Пререквизиты и постреквизиты курса
СИЛЛАБУС
по дисциплине: Краеведение
специальность:группы «Образование», 5В010900 – математика; 5В011000 – физика; 5В011100 – информатика; 5В011200 – химия; 5В010100 – дошкольное обучение и воспитание; 5В010200 – педагогика и методика начального обучения; 5В010300 – педагогика и психология; 5В010500 – дефектология; 5В011300 – биология; 5В050300 – психология; 5В011500 – основы права и экономики; 5В012000 – профессиональное обучение; 5В090200 – туризм; 5В011900 – иностранный язык: два иностранных языка
форма обучения: очная, заочная
всего кредитов: 2
Форма обучения | ||||
Очная | Очная сокращенная на базе технического и профессионального послесреднего образования (срок обучения 3 года) | Заочная сокращенная на базе технического и профессионального послесреднего образования (срок обучения 3 года) | Заочная ускоренная на базе высшего образования (срок обучения 2 года) | |
Всего часов по РУП В том числе | ||||
лекций | ||||
практических (семинар.) | ||||
лабораторных | ||||
СРСП | ||||
СРС | ||||
Экзамен (семестр) | 1,2 | 1.2 | 1,2 |
Программа дисциплины разработана к.и.н., доцентом Наурызбаевой Э.К., магистром истории, ст.преподавателем Абильмаликовым К.К., магистром истории, преподавателем Тастековой Г.Б. на основании содержания ГОСО РК 6.08.070–2010, утвержденный приказом №514 МОН РК от 3 ноября 2010 года.
Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры
Протокол № 10 от «12» июня 2014 г.
Зав.кафедрой___________ Наурызбаева Э.К.
Одобрена методическим бюро факультета
Протокол № 6 от «25» июня 2014 г.
Председатель___________ Разуваева М.В.
Сведения о переутверждении
№ | Учебный год | Сведения о рабочей программе | Дата переутверждения № протокола кафедры | Роспись зав.кафедрой |
1. Данные о дисциплине:
Название дисциплины | Количество кредитов | Код, цикл дисциплины |
Краеведение | К09 |
2. Сведения о преподавателях:
Ф.И.О. преподавателя | Время и место проведения | Контактный телефон |
К.и.н. Наурызбаева Э.К. М.и. Абильмаликов К.К. М.и. Тастекова Г.Б.. | По расписанию дополнительно, СРСП по индивидуальному графику на кафедре. | 54-58-74(141) 8(775)2966517 |
3. Краткое описание курса. Курс «Историческое краеведение» - составная часть общего краеведения и истории Казахстана. Представляет собой область прикладной истории и отличается двумя существенными признаками: 1) локальностью исследуемых исторических событий, и 2) деятельным характером. Краеведение является важным средством образовательной связи школы с жизнью. В результате изучения курса будут рассматриваться важные аспекты истории края с древнейших времен до наших дней с элементами вспомогательных исторических дисциплин: исторической географии, топонимики, ономастики, археологии и других.
Цель и задачи курса – вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Этот курс воспитывает патриотические чувства – любовь к Родине, к родному краю, к историческому прошлому народа, дает более правильное представление об общих закономерностях развития той или иной эпохи. В обучении студентов знанию истории края, большое значение имеет комплекс предметов, среди которых видное место занимает курс «Историческое краеведение», который как научная дисциплина вооружает будущих учителей средних общеобразовательных школ, а также работников государственных учреждений, теоретическими, методическими знаниями, прививает им навыки в решении организационных и практических вопросов истории родного края.
Задачи курса: Данный курс рассматривает исторические этапы государства и костанайского края, освещает актуальные проблемы региональной истории,начиная с древнейших времен до сегодняшнего времени. Особое внимание уделено раскрытию проблем современной методики и научной организации дисциплины.
Предмет курса -методологические основы краеведения. Особенности исторического краеведения и его источники. Классификация памятников истории и культуры: памятники истории -здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также науки и техники, культуры и быта народов и т.п.; памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов; памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества; памятники искусства -произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства; документальные памятники - акты органов государственной власти и органов управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.
Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое и культурное развитие села, города, района, области, а также их природные данные. Методологические основы краеведения. Особенности исторического краеведения и его источники. Классификация памятников истории и культуры: памятники истории -здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также науки и техники, культуры и быта народов и т.п.;
· памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;
· памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества;
· памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;
· документальные памятники - акты органов государственной власти и органов управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.
Пререквизиты и постреквизиты курса.
