Актуальность и новизна курса
ЛЕКЦИЯ 1. ВВОДНАЯ
Цели и задачи курса
Данный спецкурс «История и культура рыцарства: воспитательные и нравственные традиции» построен на проблемном подходе к освещению материала, где история рыцарства рассматривается в широком историческом контексте.
Методологической основой изучения средневекового рыцарства может является сочетание цивилизационного и формационного подходов в изучении исторических процессов. С помощью цивилизационного подхода можно рассматривать воинские сообщества отдельных регионов Евразии с учетом их неповторимой региональной специфики, основанной на самобытной культуре, обычаях, менталитете. Формационный подход позволяет раскрыть общие социально-экономические закономерности возникновения рыцарского военно-служивого сословия и место этого сословия в условиях средневековой феодальной раздробленности. Оба подхода синтезируются с помощью оригинальной периодизации всемирной истории с 1992 г. разрабатываемой на кафедре Всеобщей истории АГПИ д.и.н., проф. В.Б. Виноградовым, д.и.н., проф. С.Л. Дударевым, к.и.н., доц. Е.И. Нарожным, суть которой состоит в выделении крупных этапов интеграции человеческих общностей на пути к общепланетарной интеграции в конце XX - начале XXI века.
По нашему мнению рыцарство как раз и представляет один из примеров интеграционных процессов в средневековом обществе. "Рыцарство тогда связывало все нации в Европе… Верующие пели о вере и ее чудесах, любящие о любви, рыцари описывали рыцарские деяния и поединки, и любящие, верующие рыцари были их преимущественными слушателями" – утверждал Л. Тике. Рыцари разных стран считали себя единой кастой, для членов которой не всегда важна политическая, конфессиональная, этническая и вассальная принадлежность. Это ощущали современники. Для европейских рыцарских романов и исторических сочинений XII-XIII вв. характерны представления о "мировом" рыцарстве, охватывающем как христианский, так и мусульманский мир.
Рыцарская идеология и культура, в наибольшей степени ее военный и куртуазный аспекты, оказали заметное влияние на современное общество, в особенности западное, находящееся на пути к общемировой интеграции, "…много сделало (рыцарство) для внедрения этических принципов в социальную повседневность и для формирования из отдельных народов единого Запада".
Задачи, которые мы поставили перед собой для достижения этой цели:
- раскрыть исторический облик средневекового рыцарства периода его расцвета;
- выяснить влияние воинских культур Евразии на процесс формирования рыцарства и степень преемственности этих культур;
- выяснить специфические особенности рыцарства, выделяющие его из всего многообразие воинских культур;
рассмотреть значение изучения истории рыцарства в воспитании школьников и студентов.
Актуальность и новизна курса
Проблемы изучения рыцарства являются одними из наиболее популярных в медиевистике, поскольку напрямую связаны с целым комплексом системообразующих черт средневекового общества. Рыцарство относится к социальной элите средневекового социума. Вопросам изучения элитных общественных слоев и групп в последние годы уделяется гораздо больше внимания, чем в советский период. Современные исследования убедительно показывают, что элита является носителем наиболее репрезентативных черт того или иного общества, в том числе средневекового. В богатой историографии, посвященной рыцарству, кажутся изученными буквально все стороны этого феномена, тем не менее, вопрос типологизации поведения в бою остается исследованным слабо, и многочисленные рассуждения о так называемых "рыцарских войнах" не дают четкого понимания данного явления. Недостаточно изученными являются и морально-этические ценности, формирующиеся в ходе этих войн. Представляется мало освещенным в исторической литературе вопрос об общесоциальной роли рыцарской этики. Между тем, эта этика не только регулировала поведение господствующих классов, но и являлась высоким идеалом для "неблагородных" сословий. Поведение же в бою и во время поединка являлось наивысшим проявлением такого идеала, поскольку в момент сражения рыцарь проявлял все те качества, на воспитание которых уходили годы физического и духовного напряжения.
В то же время становится совершенно очевидным, что тема поведения рыцаря на войне касается не только собственно западноевропейских "воюющих". Рассмотрение евразийских обществ на обширном пространстве от Гибралтара до Японских островов убедительно показывает наличие ряда близких западному рыцарству социальных образований – сословно-классовых групп, каст и пр. (арабские фарисы, адыгские уорки, тюрко-монгольские "батыры", индийские раджпуты, японские самураи и др.), имеющих немало общих черт, которые позволяют рассматривать западноевропейское рыцарство на фоне этих воинских сообществ, особенно поведение в бою и на поединке, с учетом богатого евразийского контекста. Тем более, что между западноевропейскими "воюющими" и их более восточными и южными "собратьями" существовали определенные генетические связи (Ф. Кардини).
