Тема 1. История как наука
Введение.
Учебно-методическое пособие рекомендовано студентам медицинского вуза, изучающим курс «История Отечества». Оно разработано в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования. Основой предлагаемых методических указаний является Программа курса «История Отечества», разработанная кафедрой философии, биоэтики, истории и социологии в соответствии с вышеуказанными требованиями. Методические указания рассчитаны на студентов-медиков всех факультетов и могут быть использованы для подготовки к семинарским занятиям. Материал распределен по пятнадцати темам, соответствующим основным периодам и проблемам отечественной истории. Каждая тема включает в себя название, план темы, списки основной и дополнительной литературы, рекомендации по подготовке в соответствии с пунктами плана и контрольные вопросы. В заключительной части содержатся указания по написанию рефератов, приводится перечень тем рефератов и вопросы к зачету.
Целью изучения дисциплины «История Отечества» является формирование у студентов систематических знаний по истории возникновения и развития человеческого сообщества на территории России. Основными задачами курса являются:
· формирование у студентов научных представлений о методологии и методах изучения истории России;
· формирование целостного представления о российском историческом процессе в контексте, взаимосвязи и интеграции с всемирной историей;
· выработка системного подхода к пониманию крупных исторических процессов, событий, понятий, деятельности исторических личностей;
· освоение студентами фактов, разнообразных оценок тех или иных исторических явлений.
В результате студенты приобретают знания, способствующие формированию у них основ исторического сознания, выработки исторических подходов в оценке тех или иных общественных явлений.
РАЗДЕЛ 1. Историческое сознание. Место России в мировой цивилизации.
Тема 1. История как наука.
1.Предмет исторической науки. Структура и функции исторического знания.
2.Источники и историография в истории. Проблема фальсификации истории России.
3.Методология исторического исследования.
Основная литература:
1.История России в вопросах и ответах / под ред. Кислицына С.А. Ростов-на-Дону, 2001
2.История России / под ред. Радугина А.А. М., 2004.
3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилиза-ций. М., 2008.
4.Тугусова Г.В., Скороспелова В.А. История Отечества от его истоков до современности. Ростов-на-Дону, 2001.
Дополнительная литература:
1. История / под ред. Шаповалова В.Д. Ростов-на-Дону, 2000.
2. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – начала XX вв. Саратов, 2002.
Рассмотрение первого вопроса нужно начать с определения понятий объект и предмет исторической науки. Объектом исторической науки является общество, связи и отношения в нем. Предметом исторической науки являются закономерности общественного развития. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Таким образом, история — наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тенденций развития в будущем. Основа исторической науки — собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. История пытается восстановить прошлое, изучить и понять его в движении, открыть законы этого движения. Историческое исследование основано на таких принципах как научность, объективность, историзм, диалектика. Отцом истории считают древнегреческого писателя Геродота, жившего в V в. до н.э.
Говоря о структуре исторической науки, нужно отметить, что сложились целые отрасли исторических знаний: история видов человеческой деятельности (история экономики, история медицины, история искусства); история этносов, стран, регионов, история мира (всеобщая история); вспомогательные исторические дисциплины, которые дают основной исторический материал (археология, источниковедение, палеография,нумизматика, топонимика и т.д.). Все эти части исторического знания связывает наука о законах развития человека и человеческого общества – философия истории, которая опирается на данные частной исторической науки и формулирует законы и методологию истории.
История России – это наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в состав России до 1917 г., а в состав СССР – до декабря 1991 г. История России является частью всемирной истории. Главным ее содержанием является история русского народа, исторического бытия, характера, традиций, менталитета.
Говоря о функциях истории, студентам рекомендуется не только их назвать, но и дать общую характеристику. Обязательно следует отметить познавательную (познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории); политическую (возможность определить тенденции развития российского общества и государства, принимать правильные политические решения); мировоззренческую и воспитательную (на исторических примерах воспитываются уважение к непреходящим человеческим ценностям: добру, справедливости, свободе, равенству, формируется национально-историческое сознание) функции и др. В качестве вывода студенту нужно ответить на вопрос о необходимости изучения истории своей страны.
Раскрывая второй вопрос,следует иметь в виду, чтовсё, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, всё, созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, которые позволяют судить о нравах, обычаях, языке народов – все это является историческим источником. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимаются источниковедение. Виды источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы. Извлекая информацию из источника, важно помнить, что источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк. Кроме того, источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. В процессе изучения источника исследователь извлекает информацию из него, интерпретирует (определяет смысл), анализирует содержание, устанавливает степень достоверности.
Рассматривая вопросы историографии, нужно знать, что это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки, ее становление и развитие во времени. В своем развитии она прошла несколько этапов:
1. Фольклор (легенды, предания, былины, мифы). Передача информации была устной, происходило смещение и искажение отдельных событий, но основная часть информации, шедшей от поколения к поколению, оценка исторических событий, их роли в жизни общества оставалась верной.