Для освоения данной дисциплины необходимо изучить такие дисциплины как география, политология, философия, история Казахстана, социология.
5. Тематический план дисциплины
№ | Наименование темы | Лекции | Неделя |
Введение. Предмет и задачи краеведения. Роль краеведения в школе | 1-я неделя | ||
Становление и развитие краеведения в Казахстане. Русские исследователи XIX века и их роль в изучении края. | 2-я неделя | ||
Письменные памятники, археологические, этнографические и устные источники по истории Костанайской земли | 3-я неделя | ||
Географическое положение, районирование и природные условия Костанайского края. | 4-я неделя | ||
Каменный век на территории Костанайского Притоболья | 5-я неделя | ||
Костанайский регион в эпоху бронзы и железа. Андроновская культура. | 6- я неделя | ||
Притобольский регион в VI-XVII вв. | 7-я неделя | ||
Тоболо-Торгайский регион в период колонизации края (XVIII-XIX вв.). Борьба за казахские земли. | 8-я неделя | ||
Строительство укрепления Тургай и образование Кустанайского уезда. | 9-я неделя | ||
Развитие промышленности и торговли на территории Тургайской области(XIX-начала XX вв.) | 10-я неделя | ||
Общественно-демократическое движение в Тургайской области в начале XX века. Национально-освободительное движение 1916 года в Тургае. | 11-я неделя | ||
Установление Советской власти в крае. Период военного коммунизма, НЭПа, коллективизации. Общественно-политическая жизнь края. | 12-я неделя | ||
Костанайцы на фронтах войны, послевоенные годы. | 13-я неделя | ||
Освоение целины в Костанайском крае. | 14-я неделя | ||
Перестройка и период независимости в истории Костанайской земли | 15-я неделя | ||
Итого |
Тематический план и содержание лекционных занятий
№п/п | Название темы | План лекционных занятий | Литература | Неделя |
Блок I. Историография освоения Костанайского края | ||||
Введение. Предмет и задачи краеведения | 1. Предмет, цели и задачи краеведения 2. Введение в научный оборот понятия «краеведение», «край», «краеведческий документ» 3. Значение краеведения в школе. | О-Д – 1-40 | 1-я неделя | |
Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения. | 1. Развитие краеведения в Казахстане и в России. 2. Вклад в краеведение отечественных и зарубежных исследователей 3. Современное значение трудов исследователей XIX –XX вв. по истории края. | О-Д – 1-40 | 2-я неделя | |
Исторические источники по краеведению. | 1. Археологические стоянки и памятники на территории Костанайской области. 2. Устные предания об истории Костанайской земли. 3. Историография исторического краеведения 4. Архивные документы и их роль. | О-Д – 1-40 | 3-я неделя | |
Блок II. География и природные условия Костанайской области в современный период | ||||
4. | Географическое положение Костанайской области | 1. Географичесое положение Костанайской области. 2. Социально-экономическое развитие Костанайской области на современном этапе 3. Административное районирование Костанайской области | О-Д – 1-40 | 4-я неделя |
Музейное дело и его развитие в области | 1. Типы музеев 2. Музеи Костанайской области. 3. Роль музееведения в краеведении. | О-Д – 1-40 | 5-я неделя | |
Блок III. История и хозяйственная деятельность населения Тоболо-Торгайского региона | ||||
6. | Деятельность казахских, российских и зарубежных ученых, просветителей и их роль в изучении родного края | 1. Казахские исследователи, ученые, изучавшие историю края. Ш.Валиханов, А.Бокейханов, А.Байтурсынов. 2. Вклад русских ученых XVIII-XIX вв. в изучение костанайской земли. | О-Д – 1-40 | 6-7 я неделя |
7. | Древние жители Северного региона Казахстана | 1. Первобытные жители костанайской земли. Быт, хозяйство, религиозные представления. 2. Эпоха бронзы. Андроновская культура. Алексеевское поселение. 3. Скифо-сакский период. Антропологический облик. | О-Д – 1-40 | 8-я неделя |
8. | Средневековье в истории Северного Казахстана | 1. Тюркские племена и кочевые государства на севере Казахстана. 2. Торгайский регион в составе Монгольской империи 3. Формирование казахских родоплеменных объединений 4. Северный Казахстан в составе Ногайского и Сибирского ханств | О-Д – 1-40 | 9-я неделя |
Казахское ханство (XV-XVIII вв.) | 1. Образование казахского ханства, борьба за северные регионы Казахстана. 2. Быт, хозяйство, традиции и обычаи казахов 3. Проникновение ислама на север Казахстана | О-Д – 1-40 | 10-я неделя | |
