Многообразие социальных групп. Молодежь как социальная группа

Социальная сфера общества

1.Социальные отношения и взаимодействия.

2. Многообразие социальных групп. Молодежь как социальная группа.

3. Социальный статус и социальные роли.

4. Социальная стратификация и социальная мобиль­ность.

5. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль.

6. Семья и тенденции ее развития.

7. Этнические общности. Межнациональные отношения.

8. Социальный конфликт и пути его преодоления.

Социальные отношения и взаимодействия

В основе социальных отношений лежат социальные связи.

Социальная связь— это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.

Структура социальной связи включает: субъектов связи (двое и более людей); предмет связи (по поводу чего она осуществляется); механизм регулирования взаи­моотношений; потребности; интересы.

К важнейшим типам социальных связей относятся причинно-следственные и функциональные связи:

— социальные контакты — простые, элементарные связи между отдельными индивидами. Контакты бывают единичные (пассажиры автобуса) и регулярные (ежедневная покупка хлеба в одном и том же ларьке).

— социальные действия — рациональные, т. е. осмысленные действия, ориентирован­ные на других индивидов.

Типы действий (по М. Веберу):

  1. Инструментальный(целерациональный) тип – ясное понимание цели, направленной на удовлетворение потребностей.
  2. Ценностно-ориентированный тип – направлен на удовлетворение духовных потребностей человека. Так как такие потребности формируются под воздействием культуры, то и действия этого типа рациональны только в пределах данной культуры.
  3. Традиционный тип – действие, закрепленное традицией.
  4. Аффективный тип – действия по влиянием определенного эмоционального состояния.

Реализуются социальные действия через цепочку социальных актов, которые могут использовать различные типы действий. Например, покупка стиральной машинки. Мотив – облегчение домашнего труда (инструментальныйтип), при выборе покупатель ориентировался на бренд (ценностно-ориетированный). Входя в магазин, покупатель придержал дверь, пропуская вперед пожилую женщину (традиционный), В разговоре с продавцом нагрубил ему, т.к. устал на работе и был раздражен (аффективное)

— социальные взаимодействия (Интеракция) — систематические, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга. Типы интеракций: физический (прикосновение), вербальный, жестовый. Формы социального взаимодействия:

  1. сотрудничество. Возникает при наличии совместной цели и взаимного интереса.
  2. Сопепничество. Возникает при наличии аналогичной , но не совместной, цели, стремлении опередить, победить. Соперничество проявляется в форме конкуренции или конфликта.

— социальные отношения — отношения между людь­ми и группами людей, осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества; стабиль­ная система социальных взаимодействий.

Стабильная система взаимодействий называется СОЦИАЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ.Они определяются культурной природой общества, поддерживают социальный порядок и воспроизводят общество.

Многообразие социальных групп. Молодежь как социальная группа.

Социальные общности— реально существующие со­вокупности людей, характеризующиеся относительной целостностью, более или менее сходными условиями жизни и образом жизни, а также более или менее сходными интересами и могущие выступать в качестве само­стоятельных субъектов социального действия.

К признакам социальной общности относятся:

— сходство условий жизнедеятельности;

— общность потребностей;

— наличие совместной деятельности;

— формирование собственной культуры;

— социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

Различают социальные общности:

а) по количествен­ному составу (малые и большие);

б) по продолжитель­ности существования (от минут и часов — пассажиры поезда, театральная аудитория, до тысячелетий — на­роды, нации);

в) по степени связи между индивидами (устойчивые — классы, нации и др. и случайные — тол­па, болельщики спортивных команд и т. д.).

Виды социальных общностей: классы и социальные слои (страты); социально-демографические, профессиональные, конфессиональные (религиозные) общности; эт­нические и территориальные; сложившиеся в зависимо­сти от интереса индивидов и др.

Социальная группа— устойчивая совокупность лю­дей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, установок.

Социальная группа — одна из составляющих соци­альной структуры.

Группы бывают:

1) формальными (отношения в которых регулируются специальными правовыми актами) и неформальными (от­ношения носят личностно-ценностный характер);

2) малыми (семья, друзья, одноклассники), средними (трудовой коллектив) и большими (объединенными по важному социальному признаку — вероисповеданию, на­циональности, профессии и т. д.);

3) первичными (как правило, малыми, характеризую­щимися тесными связями между членами) и вторичны­ми (тесных взаимодействий между индивидами практи­чески нет);

4) реальными (выделяемыми по реально существую­щему признаку (например, доход, возраст, пол) и номинальными (основанными на косвенном взаимодействии — пассажиры в транспорте, радиослушатели и др.).

5) квазигруппы или социальные агрегации – это совокупность людей, находящихся в прямом контакте. Характеризуются неустойчивостью, анонимностью, внушаемостью, проявлением бессознательного поведения (восторг, агрессия). Примеры: болельщики на футбольном матче, аудитория, митинг.

Социальная группа отличается от социальной общности наличием признаков, присущих всем его членам.

Молодежь — социально-демографическая группа, вы­деляемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25—30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.

На молодежный возраст приходятся главные соци­альные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор про­фессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рожде­ние детей.

Особенностями молодежи как социальной группы яв­ляются:

— переходность социального положения;

— высокий уровень социальной мобильности;

— освоение новых социальных ролей (студент, работ­ник, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса;

— активный поиск своего места в жизни;

— благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане;

— желание переделать мир по своему усмотрению, борьба за социальную справедливость и т. д.

Типичными для молодежи являются объединения в неформальные группы (независимые от социальных структур, где молодежь самоутверждается).

К психологическим особенностям молодежи относят­ся: важность внешних, а не внутренних событий, мнение друзей, нигилизм. Открытие собственного «Я».

Молодежь выступает главным субъектом образования и демографических процессов, несет ответственность за настоящее и будущее государства.

Социально-психологические качества молодежи:

1. Неустойчивость психики (быстрая смена настроения, оценок и т.д.)

2. Внутренняя противоречивость.

3. Низкая толерантность.

4. Стремление выделиться.

5. Наличие своеобразной культуры.

Типы проявления молодежных действий:

Наши рекомендации