Становление системы гласных русского языка
Таблица 40 – Система гласных фонем восточнославянского языка дописьменного периода
Подъем | Зона образования | ||
передняя | непередяя | ||
верхний | и ----ě (h)------ е ь ę | ы | у |
средний | о о ъ | ||
нижний | а |
Таблица 41 – Система гласных фонем древнерусского языка конца X - начала XI в.
Подъем | Зона образования | ||
передняя | непередяя | ||
верхний | и ---- ě (h)------ е ь | ы | у |
средний | о ъ | ||
нижний | ä | а |
Таблица 42 – Система гласных фонем древнерусского языка в эпоху после падения редуцированных
Подъем | Зона образования | ||
передняя | непередяя | ||
верхний | и ------(ě)------ е | ы | у ------(ô)------ о |
средний | |||
нижний | а | ||
*В скобках указаны фонемы, сохраняющиеся не во всех русских диалектах. |
Таблица 43 – Система гласных фонем современного русского языка
Подъем | Зона образования | ||
передняя | непередняя | ||
верхний | и | ы | у |
средний | е | о | |
нижний | а |
Сановление системы согласных русского языка
Таблица 44 – Система согласных фонем конца X – начала XI в.
По способу образования | По месту образования | ||||
губные | переднее язычные | средне язычные | заднее язычные | ||
ш у м н ы е с о н о р н ы е | взрывные | б п | д т | г к | |
фрикативные | в | з з' с с' ж' ш' | х | ||
аффрикаты | ц' ч' | ||||
слитные | ш'ч' ж'д' | ||||
ностовые | м м' | н н' | |||
плавные | р р' л л' | ||||
фрикативные | j |
Таблица 45 – Система согласных фонем в эпоху после вторичного смягчения
По способу образования | По месту образования | ||||
губные | переднее язычные | средне язычные | заднее язычные | ||
ш у м н ы е с о н о р н ы е | взрывные | б б' п п' | д д' т т' | г к | |
фрикативные | в в' | з з' с с' ж' ш' | х | ||
аффрикаты | ц' ч' | ||||
слитные | ш'ч' ж'д' | ||||
ностовые | м м' | н н' | |||
плавные | р р' л л' | ||||
фрикативные | j |
Таблица 46 – Система согласных фонем современного русского языка
По способу образования | По месту образования | ||||
губные | переднее язычные | средне язычные | заднее язычные | ||
ш у м н ы е с о н о р н ы е | взрывные | б б' п п' | д д' т т' | г г' к к' | |
фрикативные | в в' ф ф' | з з' с с' ж ш | х х' | ||
аффрикаты | ц ч' | ||||
слитные | м м' | н н' | |||
ностовые | р р' л л' | ||||
плавные | j |
Вопросы и задания
1) Установите, в каких случаях звуки е, о возникли из редуцированных в сильной позиции, т.е. фонетическим путем, а в каких - в результате действия явления аналогии (все формы дайте в транскрипции до эпохи падения редуцированных):
жьньць: жнец – жнеца – жнецу;
Смольньскъ: Смоленск – Смоленска;
ръпътъ: ропот – ропота – роптать;
чьтьць: чтец – чтеца;
Витьбьскъ: Витебск – Витебска.
Например: пьсьць: песец – песцу – [п’ь|с’ь|ц’ь] – [п’ь|с’ь|ц’˙у], в Им.п. звук е в корне появился по аналогии с формами косвенных падежей.
2) С утратой редуцированных гласных появились новые труднопроизносимые сочетания согласных. Какими путями шло устранение трудностей в произношении?
3) Проанализируйте примеры и выясните, почему результат перехода [е] в [о] наблюдается не во всех случаях? Сформулируйте условие перехода [е] в [о] в литературном языке: лёд, ледовый, гололедица, день, деньской, сёла, сельский, учёный, ученик, ученье.
4) В приведённых ниже примерах определите, из какого исконного гласного ([е] или [ь]) возник звук [о]: тёмный, пёс, денёк, умён, весёлый, орёл, жёны, берёза, овёс, подённо. Примеры запишите по-древнерусски для эпохи X – XI вв.
5) Затранскрибируйте современное произношение приведённых слов древнерусского языка. Объясните появление звука [о] на месте [ь], [e]: лице, лицьмь, кольце, кольцьмь, коньмь, бhлье, копье, несете, везете, на березh, землею, мое.
6) Напишите приведённые ниже слова по-древнерусски для X – XI вв. Объясните, какого происхождения в каждом из них новый звук [o] (фонетического или морфологического): мёд, мел, землёй, несёте, мешочке, далёкий, ножом, твоё, плетёте, плащом, душой, силён, концом, берёте, тёща, всё, умён, сёла, ведёшь, приобрёл, плечо, тёртый, свежо, шёпот, вёдра.
7) Распределите слова, выбранные из текстов XIV – XV в.в. ростово-суздальского происхождения, в зависимости от фонетической и грамматической позиций мены букв h. Охарактеризуйте орфографию этих слов. Какие фонетические основания имеет данная орфография? Береза, берhзh, бhлаозера, на бhлhозерh, веду, развhсти, вhдати, ведает, вhлелъ, велhлъ, дhва, под дивичьею горою, з деревн#ми, по рhке, к реке, на рике, сhяли, посеяли, Григорhи, Василеи, възрhли, възрелъ, възрили, тоh земли, из нашее вотчины, по душh, по меже.