10. | Северный Казахстан в колониальный период | 1. Присоединение Северной части Казахстана к Российской империи. 2. Строительство Новоишимской линии и Пресногорьковской крепости. Строительство крепости Торгай и города Николаевск. 3. Административные реформы на территории Среднего Жуза. 4. Промышленность, торговля, строительство религиозных учреждений в Торгайской области 5. Первые печатные издания в области | О-Д – 1-40 | 11-я неделя |
11. | Костанайская область с 1916 по 1991 годы | 1. А.Иманов и национально-освободительное движение в Тургае. Революционно-демократическая интеллигенция. 2. Область после Февральской и Октябрьской революций. 3. Костанайская область во время ВОВ (1941-1945 гг.) 4. Освоение целинных и залежных земель Костанайщины. 5. Перестроечное время в истории края | О-Д – 1-40 | 12-я неделя |
Блок IV. История Костанайской области и развитие краеведческих организаций в новейшее время | ||||
12. | Костанайская область: независимый период | 1. Ликвидация колхозов, совхозов и общественной собственности 2. Приватизация государственных предприятий. 3. Первые руководители Костанайской области. | О-Д – 1-40 | 13-я неделя |
13. | Документальные материалы Государственных архивов Республики Казахстан | 1. Становление архивного дела. 2. Центральный государственный архив Республики Казахстан | О-Д – 1-40 | 14-я неделя |
14. | Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения | 1. Курс краеведения в школе. 2. Методика преподавания краеведения в общеобразовательных учреждениях | О-Д – 1-40 | 15-я неделя |
Примечание:литература к лекционным занятиям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу «Краеведение»
Тематический план семинарских занятий
№п/п | Название темы | Вопросы к семинарским занятиям | Литература | Неделя |
Введение. Предмет и задачи краеведения. Роль краеведения в школе | 1. Предмет, цели и задачи краеведения 2. Роль краеведения и региональной истории в школе 3. Связь краеведения с другими вспомогательными дисциплинами. 4. Определение основных понятий краеведения | О-Д – 1-40 | 1-я неделя | |
Исторические источники по истории Тоболо-Торгайского региона с древности до наших дней | 1. Тюркские письменные источники об истории края 2. Археологические памятники на территории Костанайской области 3. Этнографические источники по истории быта и культуры насельников Северо-Западного и Северного Казахстана 4. Первые сведения русских ученых-исследователей (XVI-XIX вв.) 5. Материалы архивов об истории Костанайского региона 6. Труды казахской интеллигенции по истории края (Ш.Валиханов, А.Бокейханов, А.Байтурсынов и др.) | О-Д – 1-40 | 2-я неделя | |
Географическое и экономическое положение Костанайской области | 1. Географическое положение и районирование Костанайской области 2. Природно-климатические условия 3. Топонимика Костанайской области 4. Экономическое развитие Костанайской области в начале XXI века | О-Д – 1-40 | 3-я неделя | |
4. | Костанайское Притоболье в древнейший и древний период истории | 1. Археологические стоянки и поселения. 2. Орудия труда древних жителей Притоболья. Зарождение кочевого образа жизни 3. Истоки Андроновской культуры. 4. Легенды и предания Костанайской земли. | О-Д – 1-40 | 4-я неделя |
Средневековый период в истории Костанайского региона | 1. Тюркские племена и политическая история края. Родоплеменной состав. 2. Монгольское нашествие. Присоединение северной территории Казахстана к Монгольской империи | О-Д – 1-40 | 5-я неделя | |
6. | Тоболо-Торгайский регион в период колонизации края | 1. Казахские батыры в борьбе против джунгарского нашествия 2. Пресногорьковская крепость. Образование внешних округов и строительство крепости Тургай. 3. Административные реформы в XIX веке. Налоговая система. 4. Колонизация костанайской земли переселенцами. Быт и хозяйство переселенцев 4. Национально-освободительное движение в крае (XVIII-XIX вв.) 5. Казахско-русские торговые связи 6. Быт и хозяйство казахов в период колонизации края 7. Первые переселенческие поселки в Тобольском регионе | О-Д – 1-40 | 6-7 - я неделя |
7. | Торгайская область во второй половине XIX – начале XX вв. | 1. Образование Кустанайского уезда 2. Начало строительства города Николаевск. 3. Развитие земледелия у казахов 4. Торговля и промышленность 5. Первые мусульманские мечети в городе Николаевск 6. Первые образовательные учреждения в крае. | О-Д – 1-40 | 8-я неделя |
