Ценностный подход в истории
Поскольку объектом истор-го исследования выступает прошлое чел-го общества, то научное его изучение будет обязательно включать в себя опред-е отношение ученого к предмету исследования. В ист-ф-й практике историк пользуется понятиями (либеральный, демократ-й и пр.), с помощью которых он высказывает свои оценки изучаемых явлений. ЦП п.с. своеобразный способ познания.
В процессе научного познания ученый прибегает к двум осн-м способам освоения объекта исследования: научно-познават-му (логическому) и ценност-но-ориентац-му. 1 - в естествознании, 2 хар-н для соц-х наук.
Научно-познават-й – целью- открытие законов функционирования объекта, подведение разл-х явлений под общие понятия. ЦП сущ-т объективно и основывается на необходимости получения двух типов информации об объекте: научной и ценностной . От оценочной деят-ти историка зависят результаты исследования.
Проблема ЦП - на руб. XIX и XX вв. Инициатором - баденская школа неокантианцев в Германии.Оперируя с категорией ценности, Г. Риккерт пытался осмыслить весь комплекс методолог-х проблем истории.
Неокантианцы заявляли, что сущ-т опред-е общепризнанные достижения культуры, которые составляют безусловные ценности для чел-го бытия. -ценности религии, гос-ва, права, нравственности, искусства, науки.
В позитивистской ист-фии -не увидели в ценности объективного содержания и отрицали это понятие как препятствующее историку постигнуть объективную истину. Рум-й теоретик Ксенополь призывал историков "воздерживаться от всякой оценки и строго ограничиваться установлением фактов сообразно действ-ти, с указанием их причин" .
Неоднозначные суждения о месте ЦП -современной науке. Неообъективисты - ценностные суждения определяют специфику истор-го познания.
противоположны подходы в марксистской философско- истор-й лит-ре. (Поршнев, Козлов, болг-е фил. Стефанов,Качаунов и др.), защищая принцип партийности, утверждали, что с введением категории ценности в историограф-ю практику вносится элемент субъективизма и неправомерно вообще ставить вопрос о специфике истор-го познания. (Гулыга, Ковальченко, Могильницкий) настаивали на сущ-и в истории аксиолог-х суждений, но не ви дели самост-го значения ЦП, подчиняя его "принципу партийности" в науке.
М/у тем категория ценности реально функционирует в историограф-й практике. Коршунов, Рамазанов, Шаповалов.По своей природе ценности объективны. Они представляют из себя опред-е явления действит-ти, имеющие положит-е значение для личности, соц-й группы либо общества в целом. Они многообразны и могут выступать как в матер-й, так и дух-й форме. В соци-м познании ведущая роль отводится ценностям полит-м, правовым, нравственным, эстетическим и др., т.е. отражающим специфич-ю культурную деяте-ть чел-ва. они выступают как продукт практической деят-ти человека в разл-х ее формах.
Нельзя не учитывать того обстоятельства, что значимое в истории не всегда составляет ценность или, напротив, может выступать как препятствие на пути реализации культурных ценностей. = поступок Герострата, поджегшего храм Артемиды в Эфесе.
Важнейшая гносеологическая функция оценочных суждений в истор-й науке заключается в том, что посредством их объект познания — прошлое — рассматривается как явление значимое для современной деят-ти. неизбежны предпочтения в выборе предмета изучения, увлечения опред-ми истор-ми личностями, фактами и т.д.
Огромное значение ЦП имеет при отборе истор-х фактов.значение факта определяется его местом в причинно-следственном ряду, его ролью в выведении закона истор-го развития либо в образовании общего понятия.
Так или иначе, научный и ценностный подходы тесно взаимосвязаны и дополняют один другого, давая исследователю возможность избегать субъективизма в отборе фактов. Т. О., ЦП позволяет дополнить установленную связь фактов в эволюц-м процессе их значимостью для чел-ва.
С ЦП связана реализация некоторых соц-х функций истории, - соци-й памяти, воспит-й и .политико-идеоло-г-й. Оценка соц-но значимой деят-ти историка опред-ся тем, как он способствует формированию важнейших ценностных ориентаций субъекта в окружающем мире и т.д.
Системный подход
Он ориентирует исследователя на раскрытие целостности сложного объекта, на выявление многообразных типов связей объекта изучения, сведение их в единую картину, раскрытие внутренних механизмов функционирования объекта. Категория «система» включает в себя такие понятия, как «элемент», «связь».Системный подход характеризуется целостностью и комплексностью. Изучаемая система рассматривается не со стороны ее отдельных аспектов и свойств, а как целостная качественная определенность. В современной научной литературе системность рассматривается как познавательный конструкт, не имеющий естественной природы и задающий специфический способ организации знаний и мышления. Системность здесь определяется не столько свойствами самих изучаемых объектов, сколько целенаправленной деятельностью познающего субъекта. Системный подход ориентирует исторические исследования на выявление недостаточности старых традиционных предметов изучения и постановку новых задач. Он позволяет выстраивать новые предметы изучения, задавая их типологические и структурные характеристики. Данный подход выявляет более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем научном знании. С его помощью осуществляется поиск конкретных механизмов целостности изучаемого объекта и обнаружение разнообразной типологии его связей. На базе этого подхода разработан специальный историко-системный метод, получивший широкое распространение в практике исторических исследований.