Влияние на язык социальной системы общества
В условиях феодальной раздробленности усиливается и дробление языков. В Центрально-черноземном регионе России много диалектов, поскольку в условиях крепостного права на богатой земле этого региона было много помещиков, переселявших своих крепостных крестьян с северных земель, что приводило к консервации диалектов на небольших территориях, на севере же России один диалект занимает обширную территорию.
При переходе общества к капитализму, предполагающем миграцию населения, рынок, территориальную экспансию торговли, количество диалектов начинает сокращаться, происходит постепенный процесс их унификации. Растет роль и влияние литературного языка, получает распространение владение иностранными языками. Возросла частотность употребления людьми грубой и нецензурной лексики, в определенных социальных слоях формируется привыкание к подобной лексике, и она утрачивает характер табуированной.
Политический плюрализм в обществе приводит к существенному обновлению, пополнению и структурной перестройке политического лексикона в русском языке, и в конечном итоге — к формированию особого подъязыка политической деятельности, причем этот подъязык в нынешних условиях формируется и развивается по плюралистической модели: вырабатывается особый политический язык тех или иных партий, организаций и отдельных политических деятелей. Возникает политический жаргон.
Речевая деятельность политиков персонифицируется, приобретает индивидуальные черты, которые становятся важным элементом в предвыборных выступлениях.
Развитие рыночной экономики приводит к появлению новых сфер экономической и финансовой деятельности, возникновению новых и восстановлению старых, дореволюционных учреждений. Возникают и возвращаются понятия, характеризующие различные аспекты рыночных отношений, что приводит к активному заимствованию современной рыночной терминологии, активизации историзмов, активным семантическим процессам в лексике рыночных отношений.
Развитие конкуренции, бизнеса, торговли, реорганизация системы сервиса в направлении к потребителю, клиенту ведут к диалогизации общения, увеличению роли диалога в общении. Формируются подъязык делового общения, система деловой документации, устные и письменные деловые речевые шаблоны, деловой речевой этикет.
Стала необходимой реклама, что привело к наработке стандартов рекламного текста, развитию рекламы как отрасли бизнеса и науки о рекламе. Язык рекламы оказывает заметное влияние на общество — рекламные лозунги и призывы, реплики героев рекламных роликов становятся поговорками, широко цитируются, становятся компонентами анекдотов и юмористических рассказов.
Открытость общества приводит к значительному расширению кругозора и объема знаний россиян, к значительному улучшению знания иностранных языков. Увеличилось число надписей на иностранном языке, количество иностранной литературы, газет и технической документации.
Резко увеличилось число иноязычных заимствований в русском языке, особенно из английского языка. Это объясняется, с одной стороны, действием общемировой тенденции к интернационализации и глобализации лексического фонда развитых языков, с другой — потребностями в номинации новых предметов и понятий, вошедших в российскую жизнь в период перехода к рынку.
Материальные трудности сокращают людям доступ к газетам и журналам. В малообеспеченных слоях населения сократилось письменное общение, короче стали телефонные разговоры.
Интенсивное техническое перевооружение быта россиян может быть названо технической революцией, и связано оно прежде всего с широким распространением в повседневной жизни сложной бытовой и офисной техники преимущественно зарубежного производства. Компьютеры, видеомагнитофоны, видеокамеры, телевизоры нового поколения, факсы, копировальная и множительная техника, бытовая техника, зарубежные автомобили — все это способствует появлению в русском языке множества новых понятий и соответственно заимствованных слов. Вместе с тем, разнообразные инструкции к импортной технике на иностранном языке стимулируют изучение иностранного языка, преимущественно английского.
Высококачественная и мобильная современная связь (мобильные телефоны, компьютерная связь, факсы, пейджеры и др.) приводит к сокращению традиционной письменной формы общения (особенно в сфере межличностного общения) и увеличивает долю телефонного общения и общения при помощи технических средств. Уменьшение объема письма и чтения приводит к снижению грамотности населения, особенно молодежи. Сокращается по этой же причине объем чтения художественной литературы, прежде всего высокохудожественной. Увеличение роли средств массовой информации (радио, телевидение) ведет к преобладанию восприятия информации на слух и ослаблению навыков понимания и интерпретации письменного текста.
Анализ современного состояния русского языка с точки зрения соотношения процессов эволюции и развития (эволюция языка протекает под влиянием его внутренних законов, развитие — результат внешних воздействий) свидетельствует, что основные изменения, происходящие в нем, могут быть классифицированы как развитие. К явлению эволюции может быть, по-видимому, в какой-то мере отнесено формирование сленга (о сленге см. ниже) как заполнение определенных лакун в стилистических парадигмах языка; остальные изменения на современном этапе попадают под определение «развитие».