял собой нечленораздельные звуки издаваемые первобытными людьми и сопровождался активной жестикуляцией. Позже, с появлением человека разумного, язык обретает членораздельную форму, благодаря его умению абстрактно мыслить.
Благодаря языку первобытные люди начали обмениваться опытом, планировать свои совместные действия. Членораздельный язык вывел древних людей на новую стадию их эволюционного развития, и стал еще одним фактором, который смог вывести человека на более высший уровень от остальных биологических видов.
Также в этот период языку предается мистическая окраска, древние люди верили, что определенные слова имеют магические свойства, которые помогают остановить надвигающееся природное бедствие: так появляются первые магические заклинания.
Функции современного языка
Основные функции современного языка – это коммуникативная и мыслительная. Главная из них, безусловно, коммуникативная: благодаря языку люди могут общаться между собой, передавать нужную информацию друг другу, выражать свои мысли, чувства, пожелания.
С помощью мыслительной функции языка, человек не только имеет возможность передавать свои мысли другим, но и с помощью языка формирует свои собственные.
На ряду с выше указанными существует еще такая функция языка, как гносеологическая или познавательная - человек анализирует всю информацию полученную от других членов общества, благодаря этому зарождается процесс научного познания окружающего мира.
Также язык имеет эстетическую функцию, которая чаще всего используется в художественных произведениях. Благодаря своему применению в литературе, такой язык дарит людям чувство эстетического наслаждения, он провоцирует их на эмоции, заставляет человека испытывать переживания.
Развитие языка и развитие общества
Развития языка неразрывно связано с развитием общества. Язык это живой организм, который поддается влиянию исторических, политических и социальных изменений в жизни общественности. Нельзя не отметить такое явление, как вымирание языков. Каждые две недели исчезает какой-либо язык. Сейчас насчитывается около 5 тысяч языков, но языковеды подсчитали, что к концу нашего века половина из них исчезнет. Исследователи вывели пять основных регионов, где наиболее стремительно исчезают языки. Это север Австралии, центральная часть Южной Америки, штат Оклахома вместе юго-западом США, северо-запад Океании и Восточная Сибирь. Вымирание происходит, главным образом, из-за того, что большая часть населения Земли говорит на наиболее распространенных языках (80% населения говорит на 80 языках). Наиболее используемые «живые» языки охватывают все большее количество стран и их население, что помогает облегчить общение и понимание между ними. Но исчезновение языка приводит к утрате многих культурных элементов, а с ними к утрате самосознания и потере накопившихся за века знаний. Ведь язык помогает относить себя к тому или иному народу и его культуре. С исчезновением языка уходит и культурное наследие целого народа, а без такого наследия народ перестает существовать как отдельная единица. Таким образом, следует отметить, что изучение языков крайне необходимо для поддержания контактов с представителями других языков, но также следует, крайне бережно относится к вымирающим языкам. Сохранение даже самой малочисленной группы имеет крайне важное значение как в культурном плане, так и с научной точки зрения, ведь многие из них малоизученны и не исследованы лингвистами. Культурная антропология, сравнительно-историческое языкознание, этнография и этнология опирается, главным образом, на языки. Во многом благодаря таким исследованиям мы можем говорить о давней истории отдельных народов. Утрачивая языки, общество утрачивает не только часть истории отдельных народов, но и историю развития всего человечества.
Конфуцианство - многоаспектное этико-политическое учение. Основатель учения - Конфуций (551 - 479 до н.э.) -выдвинул идею сплочения членов семьи, коллектива, объединения государства и народа. В китайском языке само значение слова «государство» (ЩЩ. гоцзя) включает в себя как составную часть, корень «семья» (Щ. гря). Эта идея была отражена в письменном памятнике «Лунь юй» («Беседы и суждения») под авторством Конфуция, который дополнялся его учениками. На протяжении многих эпох китайские правители руководствовались принципом единения государства и народа, который лег в основу современной модернизационной политики Китая.
Конфуцианские ценности сегодня направляют стремительный порыв инновационных технологий в нужное русло и чётко, в соответствии с морально-нравственными социальными критериями, способствуют гармонизации развития современного китайского общества. Конфуцианство создаёт баланс между традиционными и инновационными силами. Благодаря этому развитие современного китайского общества становится более стабильным и гармоничным.
Инновационное развитие китайской политико-экономической и социальной системы требует глубокого изучения традиционного уклада жизни китайцев, обращения к традициям конфуцианства.
С начала модернизации в 1978 г. и до настоящего времени китайское общество претерпело коренные изменения. Китай переживает бурный подъём и успешное развитие различных отраслей политики, экономики и социальной сферы. В результате стремления к материальному сверхпотреблению и власти, борьбы за природные ресурсы, за право собственности, расширения амбиций возникают конфронтации и войны между странами и регионами, гегемония однополярного мира, международный терроризм. Эти явления препятствуют развитию человеческого общества, разрушают социальную гармонию и, в конечном итоге, приводят к распаду социума.
