Чижевский, Александр Леонидович

(1897-1964)

Родился 7 февраля 1897 г. в городе Цехановец Городецкой губернии (ныне в Польше). Отец — кадровый военный, потомственный дворянин. Мать скончалась от туберкулёза, когда сыну не было и года.

Детство прошло частью за границей (Франция, Италия, Греция), частью в родовом имении Александровка под Брянском. В 1906 г., с переводом отца в город Бела Седлецкой губернии, Чижевский поступил в гимназию. Тогда же стал интересоваться астрономией.

В 1913 г. переехал в Калугу, где в 1914 г. познакомился с К. Э. Циолковским. В 1915 г. стал студентом Коммерческого института в Москве и вольнослушателем Археологического института, где в октябре 1915 г. сделал свой первый доклад «Влияние пертурбаций в электрическом режиме Солнца на биологические явления» — о связи солнечной активности и процессов, происходящих на Земле.

Александр Леонидович Чижевский обосновал теорию, что все живое на земле, подвержено циклам солнечной активности, включая и социальную активность масс. Анализируя образование пятен на Солнце в контексте с историческими событиями более чем, за 200 лет, им был выявлен 11-летний цикл активизации социальных процессов. Пик этого цикла совпадает с пиком так называемого цикла Швабе-Вольфа, отражающего процессы пятнообразования на Солнце. Суть идеи Чижевского состоит в том, что активность народных масс, в плане реализации протестных настроений, максимальна тогда, когда максимальна солнечная активность и наоборот. Доказано, что цикл солнечной активности на самом деле изменяется от 6,7 до 17,5 лет, и в среднем составляет 11,2 года. Циклы несимметричны: от минимума до максимума (стадия роста) — 4,6 года, а от максимума числа пятен до их минимума (стадия спада) в среднем проходит 6,7 года.

Льв Николаевич

Гумилев (1913—1992)

Лев Николаевич Гумилёв— советский и российский историк-этнолог, востоковед, доктор исторических и географических наук (вторая докторская степень не утверждена ВАК), переводчик с персидского языка. Основоположник пассионарной теории этногенеза.

С 1917 до 1929 года жил в Бежецке. С 1930 года в Ленинграде. В 1930–1934 годах работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму. С 1934 г. начал учиться на историческом факультете Ленинградского университета.

В 1935 году был исключён из университета и арестован, но через некоторое время освобождён. В 1937 году был восстановлен в ЛГУ.

28 декабря 1948 года защитил в ЛГУ диссертацию кандидата исторических наук, принят научным сотрудником в Музей этнографии народов СССР.

C 1956 г. работал библиотекарем в Эрмитаже. В 1961 году защитил докторскую диссертацию по истории («Древние тюрки»), а в 1974 году — докторскую диссертацию по географии («Этногенез и биосфера Земли»).

21 мая 1976 года ему было отказано в присуждении второй степени доктора географических наук. 15 мая 1990 года на заседании Секции синергетики географических систем РГО, посвящённом 25-летию пассионарной теории этногенеза Л. Г. Колотило выступил с предложением о выдвижении Л. Н. Гумилёва в действительные члены АН СССР (академики).

Уровень пассионарности в этносе меняется, и в связи с этим Л. Гумилев выделяет основныые этапы развития этноса.

(Гумилев считает, что средняя продолжительность жизни этноса – 1,5 тыс. лет)

1 стадия этногенеза: Пассионарный толчок. Новый цикл развития этноса может быть вызван только новым пассионарным толчком, при котором не реконстуируется старый этнос, а возни-кает новая популяция. Начинается новый виток этногенеза, благодаря которому человечество не исчезает.

2. Наивысший подъем, «акматическая фаза» . Для этого этапа характерно стремление людей не создавать единство, а ничему не подчиняясь, считаться только с самим собой. Также характерно междинастическое соперничество, резьба.

3. Фаза надлома. В результате убийств сокращается пассионарный заряд, так как количество но-сителей пассионарной энергии сокращается. Начинаются гражданские войны. Энергия рассеи-вается в культуре и искусстве. Внешний расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее подъему. Эта фаза завершается кровопролитием. После того, как выбрасывается избыток энергии, в обществе устанавливается равновесие.

4. Инерционная фаза. В это время образуются большие государства, происходит накопление ма-териальных благ.

5. Фаза обскураций. Энергия иссякает. Ведущее положение в обществе занимают субпассиона-рии (люди с пониженной пассионарностью) , которые стремятся уничтожить пассионариев и гармоничных людей. Господствуют вялые, эгоисты.

6. Мемориальная фаза. Начинаются необратимые процессы распада. Этнос сохраняет только па-мять о своей исторической традиции.

7. Гомеостас. Исчезает и память об исторической традиции. Люди живут в гармонии с родным ландшафтом, предпочитают обывательский покой великим целям. Пассионарности хватает только на то, чтобы поддерживать хозяйство, налаженное предками.

У Льва Гумилева пассионарность – характеристика поведения. Это избыток биохимической энергии живого вещества, проявляющийся в способности людей к сверхнапряжению.

Этногенез (происхождение новых этносов) связан с генетическим признаком – пассионарностью.

Л. Гумилев предлагает в основу анализа положить этногенез, военную историю и историю куль-туры. Общее основание – понятие «пассионарность» . Через это понятие он приходит к историческому синтезу.

Наши рекомендации