История средневекового рыцарства это вопрос, изучением которого занимаются несколько столетий. Но такой аспект этой темы и место феномена рыцарства в ряду воинских культур Евразии практически не изучен. Так же нами осуществлена попытка обосновать правомерность использования темы «средневековое рыцарство» для формирования идейно-нравственных представлений студентов в процессе обучения.
Средневековое рыцарство, одно из наиболее ярких и самобытных явлений западной цивилизации, никогда не поднялось бы выше уровня обычного военного сословия, каких немало было в различных обществах на протяжении древней и средневековой истории, если б оно не создало своей уникальной культуры. Эта культура, взаимодействуя с христианскими и античными ценностями, всегда сохраняла собственное достоинство, придавая западному миру те неповторимые черты, что не изгладились и тогда, когда исчезло само рыцарство и ушли в прошлое многие формы его миросозерцания.
К счастью человечества, и после падения рыцарства как учреждения продолжали обнаруживаться рыцарские чувства, продолжали совершенствоваться рыцарские поступки. Если рыцарство как учреждение уже умерло, оказав человеку величайшие услуги, пробудив лучшие струны его сердца, зато рыцарство как совокупность благороднейших свойств человеческого духа – бессмертно.
Мифы и реальность
Несмотря на кажущуюся широкую изученность и освещенность этой темы существует масса неточностей, прямых ошибок и даже передергивание фактов в отношении истории рыцарства Западной Европы. Причин этому несколько.
Во-первых, это наличие или вернее ее отсутствие специальной литературы по этому вопросу. Ну по каким книгам знакомятся школьники и студенты с тем, как жили и воевали рыцари? В основном – по учебнику «История средних веков» для VI класса, где вот уже более 30 лет с некоторыми перепевами повторяется все одно и то же:
«Нелегко было одолеть крестьянам даже одного феодала. Конный воин – рыцарь – был вооружен тяжелым мечом и длинным копьем. Большим щитом он мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга – рубашка сплетенная из железных колец. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из железных пластин....» Все вроде верно, но слишком уж обобщенно, и как говорит народная поговорка, «с водой выплеснули и ребенка», тогда как в реальной жизни все было гораздо сложнее. А кроме учебника по истории учащаяся молодежь знакомилось с рыцарством разве что по романам Вальтера Скотта, где в том же «Айвенго» много разных неточностей.
Во-вторых, это сугубо политический подход ко всему, что шло с «Запада». В качестве примера можно привести всем известный художественный фильм «Александр Невский», выпущенный в 1938 году, незадолго до войны. В картине наши российские мужики простыми оглоблями побивают «псов-рыцарей», а раз в прошлом их побили то сейчас тем более их всех побьем.
Многие историки любят рассматривать Ледовое побоище в контексте рыцарских единоборств, и совершенно не учитывают хорошо известные факты:
- никаких «латников» на Чудском озере не было, сплошные латы появились через сто с лишним лет;
- на стороне новгородцев было огромное численное преимущество;
- в знаменитом построение «свиньей» ведь не все всадники именно рыцари, кроме того, построенная «клином» конница не атаковала, а только приближалась – при атаке разворачиваясь в линию. И если как говорят летописи, «клин» врезался в новгородское войско, то этот клин скорей всего был пеший;
- романтические представления о коннице, проломившей своей тяжестью лед, тоже вымысел. Русские летописи сообщают: «...И паде немець 400, иних вода потопи» «Иних» означает «нескольких», утонули они при отступлении, вероятно выехав на затянутую тонким льдом полынью, и их гибель не повлияла на исход сражения. Даже при таком раскладе Александр отнюдь не перебил рыцарей, а скорее вынудил их к отступлению. Кстати, летописец (в отличии от своих ученых потомков) не утверждает, что все 400 погибших – рыцари: столько рыцарей там и не набралось бы, это в основном гораздо слабее обученные и вооруженные боевые слуги-кнехты, а рыцарей полегло всего 20.