В процессе модернизации Китай сталкивается с необходимостью соблюдения баланса между рыночным реформированием и политической стабильностью. Современные китайские политологи, решая вышеперечисленные проблемы, во многом опираются на идеи конфуцианских мыслителей. Заложенные в конфуцианстве социально-политические нормы всегда являлись основным стержнем, вокруг которого формируется современная модель общественного и государственного устройства КНР. Китайский лозунг — «древность на службу современности», сформулированный ещё в Древнем Китае, демонстрирует преданность традициям, свойственную китайскому менталитету. Именно конфуцианство является не только корнем китайской культуры, но и политическим компасом.
Опираясь на прошлое, удивительную стабильность современного экономического развития и политического уклада можно объяснить гармоничным сочетанием культурно-исторических традиций и технологической модернизации. Успех прогресса кроется в бережном сохранении наследия и его демократических ценностей. Без прошлого не бывает будущего.
В настоящее время Китай не копирует западные идеи модернизации общества. Он идёт по самостоятельному пути, основываясь на творческом переосмыслении конфуцианских традиций. Данное утверждение можно продемонстрировать примером политической установки - «западные новшества на китайской основе», которая точно передаёт направленность китайского политического уклада. Китайские современные политики успешно сочетают социалистическую модель с капиталистической. Они формируют собственную модель развития общества и страны в целом на базе местных традиций, богатого исторического прошлого и избирательного использования достижений западной цивилизации. Китайскому руководству удаётся сочетать государственное планирование и рыночные механизмы.
Чтобы глубже понять политическую направленность и специфику китайского общества, необходимо изучение конфуцианства, которое является движущей силой для китайского народа на протяжении столь длительного времени.
Под непосредственным воздействием конфуцианства китайская государственность на современном этапе имеет свои ориентиры развития. В известной конфуцианской книге «Ли цзи» есть такие понятия, как «сяо кан» и «да тун». В переводе на русский язык «сяо кан» (ФДЛ) означает «средний достаток», а «да тун» - «великое единение». Эти идеалы служат основой для разработки стратегических планов политической, экономической, культурной модернизации китайского общества. Важнейшей целью современной китайской государственной политики, рассчитанной на период до середины XXI века, является формирование общества «среднего достатка», которое впоследствии должно привести к осуществлению идеала общества «великого единения».
Базой для успешного осуществления этой цели является развитие китайского образования. Образовательная реформа в Китае началась в 90-х годах XX века.
Её успешное проведение дало толчок для быстрого развития экономики. Изменения в системе образования КНР ориентированы на повышение образовательного уровня всего населения, инновационное развитие науки и техники, внедрение передовых технологий в производство. Сегодня страна занимает первое место в мире по темпам роста вложения средств в эти отрасли. Активно развивается преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельность.
Особое значение имеет то, что государственная политика в деле воспитания молодёжи, формирования её нравственных устоев опирается на конфуцианские традиции. Она призвана сформировать гуманитарно-развитую личность, признающую выработанные тысячелетним опытом ценности китайской культуры, сохраняющую культурную самобытность и стремящуюся к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.
Ведущая роль в современной социально-политической жизни Китая отведена принципам традиционного конфуцианства, и это является залогом успешного социально-политического и экономического развития КНР.
