Философский аспект. гармония мира

Донаучные, мифологические попытки осмысления гармонии все­ленной послужили почвой для создания ранних философских уче­ний о гармонии. Первой и самой значительной здесь явилась кон­цепция гармонии пифагорейской школы. Пифагорейцы выдвинули положение о том, что все мироздание основывается на гармонии. Гармония есть то, без чего мир распался бы. Она составляет внутрен­нюю природу вещей. Самому Пифагору приписывается то, что ми­роздание, вселенная названы термином «космос» с целью подчерк-

* Порождением Хаоса были Широкогрудая Гея (земля), Тартар (преисподняя), Никта (ночь), Эреб (мрак). Брак Эреба и Никты приносит «мировое яйцо», из кото­рого появляется Эрос (бог любви). От начальных богов в конечном счете возникают все остальные боги, герои (полубоги), люди, небо, Земля и все сущее в мире. Всевыш­ним повелителем становится олимпиец Зевс.

** Ср. также «космесис» (κόσμησις): 1) благоустроенность, упорядоченность, сла­женность, гармоничность; 2) устройство, украшение, орнамент; украшение, наряд. Косметика — искусство украшения.

нуть высший «порядок» и высшую «красу» мира. Пифагореец Филолай (вторая половина V в. до н. э.) утверждал, что мир возник на основе гармонии: «Все произошло по необходимости и в согласии с гармонией». При этом гармония понималась как согласование и единство противоположностей. Пифагорейская наука о гармонии входила в состав философской концепции числа, сочетавшей в себе идеалистическую методологию со стихийно-материалистическими элементами и диалектическими представлениями. Философия числа послужила базой для учения о музыкальной гармонии и первой научной теории музыки. Трактовка всего космоса как гармонически устроенного и притом музыкально звучащего тела — своего рода вселенского музыкального инструмента — увенчалась учением о «музыке сфер», издаваемой небесными сферами в их бесконечном движении. Грандиозная картина пифагорейской гармонии мира, музыки макрокосма, демонстрировалась на примере музыкального микрокосма, где начальные священные четыре числа (1-2-3-4) об­наруживают прекрасную и вечную гармонию, поддерживая лад пес­ни, музыки отношениями консонансов (2:1, 3 : 2, 4 : 3) так же, как божественные числа и образуемая ими гармония поддерживают все мироздание.

Возникшая в таком виде философия гармонии содержала сти­хийно-материалистическую идею отражения в реальной действитель­ности гармонии вообще и в музыкальной гармонии в частности: музыкальная гармония рассматривалась как часть всеобщей, миро­вой гармонии, ее микрокосмическое проявление, проекция на отно­шения музыкального лада. А идея о том, что «гармония вообще возникает из противоположностей, ибо гармония есть соединение разнообразной смеси и согласие разнообразного» (пифагорейский фрагмент В 10), есть, несомненно, диалектическое положение о гар­монии как единстве противоположностей.

Философский аспект гармонии впоследствии неоднократно раз­рабатывался в музыкальной науке — у Боэция (начало VI в. н. э.), Дж. Царлино (XVI в.), Й. Кеплера (начало XVII в.), М. Мерсенна (XVII в.), X. Кайзера (XX в.) и др. Изложение идей философии гар­монии содержится в трудах А. Ф. Лосева, В. П. Шестакова.

ГАРМОНИЯ И КРАСОТА

В общеэстетическом аспекте понятие «гармония» принадлежит к числу основополагающих, конкретизируясь в ряде близких ему понятий и выступая нередко как своего рода синоним художествен­ной красоты. Близкие эстетические понятия могут считаться атри­бутами единого результирующего их качества — гармонии. Это — мера, пропорциональность (соразмерность), симметрия. Являясь ко­ренными эстетическими категориями, они составляют необходимые условия для того, чтобы целое стало гармоничным, стало гармони­ей. Так, наличие меры указывает на возможность согласования