2. Средневековый провиденциализм (летописание, в России возникло в конце X в.). В начале XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил самый знаменитый русский летописный свод "Повесть временных лет". Характерные черты: провиденциализм (вера в божественное вмешательство в ход истории), линейность (расположение материала в летописях по годам), идеализация (положительные герои наделены всеми лучшими качествами). Летописание просуществовало в России до конца XVII — начала XVIII вв.
3. Рационализм. Исторические знания превращаются в науку. Вводилось естественно-научное объяснение истории, ее новая периодизация — разделение на древнюю, средневековую и новую, которая принята в исторической науке до наших дней. Стали различать авторский текст, вводилась система ссылок на документы. В России становление исторической науки было связано с именами В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова (XVIII в.), Н.М.Карамзина («История государства Российского»), С.М.Соловьева («История России с древнейших времен»), В.О.Ключевского («Курс русской истории») (XIX в.).
4. Советская историография (1917 – 1991 гг.) была основана на идеологии марксизма, основное внимание уделяла исследованию экономических и социально-политических отношений. В ней преобладал формационный подход. Исторические труды создали Б.Д. Греков, А.А. Зимин, Д.С. Лихачев, А.А. Новосельский, Н.И. Павленко, Б.А. Рыбаков, А.Н. Сахаров, Е.В. Тарле, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин и др.
5. Современная историография. Сегодня все большее распространение получает цивилизационный подход, который рассматривает развитие человечества через систему локальных, равноценных друг другу цивилизаций. Также популярно учение французской школы "Анналов" (основоположники М.Блок, Л.Февр), согласно которому в центре истории стоит человек во всех его жизненных проявлениях, чья культура может быть понята с точки зрения совокупного действия всех факторов.
Говоря о проблеме фальсификации в истории, следует знать, что фальсификация – это намеренное искажение фактов и событий прошлого и настоящего для извлечения выгоды (политической, личной и т.п.). События получают одностороннее освещение, при интерпретации искажается истинный смысл явлений, подбор источников носит тенденциозный характер, т.е. учитываются только, которые подтверждают определенное мнение и отбрасываются те, которые ему противоречат. В истории России вопрос о фальсификации возникает при изучении проблем, связанных с возникновением и развитием государственности, особенно периодов кризиса власти, и военной историей, в том числе истории Великой Отечественной войны.
Подводя итог этому вопросу, студентам следует подумать о соотношении объективного и субъективного при анализе исторического процесса.
Третий вопросспециально посвящен рассмотрению определенных принципов и методов, позволяющих привести знания о прошлом в определенную систему. Основными принципами являются материализм или идеализм, объективность или субъективность, историзм или метафизичность. Наиболее распространенные методы - описательный, хронологический, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, историко-гене-тический, историко-типологический, метод периодизации. Совокупность методов и принципов, которыми пользуются ученые, составляет методологию науки. Методология, которой руководствуется большинство исследователей, считается господствующей. В истории исторической науки можно выделить три типа методологии:
1) Провиденциализм (прошлое - это события, происходящие по воле Бога). Ему были характерны описательный и хронологический методы, идеализм, субъективность и метафизичность как исходные принципы.
2) Рационализм (прошлое - это события, происходящих по воле великих людей). Исторические принципы сохранились прежние, а к методам исследований добавились анализ, сравнение, синтез.
3) Позитивизм (прошлое рассматривается как объективное, закономерное, прогрессивное развитие общества, идущее под влиянием определенных факторов). Принципы позитивизма - материализм, объективность, историзм. Основные методы - сравнительно - исторический и проблемно - хронологический. Факторы, вызывающие и определяющие развитие общества, могут быть внешними (географическая среда, климатические условия) и внутренними (экономика, структура общества, политическое устройство и др.). Историки могут учитывать влияние многих или одного - двух факторов, в соответствии с этим различают экономический, социально-экономический, географический и другие виды позитивизма.
В качестве вывода следует ответить на вопрос о роли методологии в изучении исторического процесса.
Контрольные вопросы
1.В чем состоит специфика предмета исторической науки?
2.Что такое вспомогательные исторические дисциплины? Назовите их. Что они изучают?
3.Что представляют собой этнографические источники? Какую информацию можно извлечь из них?
4.Что общего и в чем различие взглядов В.Н.Татищева и Н.М. Карамзина на историю России?
5.В чем проявился позитивистский подход к анализу российской истории в концепции В.О.Ключевского?
6.Верно ли утверждение: «Каждое поколение переписывает историю заново»? Обоснуйте ответ.
7.В чем сущность историко-генетического метода исследования?