Анализ текстов на китайском языке затруднён нерешённостью проблемы делимитации слова. Слово в данном языке не является единицей, которую можно было бы всегда чётко выделить по каким-либо формальным признакам. С другой стороны, нельзя отрицать наличие слова в китайском языке. Сложность определения границ слова заключается в том, что в китайской системе письменности не принято отделять слова пробелами, как это принято в, например, европейских языках. Конечно, и в упомянутых европейских языках проблема определения слова не ограничивается нахождением его физических границ, но, как правило, все системы автоматического анализа письменного текста в качестве базовой единицы принимают именно графическое слово – последовательность знаков алфавита, отделённых друг от друга пробелами или знаками препинания. Проблема делимитации слова в китайском языке осложняется также и тем, что слова в китайском языке почти лишены формальных признаков морфологического уровня. В словообразовании доминирует корнесложение, флективные формы встречаются нерегулярно, словоизменение почти отсутствует, что в совокупности делает невозможным выделение хотя бы основных лексических единиц путём определения их границ по каким-либо морфологическим маркерам. Тем не менее, многие исследователи пытаются решить проблему так называемой сегментации китайского текста (разбиение текста на слова). Для этого используются три основных способа: словарный (обычно с применением алгоритма максимального соответствия), статистический и комбинированный, сочетающий в себе оба предыдущих. По сообщениям авторов им удаётся правильно сегментировать текст на 95-99 процентов, что, казалось бы, позволяет говорить о том, что проблема почти решена. Но, на наш взгляд, предлагаемые способы не решают проблему делимитации слова в тексте, а скорее имитируют её решение. Так, автор одной из систем сегментации текстов на китайском языке, говоря о критериях оценки эффективности работы подобных систем, писал, что “точность определения эффективности работы программы сегментирования текстов может быть внятно определена только при условии наличия общепринятого определения того, что считать словом в китайском языке. На практике же, исследователи в области автоматической сегментации текстов на китайском языке, отмечая неоднозначность определения слова, как правило, принимают свои рабочие определения слова в китайском языке или просто полагаются на субъективные суждения носителей языка». Таким образом, очевидно, что результаты подобной сегментации весьма условны и базируются на субъективном понимании того, что есть слово в китайском языке. группа слов, построенных по глагольно-объектной словообразовательной модели (надо отметить, весьма распространенной в современном китайском языке), как правило, обладают свойствами словосочетания, например: 3. 睡懒觉 shui lanjiao («валяться в посели»), букв.: «спать ленивый сон». Таким образом, мы можем заметить, что приведённая выше единица китайского языка (1), зафиксированная в словарях в качестве слова, воспринимаемая носителями китайского языка как одно слово (фонетически неделимо, вторая часть самостоятельно не используется, в китайской лингвистической традиции такие единицы называются liheci – «слитно-раздельные слова»), тем не менее, распадается на две части, при этом вторая часть может принимать различного рода атрибутивные конструкции. В то же время приведённую единицу нельзя считать и словосочетанием, так как при разделении частей этой единицы происходят существенные изменения.
Мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) — может означать как древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т. п.). Мифы нужны были для объяснения явлений природы, возникновения того или иного значения слова, причем у каждого народа было свое объяснение как произошла та или иная вещь.
Космогонические мифы — мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Служат для объяснения происхождения мира и жизни на Земле.
Одним из распространённых сюжетов космогонических мифов является рождение мира из мирового яйца. Такие мифы встречаются у многих народов на разных континентах. Мировое яйцо является универсальным символом происхождения жизни[6].
Нередко роль творца в космогонических мифах принадлежит животным. Так в русском и белорусском фольклоре известен рассказ о сотворении мира, где один из демиургов в облике птицы (утки), ныряет под воду, чтобы достать немного земли со дна. Позднее из этой земли создается суша. Сходные тексты существуют и во многих других традициях. Нивхи объясняли происхождение мира сказанием о маленькой синице, которая ныряла в воду (была только вода) и доставала клювом землю. Так постепенно появилась суша — островок, а затем и земля, на которой расцвела разнообразная жизнь. Аборигены в Австралии, также как североамериканские индейцы гуроны считали, что именно черепаха создала Землю и держит её на себе. По преданиям индейцев также в создании Земли помогала черепахе жаба, которая доставала землю с морского дна, клала по краям панциря черепахи и земля увеличивалась в размере, так появилась суша.
Во многих мифологиях мир был создан богами.
Примеры Богов-творцов: египетские Атум и Птах, зороастрийский Ахура Мазда, Вишвакарман в индуизме, Анцва у абхазов и абазин, Тха у адыгов, армянский Арамазд, Виракоча инков, богиня Ильматар у финнов, Инмар у удмуртов,Кайракан у алтайцев.
В германской мифологии боги создали мир из тела великана Имира, убив его. Похожий сюжет — сотворение мира из тела Пуруши в индуистской мифологии.
Примеры пар, создавших мир: Идзанаги и Идзанами в синтоизме, Абзу и Тиамат у шумеров, Геб и Нут у египтян,Ранги и Папа у маори.
Иногда сюжетом космогонических мифов является противостояние сил созидания и сил разрушения. Такие мифы свойственны дуалистическим мифологиям. Такими парами являются Ахура Мазда и Ангра-Майнью, Ен и Омэль, Кугу-Юмо и Йын.
В древнегреческой мифологии прародительницей мира считается Гея, родившаяся вслед за Хаосом. Является матерью Урана и от него других богов, киклопов, титанов, эриний, гигантов, гор, морей, чудовищ, героев[7].
Частным случаем космогонических мифов являются мифы антропогонические, или мифы о сотворении человека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п. Космогонические и антропогонические мифы часто взаимосвязаны, часто одни и те же боги ответствены как за создание мира, так и за создание человека. Другой вариант взаимосвязи — это антропоморфизация мира, когда вселенная возникает из тела первочеловека[8].