В художественной, да и в научной литературе тоже, рыцари часто изображаются как одинокие всадники, редко сопровождаемые одним оруженосцем в своих странствиях. Такие одиночки конечно же были, но настоящим «боевым подразделением» рыцарского войска являлось копье. В него входил рыцарь и то количество вооруженных воинов и слуг, которых он мог содержать на свои деньги. Состав рыцарских копий долгое время был произвольный и мог различаться очень сильно, хотя попытки его регламентации делались неоднократно. В середине XV века такое копье во Франции должно было состоять из собственно рыцаря, его оруженосца, воина-копейщика, двух конных стрелков из луков и одного из арбалета, двух-трех пехотинцев и слуг. В бою рыцарь дрался с рыцарем, а оруженосец с оруженосцем. Что же касается слуг, то им оставалось болеть за своего господина, биться об заклад «кто кого» и ждать, пока хозяин не собьет неприятеля на землю.
Другой известный миф говорит о тяжести рыцарских доспехов и о неповоротливости и неуклюжести рыцарей закованных в такую броню. В том же учебнике по «Средним векам» говорится что вес доспехов был около 50 кг. Но не уточняется что это доспехи турнирные, специально усиленные, с толщиной стенок до 1 см и весом до 85 кг. Надевались такие доспехи на очень короткое время на турнирах и в бою никогда не использовались. То, что эти доспехи XV – XVI веков, они лучше сохранились, и их больше в музейных и частных коллекциях, по-видимому, и является причиной того, что их чаще приводят в качестве примера.
Боевые доспехи редко были тяжелее 25 кг, к тому же их вес распределялся по всему телу равномерно. Ни о какой неуклюжести не могло быть и речи. Все упражнения рыцарю классического образца следовало выполнять в доспехах: вольтижировку, копейный бой, фехтование, борьбу, вскакивание в седло при полном вооружении без помощи стремян и др. Некоторые из этих упражнений сейчас выглядят довольно странно: к примеру, для отработки приемов штурма крепости применялись прыжки на стену – именно на, а не через. «Чемпионом» в таких прыжках следует считать баварского герцога Кристофа (вторая половина XV века), который прыгнув вырвал гвоздь, укрепленный в замковой стене на высоте 340 см. Возможно, он совершил этот прыжок с опорой на копье, как на шест. Именно такой прыжок применил Альварадо, один из рыцарей-конкистадоров, когда осажденное в Теночкитлане войско Кортеса пробивалось за городские стены. Когда мост, переброшенный через один из каналов, обвалился, Альварадо упер свое копье в дно канала и перескочил на другой берег. Длина прыжка была такова, что ацтеки, сами знавшие толк в прыжках прозвали это место «Прыжок Тонатиу» («Прекраснолицего» – прозвище Альварадо).
Во многих книгах подчеркивается, что к рыцарской службе готовились с раннего детства, а обычный человек без многолетней тренировки не мог в доспехах ступить и шагу. Тогда совершенно непонятно, каким образом 17-летняя героиня французского народа Жанна Д’Арк, будучи «изящно сложенной девой», по сообщениям современников, могла по шесть дней и ночей подряд оставаться в полном вооружении. Приводят пример, что во время штурма крепости Турель она первой приставила лестницу к крепостной стене (длина и вес которой были достаточно велики). В этот момент стрела вонзилась ей в плечо, и Жанну вынесли из боя, но «после небольшого отдыха она вновь дала облачить себя в латы и возвратилась в бой, окруженная своей свитой». Доспехи ее защитили, но ведь она в них собиралась взбираться на стену, и, значит, ни о какой излишней тяжести их не могло быть и речи.
Много споров вызывает вопрос о непобедимости рыцарского войска. Очень часто на исход сражений влияли конкретные обстоятельства: рыцарский менталитет, местность, численность, талант полководца и др. Известно много примеров когда рыцари терпели сокрушительные поражения в сражениях в которых по идеи должны были выигрывать (Пуатье, Креси, Азенкур). Причин таких неудач много, и рассматривать их подробно в данной статье не является нашей целью [более подробно об этом смотрите другие наши работы]. Но с другой стороны в некоторых сражениях рыцари проявляли поистине чудеса героизма. К примеру, в известной хронике маршала Шампани Жофруа де Вилардуэна описывается оборона крепости Шивето. (Дело происходило в 1207 году, во время IV Крестового похода). 40 французских рыцарей под командованием знаменитого шампанского сеньора Макера де Сен-Меню в течении целого дня обороняли недостроенную крепость от нескольких тысяч (!) византийцев. Французы отстояли крепость, завалив все проходы неприятельскими телами, однако колоссальный численный перевес противника сказался. Как пишет Вилардуэн: "рыцари понесли серьёзные потери, ибо из рыцарей, бывших там, лишь 5 не были ранены, а один - Жиль де Бребан - был убит". Комментарии, мы думаем, излишни.