элементов целого друг с другом, а также на избегание таких крайно­стей и противоположностей, которые в состоянии нарушить гармо­ничное слияние частей в органичную цельность. Пропорциональ­ность как соразмерность целого через определенное соотношение составных частей реализует гармоничность эстетически-целостной формы. Симметрия выполняет сходную «гармонизирующую» роль в конкретно-функциональной системе соответствий определенных частей друг другу. Таким образом, важнейшие эстетические катего­рии — это, по существу, частные реализации и поэтому частные синонимы общей категории гармонии. Когда произведение искусст­ва воплощает значительную идею, формально-художественные кате­гории передают подлинную красоту — необходимый атрибут пре­красного в искусстве. Гармония элементов — условие красоты худо­жественного целого.

ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ

Музыкальная гармония по сути своей есть проекция общего поня­тия гармонии на область звуковысотных отношений, которая заклю­чает наиболее специфичные для музыки (то есть отличающие ее от других видов искусств) художественные средства.* Поэтому гармония в музыке имеет дело с качественными отношениями между звуками по высоте. Сущность же музыкальной гармонии — упорядочивание звуковысотных отношений, образование благозвучия. Можно сказать иначе: гармония — это техника (искусство) благозвучия. Подобное упорядочивание касается, естественно, не только отношений между звуковыми высотами в одновременности (гармоническая вертикаль), но также и в их последовании (гармоническая горизонталь).

Конкретным первичным объектом гармонии является, таким об­разом, размеренное звуковысотное отношение, то есть музыкальный интервал. Соответственно, в науке о гармонии при исследовании природных свойств интервалов, связанном с точной характеристи­кой их качественного своеобразия и их выразительности, использу­ются числа, числовые показатели интервалов (в числах колебаний — 1:2 — октава, 2:3 — квинта, 3:4 — кварта, 4:5 — натуральная большая терция, 5:6 — малая терция и т. д.).

Гармонически устроенное звучащее тело дает радужный спектр интервалов, числовая упорядоченность которых позволяет всем им сливаться в единый музыкальный звук, как бы содержащий в себе ядро всей музыкальной гармонии. Такой спектр называется нату­ральным звукорядом (чем подчеркивается природный характер му­зыкальной гармонии), или гармоническим рядом (пример 1).

Гармонически-«согласное» звучание тонов образует важнейшую для музыки категорию, в каком-то смысле тождественную самой.

* Такие художественные средства музыки, как, например, ритм и метр, свой­ственны и поэзии; структурное членение также не является специфичным для музы­ки и т. д.

философский аспект. гармония мира - student2.ru

Помеченные стрелкой (↓) тоны звучат ниже темперированных.

гармонии, — консонанс. Контраст звукосочетаний с различной степе­нью «слияния» тонов (прежде всего консонансов и — если слияние минимально — диссонансов) есть одно из проявлений диалектиче­ской сущности музыкальной гармонии. Другое проявление музыкаль­ной гармонии — проникнутость всех звуков пропорционированным отношением к единому центральному тону, что выражается специ­фически музыкальной категорией лада. Благодаря системности, со­отнесенности всех тонов друг с другом достигается важнейший эсте­тический эффект гармонии — единство в многообразии. Различное значение тонов лада в этом многообразии отношений воплощается в еще одной важнейшей категории — ладовых функциях.

Проекция основных категорий общего понятия гармонии на зву­ковысотную систему музыки порождает, таким образом, основные специфические явления музыкальной гармонии.

Тем не менее не следует отождествлять музыкальную гармонию со всеми проявлениями общеэстетического (а тем более общефило­софского) понятия гармонии в области музыки (ведь «гармониче­ские» свойства характерны и для области ритмики, и для выработки музыкальной ткани, и для организации музыкальной формы в це­лом). Предмет нашей науки — не всеобщая гармония мира, а звуко­высотная структура музыки (притом предмет, лишь отчасти затра­гивающий ладотональную сторону мелодии, полифонии, не вбирая их в себя целиком). Наименование «гармония» для названной сторо­ны музыки и соответствующей музыкально-научной и практической дисциплины (традиция, идущая от пифагорейцев!) в этом смысле несколько условно.

Наши рекомендации