В различных мифах человек создаётся из разных материалов. Наиболее распространённым материалом является глина и земля. Из глины создаёт людей Прометей в древнегреческой мифологии, Энки и его жена Нинмах в шумерской мифологии, Мардук и Эйя в аккадской мифологии, Хнум в египетской мифологии, Ульгем в алтайской мифологии, Амма в мифологии догонов, Иоскеха в ирокезской мифологии и другие боги различных народов. В мифах некоторых народов материалом для создания человека служит дерево. Существуют также и более экзотические варианты, например из орехов у меланезийцев и перуанских индейцев или из костей животных, птиц и рыб у некоторых племён североамериканских индейцев[8].
У многих народов в антропогонических мифах сотворение мужчины предшествует сотворению женщины, распространён также миф о том, что мужчины и женщины сделаны из различных материалов (во многих мифах южноамериканских индейцев)[8].
Отдельным видом антропогонических мифов являются тотемические мифы, повествующие о происхождении людей, чаще всего конкретного племени от того или иного животного. У некоторых народов в тотемических мифах прародителями людей могут быть птицы. Встречаются также сюжеты о рождении первого человека из яйца[8].
У народов Африки распространены мифы о людях, вышедших из скалы, земли, ямы, термитника, расщепившегося дерева или тростника.
Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование», «стих»[1]) — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.[2]
Возникновение эпоса носит стадиальный характер, но обусловлено историческими обстоятельствами. Некоторые учёные высказывают точку зрения, что героический эпос не возник в таких культурах, как китайская[3] и древнееврейская[4]. Однако другие ученые считают, что эпос у китайцев все-таки есть[5].
Зарождение эпоса обычно сопровождается сложением панегириков и плачей, близких героическому мировосприятию. Увековеченные в них великие деяния часто оказываются тем материалом, который героические поэты кладут в основу своего повествования. Панегирики и плачи, как правило, слагаются в том же стиле и размере, что и героический эпос: в русской и тюркской литературе у обоих видов почти одинаковы манера выражения и лексический состав. Плачи и панегирики сохраняются в составе эпических поэм на правах украшения.
Средневековый эпос — героическое народное сказание, которое создалось странствующими певцами или народом в период Средневековья. Эпос был предназначен для пения с сопровождением арфы или виолы (маленькой скрипки).
Лучше всего сохранились французские эпосы — около 100 поэм. Самая знаменитая из них — «Песнь о Роланде» — была записана во Франции в начале 12 века. В ней рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании и о мести короля франков за гибель своего племянника. Завоевательный поход в Испанию изображён в поэме как религиозная война христиан против мусульман. Роланд наделён всеми чертами безупречного рыцаря: он справедлив, всеми любим, великодушен и безумно смел, совершает необыкновенные подвиги и гибнет, чтобы не нарушить клятву верности своему сеньору.
В этой поэме отразились и любовь народа к «милой Франции», и ненависть к её врагам, и полное покорение своему господину. В поэме осуждаются те феодалы, которые предают Родину.
Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах» отражает события и мифы времён Великого переселения народов. Запись этой поэмы сделана около 1200 года. В ней герои совершают богатырские подвиги не для защиты родины от захватчиков, а ради личных, семейных или племенных интересов. Но в поэме отразилась и жизнь германского народа в мирное и военное время. Пышные праздники у феодалов, пиры и турниры чередуются с войнами и битвами, в которых проявляются воинская удаль, смелость и сила рыцарей.
Русский героический эпос представлен былинами, так назвал русские эпические сказания ученый Иван Сахаров, взяв это слово из «Слова о полку Игореве»: автор хочет начать песнь по «былинам сего времени, а не по замышлению Бояню» (впрочем, слово «былина» как обозначение эпической песни изредка встречалось и в народе: «Сказка-складка, песня-быль», но чаще эпические песни называли «старинами»)[6]. Первые записи былин были сделаны в XVII—XVIII веках: древнерусская «Повесть о Сухане»; «Сказание о хождении богатырей киевских в Царьград» (Богатырское слово); «Гистория о киевском богатыре Михаиле Даниловиче двенадцати лет»; «Сказание о князе Ставре Годиновиче»; «Сказание об Илье Муромце, Соловье-разбойнике и Идолище»; «Повесть о князе Владимире Киевском, о богатырях киевских, и о Михайле Потоке Ивановиче, и о царе Кащее Залатой Арды»; отрывок сказания об Алеше Поповиче и Тугарине; «Повесть о сильном богатыре и старословенском князе Василии Богуслаевиче» и некоторые другие[7].
Ареал бытования былин включает Печору, Мезень, Кулой, Пинегу, Зимний Берег Белого моря, западное Поморье, Северное Обонежье, Западное Обонежье, Восточное Обонежье (Пудогу), Кенозеро, Каргополье, центр Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток, казачьи области (Дон, Нижняя Волга, Северный Кавказ и др.). [8]
Былины, подобно эпическим произведениям других народов, исполнялись, как правило, пением под аккомпанемент музыкального инструмента — гуслей; исполнялись также и без инструментального сопровождения.