Типологическая классификация языков: синтаксическая типология

Важнейшим типологическим признаком в области синтаксиса является оформление основных синтаксических связей — отношений между действием, действующим лицом и объектом действия. Оставляя в стороне инкорпорацию, выделяют три главных типа построения предложения: активный, эргативный и номинативный.

Суть активного строя — в резком противопоставлении глаголов действия (динамических) и глаголов состояния (статических), суть эргативного строя — в столь же резком противопоставлении переходных и непереходных глаголов. Оба строя характеризуются в отличие от номинативного отсутствием единого грамматического оформления субъекта: в зависимости от характера глагола на субъект указывают разные ряды аффиксов в глаголе, да и сам субъект выражается разными падежами: падеж субъекта динамических (при активном) или только переходных (при эргативном строе) глаголов оформляется особым падежом (активным или эргативным), тогда как субъект глаголов других групп (статических или соответственно всех непереходных) ставится в том падеже, которым оформлен объект переходных глаголов.

Пример предложений на эргативном языке (аварском):

Вас (сущ. в им. пад.) векерула (глагол наст.вр.). – Мальчик бегает.

Вас-ас (сущ. в эргативном пад.) яц (сущ. в им. пад.) йеццула (глагол наст. вр.). – Мальчик сестру хвалит.

Активный строй предложения представлен в ряде америндейских языков, а в пережитках — ив языках других ареалов; эргативный строй — в кавказских языках, в баскском, в шумерском, древнетибетском, в ряде языков Австралии и Америки и в некоторых современных иранских и индийских языках.

Номинативный строй предложения (наиболее широко распространенный в языках мира) характеризуется одинаковостью оформления подлежащего, независимо от значения и формы глагола. Глагол в языках номинативного строя обычно не имеет полиперсонального спряжения, а если согласуется, то только с подлежащим, которое при наличии в данном языке изменения по падежам ставится в именительном падеже (номинативе).

Этапы развития письма.

Следующим важным признаком является письменность. Существует несколько гипотез по вопросу появления письменности. По одной из них, причиной зарождения письменности стало появление собственности, т.к. самые ранние письменные памятни­ки представляют собой печати. Письменность выпол­няла роль мнемо-технического средства, то есть использовалась для ведения расчетов, займов, долгов.

В соответствии с другой теорией, письменность формируется, чтобы обеспечить функционирование социальных организмов и управление ими (законы). Законы и обязанности граждан должны фиксироваться. Как происходит этот процесс:

– выделение графической символики среди других форм коммуникаций;

– выработка графических средств для передачи общего смысла сведений;

– создание устойчивой системы устойчивых знаков для передачи речевой инфор­мации.

1) Первоначально сложилось пиктографическое письмо или пиктография. Содер­жание сообщения передавалось в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктография сохранилась и до нашего времени (знаки дорожного движения). Пиктогра­фия еще не представляла собой письма в собственном смысле слова, так как фиксирует не саму речь, а ее содержание посредством условной символики. В неолите диапазон пиктографии расширяется, фиксируются не только отдельные эпизоды деятельности, а целые периоды в годовом цикле. Так стали появляться пиктографические ” хроники” (Илл.: Массон. С. 55).

2) Идеографическое письмо. В этом случае происходит фиксация не отдельных звуков или символов, а целых слов или их частей – морфем. Первоначально идеограммы означали понятия вне зависимости от их устного звучания, то есть звуки и значения могут не совпадать. Разновидностью идеографии является иероглиф.

Иероглифическое письмо получило распространение в Шумере, Египте, Урарту, Крите, Китае. На рубеже IV – III тыс. до н.э. происходит переход от рисунчатых иероглифов к скорописной клинообразной графике. На завершающих стадиях развития идеографическое письмо стало словесно-слоговым (шумерская клинопись содержит 1 тыс. специальных знаков).

3) Фотографическое письмо – письменность с помощью букв и слогов. Две раз­новидности: слоговое письмо,когда знак обозначает слог (шумерская клинопись); буквенное письмо. Первое буква – знак – письмо – письменность финикийцев, которая известна с 12–10 в. до н. э. Все звуки и буквы в ней согласные. На ее основе возникает алфавит, представляющий определяющий порядок перечисленных букв.

Изменения в искусстве. На смену палеолитическому изобразительному искусству (пещерным росписям) приходит геометрический орнамент, имевший ритуально-символи­ческое значение. В пещере Мос д’Ази обнаружены гальки с орнаментом – часть гальки имеет заштрихованный вид. Однако некоторые считают, что это вариант письменности или же чуринги, так называемые талисманы австралийских племен.

Графика

Графика – это совокупность начертательных средств того или иного письма (буквы, знаки препинания и ударения). Графикой называют также раздел языкознания, изучающий соотношение между графемами (буквами) и фонемами. В языках мира, в их национальных системах письма чаще всего используется латинская, кириллическая или арабская графика, при этом ни в одном алфавите идеальной графики (когда одна графема соответствует только одной фонеме) нет. Это объясняется тем, что 24 буквы древнегреческого алфавита не могли передать все многообразие звуков различных языков. В процессе исторического развития каждого языка вследствие прошедших в нем процессов фонетических изменений разрыв между буквами и отдельными звуками еще больше увеличился, что повлекло за собой появление сложных графем, а также диакритических знаков (ср., например, англ. графему ck, передающую звук [к], плс. – sz [ш] и т.д.). Особенно сильный разрыв между современной звуковой речью и традиционной графической системой произошел в английском и французском языках, орфография которых часто адекватно не передает живой развивающийся язык.

Графические системы, в основе которых лежит кириллица, проще по соотношению графем и фонем. Большинство букв их однозначны: каждая из них при изолированном произношении соответствует одному звуку, однако и здесь встречаются диграфы (например, в русском языке диграф сч передающий звук [ш:'] или зж, соответствующий [ж:']. В основе русской графики лежит силлабический (слоговой) принцип. Он выражается в том, что признак твердость/мягкость согласного обозначается гласной буквой, следующей за согласной (дед) или специальным знаком мягкости (соль). Кроме того, в русском языке есть силлабограммы (я, е, ё, ю), позволяющие одной буквой передать целый слог, состоящий из сочетания согласного и гласного. Это делает русскую графику чрезвычайно экономной.

Во многих графических системах мира (в том числе и в русской) существует явление полифонии, когда одна и та же буква в зависимости от ее позиции в слове может иметь разное звучание (например, дом (буква д передает звук [д]) и род (звук [т]), в немецком языке буква s перед гласным соответствует звуку [з] (Saal), а перед согласным (но не р, t) – [с]: (Ski), перед р, t – [ш] (Stein). Еще ярче это явление выражено в русском языке, где почти все русские буквы многозначны: рядом с одними буквами (или в одной позиции) они обозначают одни звуки, рядом с другими (или в другой позиции) – другие (буква в в позиции конца слова или перед глухим согласным соответствует звуку [ф]: нов, все, перед гласным заднего ряда или звонким согласным – звуку [в]: вол, вдруг, перед гласным переднего ряда – [ в']: вес и т.д.). Явление полифонии отражает не только позиционный принцип русской графики, но и фонематический, когда один и тот же вариант разных фонем обозначается разными буквами.

Наши рекомендации