8. | Торгайская область в первой половине XX века | 1. Революционно-демократическое движение. 2. Развитие печатных изданий в крае. 3. Революционно-демократическое и мусульманское движение. 4. Национально-освободительное движение 1916 года в Тургае. | О-Д – 1-40 | 9-я неделя |
Кустанайская область в 20-30-е годы | 1. Гражданская война на костанайской земле 2. Кустанайская область после революции 1917 года. Установление советской власти. НЭП и военный коммунизм. 3. Коллективизация крестьянских хозяйств и общественно-политическая жизнь в 20-30-е годы 4. Народное образование. Ликвидация безграмотности | О-Д – 1-40 | 10-я неделя | |
10. | Кустанайская губерния в 30-х годах | 1. Территориально-административная реформа 2. Промышленность и культурное строительство 3. Репрессии казахской интеллигенции. Тоталитарный режим и система ГУЛАГ 4. Голод 1931-1933 годов | О-Д – 1-40 | 11-я неделя |
11. | Костанайская область во время Великой Отечественной Войны | 1. Мобилизация и эвакуированные промышленные предприятия на Костанайской земле. 2. Костанайцы на фронтах войны. Костанайцы – Герои Советского Союза. 3. 151-я отдельная стрелковая дивизия. 4. Военные госпитали, транспорт, связь и сельское хозяйство в годы войны | О-Д – 1-40 | 12-я неделя |
12. | Послевоенные годы на Костанайской земле. Освоение целинных земель. | 1. Восстановление промышленности и сельского хозяйства 2. Политическая жизнь в 40-70-е годы. 3. Освоение целинных и залежных земель. Костанайцы - Герои Социалистического Труда. 4. Развитие недропользования | О-Д – 1-40 | 13-я неделя |
13. | Костанайская область в эпоху перестройки. | 1. Политическая и культурная жизнь края в 80-90-х годах. 2. Экономическое развитие и приватизация в крае. Переход на рыночные рельсы производства. Ликвидация колхозов и совхозов. | О-Д – 1-40 | 14-я неделя |
14. | Костанайская область сегодня | 1. Знаменитые костанайцы – Ш.Валиханов, Ы.Алтынсарин, А.Байтурсынов и др. 2. Костанайцы-труженники, почетные граждане Костаная, знаменитые личности. | О-Д – 1-40 | 15-я неделя |
Итого |
Примечание:литература к семинарским занятиям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу «Краеведение»
Тематический план самостоятельной работы студента и преподавателя (СРСП)
При необходимости это может быть либо индивидуальная консультация, либо занятие, дублирующее пройденную лекцию, либо одновременная консультация сразу нескольким студентам по возникающим у них вопросам, либо как занятие, углубляющее и расширяющее знания, полученные студентами на лекционных и семинарских занятиях. СРС проводится в аудиторное время, по расписанию.
№ | Содержание | Формы работы | Литература | Время контроля |
Археологическое изучение Казахстана | Обсуждение проблемных аспектов темы, письменных работ по данной теме выбранных студентами | О – 1-4 Д – 1-13 | 1-2 неделя | |
Этнология и ее роль в изучении родного края | Обсуждение темы, проведение защиты реферата по теме выбранной студентами | О – 1-4 Д – 1-13. | 3 -4 неделя | |
Памятники архитектуры и искусства. Исторические памятники на территории Казахстана | Устный ответ, заслушивание рефератов, эссе, обсуждение дискуссионных вопросов по теме | О – 1-4 Д – 1-14 | 5 -6 неделя | |
Истоки краеведения в Казахстане | Написание эссе – 2,3 страницы, обсуждение рефератов по теме, коллоквиум | О – 1-4 Д – 5,13 | 7 -8 неделя | |
Деятельность казахских ученых, просветителей и их роль в изучении родного края | Устный ответ, обсуждение аннотаций, рефератов по теме самостоятельной работы | О – 1-4 Д – 5,12,13 | 9 -10 неделя | |
Архивы и их фонды. Топонимика как источник изучения истории родного края | Консультации, работа с литературой, устный ответ, заслушивание рефератов по теме, обсуждение проблемных вопросов | О – 1-4 Д-5-13 | 11 -12 неделя | |
Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения | Устный ответ, обсуждение планов поисковой работы, дискуссия о перспективах школьного краеведения | О – 1-4 Д-5-13 | неделя | |
Становление и развитие краеведения в Казахстане | Работа с материалами периодической печати | О – 1-4 Д-5-16 | неделя | |
Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в Казахстане. | Защита презентаций | О – 1-4 Д-5-23 | неделя |
Содержание дисциплины
Тематический план лекционных занятий