8) В московских грамотах XIV – XV в.в. можно проследить мену букв h, е, и. В каких позициях наблюдается смешение букв? Как можно его объяснить? Бhлым, озеромъ, на бhлh озерh, Белгороде, белым озером, бhглеца, беглеца, вездh, вhздh, грhшныи, по грhхомъ, по грехомъ, княгине, княгини, при князи, при князh, к Москве, к Москвh.
9) На основании данного ниже сравнительного материала определите, какой звук был в этих словах в древнерусском языке X в на месте русской е. Напишите слова по-древнерусски (таблица 47).
Таблица 47 – Сопоставительная таблица славянских слов
Русский язык | Белорусский язык | Украинский язык | Некоторые русские говоры |
лес | лес | лiс | лиес |
сено | сена | сiно | сиено |
дед | дзед | дiд | диед |
месяц | месяц | мiсяць | миесяц |
10) Почему реформа орфографии 1918 года упразднила букву h?
11) В памятниках древнерусской письменности встречаются написания типа: чюдо, вижю, межю, отьцю, ищють, ж#дьнъ, доуш#, и др. О каком качестве согласных свидетельствуют подобные написания? Почему написания непоследовательны?
12) Затранскрибируйте приведённые ниже слова современного русского языка. Как в нормах современной орфографии отражается история шипящих согласных [ж] и [ш]? Шил, жизнь, печёшь, ножи, ешьте, ковши, широкий, рожь, мышь, косишь, режь.
13) Дайте фонетическую транскрипцию приведённых ниже слов современного русского литературного языка. Каково произношение в них безударных гласных после [ж], [ш], [ц]: жалеть, лошадей, пожалей, к сожалению, двадцати, тридцати.
Дайте в транскрипции следующие слова древнерусского языка для периода X в. и для современного русского языка: съвhmани~, вешти, qчаmимъ с#, възвраштати, дрожати, дрождь".
14) Каковы причины смягчения заднеязычных согласных?
15) Сгруппируйте приведённые ниже слова в зависимости от происхождения в них сочетаний [к’и], [г’и], [х’и] и [к’е], [г’е], [х’е]: хирург, хитрый, подпрыгивать, кинуть, кегли, враги, мухи, клетки, гипс, на руке, крепкий, в ноге, покрикивать, кефир, снохе, гений, тихий, география, пастухи, размахивать, пологий, волки, сладкий, океан, тихий.
Раздел II. Морфология
Историческая морфология изучает вопросы формирования и развития грамматических категорий и форм их выражения в системе языка. Морфологическая категория – это система противопоставленных друг другу рядов однородных грамматических (категориальных) форм, являющихся средством выражения грамматических значений. Наиболее общими морфологическими категориями являются части речи, в рамках которых выделяются частные морфологические категории (род, число, падеж, вид, время, наклонение и др.).
Морфологические категории (в отличие от синтаксических) выражаются средствами, сосредоточенными в словоформе. Эти средства – некорневые морфемы (аффиксы): приставки, суффиксы и флексии.
Морфология рассматривает аффиксы в отвлечении от корней, поскольку изучает механизм формирования грамматических значений словоформ, не зависящих от их лексического значения.
По характеру грамматического значения и по функции в словоформе различают аффиксы словоизменительные и формообразующие. Основным словоизменительным аффиксом в древнерусском языке, как и в любом из славянских языков, были окончания (флексии), что характерно для языков флективного строя. Флексии имели как категориальное значение, так и синтаксическое. Например, окончание -ою (сестрою) указывало на жен.р., ед.ч. (грамматические категориальные значения) и на Т.п. (грамматическое синтаксическое значение – косвенное дополнение – реализуется в словосочетании и предложении: идти с сестрою и я доволен сестрою). Таким образом, для окончаний древнерусского языка свойственна была комплексность. Это свойство флексий и тот факт, что грамматические значения их реализуются на синтаксическом уровне, играют огромную роль в исторических изменениях на морфологическом уровне.
Формообразующие аффиксы, как правило, имеют несинтаксическое грамматическое значение (категориальное). Формообразующими в древнерусском языке были суффиксы (например, суффикс -л- оформляет грамматическое значение прошедшего времени: зна-л-ъ, зна-л-а).
Кроме того, существуют также аффиксы словообразующие, но они являются принадлежностью другого языкового уровня – словообразования (не морфологии!).
К словоизменительным, формообразующим и словообразующим средствам в языке относятся исторические чередования фонем. Так, чередования о, е с нулем звука (беглые о, е), появившиеся в результате падения редуцированных, стали словоизменительным средством при склонении существительных (мох – мха из древнерусских форм мъхъ – мъха; день – дни из древнерусских дьнь – дьни), а чередования согласных, возникшие в результате праславянских фонетических процессов, являются формообразующим средством при спряжении глаголов (сидеть – сижу – сидишь – д||ж, любить – люблю – любишь – б||бл’).