Предмет, задачи и специфика методики обучения истории. Место методики в системе педагогических наук

Предмет и задачи методики обучения истории. «Методика» в переводе с древнегреческого — «способ познания», «путь иссле­дования». Метод — это способ достижения какой-либо цели, ре­шения конкретной задачи. Методика обучения истории — это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обу­чения истории в целях повышения его эффективности и качества. Таким образом, методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы.

Основные факторы обучения истории связаны с ответами на эти вопросы:цели, определяемые государством и обществом;содержание и структура исторического образования, закреплен­ные в стандартах и программах и на основе их изложенные в школьных учебниках;

научно-методическая организация процесса обучения (фор­мы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения);

познавательные возможности учащихся; результаты обучения.

1. Цели обучения истории менялись на разных этапах развития российского государства. В дореволюционной школе это были: формирование полноценного исторического сознания учащихся; изучение истории в процессе развития, эволюции общества; усво­ение демократических ценностей и институтов; знакомство с про­шлым, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее; изучение культурного наследия наших предков и человечества в целом; воспитание в процессе обучения, формирование гражданских на­выков (законопослушного подданного) и основ патриотизма; раз­витие интереса к истории как к науке и к предмету обучения.

В наше время тоже определены цели исторического образова­ния

овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней;развитие способности осмысливать события и явления действи­тельности на основе исторического знания;формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма;развитие интереса и уважения к истории и культуре народов.

Разработка целей обучения истории продолжается. К ним мож­но отнести:

воспитывать человека — патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего цен­ность культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;

знакомить учащихся с жизнью общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;

формировать человека, интегрированного в современном об­ществе и нацеленного на его совершенствование;

способствовать интеграции личности в национальную и миро­вую культуру;

отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеж­дений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ори­ентировать их на гуманистические и демократические ценности;

выработать умения применять исторические знания и приемы, аналитически и критически оценивать информацию, анализиро­вать новые источники общественной мысли, аргументировать свою позицию

Основные факторы обучения истории в учебном процессе про­являются комплексно, в системе. Система — это целое, состоящее из частей, «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (91, с. 212). Свойство внутренней целостности факто­ров обучения ведет к возникновению новых качеств, положитель­но влияющих на процесс обучения.

2. Содержание обучения истории в школе. Оно меняется с раз­витием исторической науки. Методика помогает отобрать основ­ные факты, важнейшие события и явления отечественной и всеоб­щей истории; теоретические определения и обобщения. Содержа­ние истории, отобранное для изучения в школе, оформляется в виде госстандарта, программ и учебников. Оно усваивается учениками посредством определенной методической организации обучения, включающей в себя классные, внеклассные и внешкольные занятия.

3. Методы (способы деятельности) могут быть, например, сло: весными, печатно-рукописными (в работе с текстами), наглядны­ми, практическими. Суть их заключается в том, что они дают от­вет на вопрос, как учить, определяют двухстороннюю деятельность учителя и ученика. Хорошо продуманная методическая организа­ция обучения позволяет наиболее эффективно формировать у учащихся исторические знания и познавательные умения, науч­ные взгляды и убеждения, развивать их способности.

2, Лабораторный метод обучения истории. Приемы работы с историческими источниками и художественной литературой на уроке истории.

Идеи Н.А Рожкова пытался теоретически обосновать и практически реализовать в школе преподаватель Варшавской гимназии С.В Фарфоровский, пропагандировавший лабораторный метод обучения. Он полагал, что именно преподавание в форме исследования поможет решить следующие задачи обучения истории:

· развивать у учащихся интерес к родной истории;

· формировать умение понимать смысл происходящих событии и явлений;

· подготовить почву для формирования правильного, «на исторической почве лежащего мировоззрения»;

— вырабатывать умение самостоятельно изучать историю, ее источники.

Для того чтобы вооружить человека «орудиями отыскания истины», умениями анализировать и делать самостоятельные выводы, надо «комбинировать память, воображение, рассудок», изучая источники истории на лабораторных занятиях5.

Вот как С.В.Фарфоровский описывал суть нового метода: «Лабораторный метод преподавания в его идее состоит в том, что, объясняя неизвестный исторический вывод, ученика заставляют повторять весь ход мыслей, приводящих к определенному, заранее намеченному положению, делая это на простейшем примере (на ряде искусно подобранных отрывков документов). Заранее рассчитывается так, чтобы к желаемому выводу ученик пришел сам с наименьшей затратой сил и энергии. Он должен преодолеть в облегченном, схематизированном виде всю ту эволюцию мысли, какую проделал ученый при выводе того или другого положения. Учеников более всего интересуют самостоятельно сделанные наблюдения и выводы, закрепляющиеся в их памяти «без скучной отупляющей зубрежки».

Автор схематично характеризует путь научного познания: сначала у ученого появляются лишь какие-то догадки и предположения; затем проходит проверка этих предположений экспериментальным путем, чтобы выяснить их правильность или ошибочность. Когда решение найдено, оно излагается в логической последовательности, устанавливающей связь между основным вопросом и второстепенными. Этот заключительный процесс изложения ученым основных положений и их обоснования и превращается в руках педагогов в метод решения проблемы. Ученику надо преодолеть весь путь, катким идет исследователь науки, изучая документы.

Именно источники дают материал необходимый для правильного логического мышления ученика. Они же воздействуют на чувства и настроения. «Никакая конкретизация преподавания невозможна без первоисточников. Конкретизация исторических схем дается лишь лабораторным методом, наглядность отвлечённых процессов достигается первоисточниками». Именно «школьное изучение родной истории по первоисточникам, увлекая юношу в глубь родной истории, формируя молодое мышление, развивая национальное самосознание в лучшем смысле, слова, — может сослужить великую службу русской школе». Лабораторный метод предусматривал работу ученика, как в классе, так и дома. Ученикам дается предварительное задание прочитать дома отрывки из литературных, документальных источников. Лишь после этого проводится классная коллективная работа, заключающаяся в ответах учащихся на заранее намеченные и «строго обдуманные учителем» вопросы. При необходимости учитель делает на доске краткие записи, а ученики переносят их в свои тетради. Так пишется конспект. Вся работа проходит интенсивно, оживленно, сопровождается «активным вниманием учеников».

На лабораторном занятии «даже сухой материал писцовых книг привлекает учеников своими цифрами, которые оживают. Надо было ввести учащихся в лабораторию истории. Мы объясняли им цель и способы писцового дела и сообщали им идею работы, и сами учащиеся легко и свободно высчитывали результаты переписи, приходили самостоятелъно индуктивным путем к факту преобладания монастырского (поместного) землевладения. Каждая группа подсчитывала итоги по одному стану или уезду в разные годы. Далее они сами выводили факт упадка хозяйства Московской Руси из коллективного сравнения ряда описаний отдельных хозяйств за разные годы. Таким образом, по мнению педагога, ученик, в сущности, самостоятельно проделывает ту часть работ ы, которую выполняет учёный при исследовании конкретной проблемы. Однако для экономии времени школьнику предъявляются тщательно подобранные источники или их фрагменты. Он должен анализировать, сопоставлять, искать решения и «делать выводы из ряда единичных представлений и фактов», работая «по строго обдуманному плану». В результате, ученики делают для себя простейшие открытия. Учитель же дополняет исследование учеников историческими, биографическими. лингвистическими и иными научными комментариями.

Эссе

Инновации имеют свою давнюю историю и они связаны с массово- педагогическим движением. Так, например, уже во второй половине 1980-х гг. XX в. существовала «педагогика сотрудничества», «движение учителей - новаторов».

Тогда, как и сейчас, возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, осмыслении новых понятий «инновация», «инновационный процесс».

Все это связано с развивающим обучением. Общеизвестно, что вопрос о том, чему и как учить, решается принципиально по-разному в зависимости от того, какие психолого-педагогические представления берутся за основу.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «Обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос.

Формы организации учебного пространства – коллективные: парное, микрогрупповое, бригадное (групповое), межгрупповое – взаимодействия.

Ключевые понятия проблемно-поискового подхода – проблемная ситуация, учебная проблема, творческая задача.

Средством управления мышлением учащегося становятся проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания.

Этот метод я стараюсь применить в своей работе при изучении нового материала, когда идет знакомство, например, с развитием культуры определенного периода и ребятам, работающим в парах или в группах дается задание найти новые черты в живописи, архитектуре, в быту по сравнению с предыдущим периодом и подумать, что повлияло на это. После чего идет обсуждение. Здесь очень важно создать проблемную ситуацию в рамках темы:

Поставив перед учащимися проблему, можно предложить провести уроки в двух формах: либо урок-диспут, либо урок-дискуссия.

Урок-диспут в настоящее время является одной из самых распространенных форм интерактивного обучения, так как позволяет развить у подростка ряд необходимых жизненных навыков. Во-первых, это коммуникативные умения, с помощью которых у ребенка происходит социализация и вырабатывается культура общения, сводящаяся к способности терпеливо выслушивать оппонента, уважать противоположную точку зрения и одновременно быть в состоянии формулировать и защищать свое мнение. Применительно к истории форма урока-диспута дает возможность учащемуся продемонстрировать знание предмета и умение подбирать факты для отстаивания своего тезиса. Урок-диспут также выполняет важную воспитательную задачу. Во время спора молодой человек должен усвоить четкое правило: если у него отсутствуют контраргументы, если нечем возразить оппоненту, то он вынужден с ним согласиться.

Данный урок требует тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. От учителя требуется подробно освятить тему, подобрать исторический материал, посоветовать учащимся для прочтения дополнительную литературу.

Подготовка и проведение урока-диспута может включать в себя следующее:

1)Огласить тезис . Например, на уроке обществознания в 7 классе По теме «Право мыслить и верить свободно» предлагается тезис «Что такое вера и нужна ли религия в современном мире»

^ 2)Выбрать двух ведущих

3)Разбить класс на две группы: сторонников и противников тезиса

4)Дать всем задание подобрать факты в пользу или опровержение тезиса. Ученики заранее готовят сообщения с примерами из жизни известных людей, литературных героев, знакомых и близких ( в последнем случае не раскрывая их имен)

^ 5)Во время диспута ведущие, в случаях затруднения, могут обращаться к помощи своих сторонников

6)Выбрать двух или четырех экспертов, которые во время спора должны будут следить за использованием непозволительных приемов.

Билет.

Наши рекомендации