Тема №5. Общая теория модуляции. Модуляция в тональности первой степени родства, ее значение в формообразовании. Постепенная модуляция в тональности второй степени родства
Тональная замкнутость и модуляционность - особый аспект проявления тенденций устойчивости и неустойчивости, покоя и движения, вытекающих из процессуальной, временной природы музыки и участвующих в формировании музыкального целого на различных его уровнях, в том числе на уровне ладотональности (ладовой структуры). Наиболее общее определение диалектики тенденций тональной замкнутости и модуляционности, действующих внутри ладотональности: всякое движение, направленное к тонике, в конечном счете есть проявление тенденции тональной замкнутости, от тоники - модуляционности. Критерий целостной, относительно замкнутой ладотональности и ее границ - сфера отчетливого и достаточно сильного централизующего действия тоники данной ладотональности. Один из важнейших уровней проявления модуляционности - уровень переменных ладовых функций - находится в целом еще внутри такой сферы, охватывающей и сложные, широко разветвленные ладотональные построения в виде, например, переменных и мажоро-минорных ладовых структур. Всякое другое, более интенсивное внедрение признаков новой ладотональной структуры с активно действующей тоникой представляет собою уже иной, более радикальный уровень проявления тенденции модуляционности - уровень модуляции в наиболее распространенном смысле слова.
Модуляционность как общая тенденция и модуляция как конкретное проявление этой тенденции - важнейшее звено процесса музыкального формообразования. Именно так оцениваются многообразные явления модуляции, теоретическое рассмотрение которых целесообразно разделить на ряд специальных вопросов.
Систематика тонального родства,имеющая задачей установление и классификацию характера отношений между существующими тональностями, что необходимо для разработки как теории модуляции, так и теории тональной структуры музыкального целого.
Системы тонального родства, предложенные различными авторами (Римский-Корсаков, Яворский, Катуар, Способин и другие), их достоинства и недостатки. Критерии тонального родства, вытекающие из существующих систем: а) общность аккордового (шире - звукового) состава тональностей, б) ладофунюциональное соотношение тоник тональностей. Более сильный и универсальный характер второго критерия, его большая гибкость и большее многообразие форм, в которых он практически обнаруживается.
Теория и систематика модуляций.Определение модуляции как любого введения новой тональности - независимо от средств, которыми оно осуществляется, независимо от его продолжительности, независимо от наличия или отсутствия каденционного закрепления вновь появившейся тональности. Виды модуляции, связанные обычно с ее местоположением в музыкальной форме - переходы, отклонения, сопоставления. Классификация модуляций в связи с эффектом от появления новой тональности, модуляции постепенные (плавные) и внезапные, в том числе энгармонические, связи с фактурным оформлением - модуляции гармонические, мелодические, мелодико-гармонические.
В группу второй степени родства отнесены двенадцать тональностей, тонические трезвучия которых не входят в исходную, но имеют с ней «по крайней мере одно общее трезвучие». К С-dur - это Аs, А, В, Н, Des, D, Еs, Е, g, b, h, с. К а-moll - это f, fis, g, gis, b, h, c, cis, А, В, Н, D.
Модуляции в тональности второй степени родства осуществляются через промежуточную тональность. Качество такой модуляции зависит в немалой степени от выбора последней, особенно тогда, когда имеется два общих аккорда. По этому признаку из группы тональностей второй степени выделяются четыре, отличающиеся от исходной на два ключевых знака. Именно они имеют по два общих аккорда, и каждый из них может быть принят в качестве тоники промежуточной тональности, хотя при этом эффект модуляции окажется различным. Поэтому для модуляции в тональности, отличающиеся на два ключевых знака, формулируется следующее правило выбора промежуточной тональности: она должна быть субдоминантой или параллелью субдоминанты той из двух тональностей, которая лежит выше по квинтовому кругу. Например, для модуляции из до мажора в си минор промежуточной тональностью окажется ми минор или его параллель соль мажор, а для модуляции из ре мажора в ми мажор - ля мажор пли его параллель,. то есть фа-диез минор.
Остальные восемь тональностей в каждой из групп отличаются от исходной на три, четыре или пять ключевых знаков как в диезную, так и в бемольную сторону, если идет речь о модуляции из мажора в мажор или из минора в минор. При модуляции же из мажора в минор разница может быть на три или пять знаков лишь в сторону бемолей, а из минора в мажор - лишь в сторону диезов.
При модуляции в тональности с разницей на три, четыре или пять знаков промежуточной окажется либо тональность гармонической субдоминанты мажора, либо тональность гармонической доминанты минора; например, из до мажора в ре-бемоль мажор, ля-бемоль мажор, ми-бемоль мажор, си-бемоль минор или до минор следует идти через фа минор, который оказывается в первой степени родства с до мажором и с любой из перечисленных пяти тональностей. При модуляции из до мажора в ля мажор, ми мажор или си мажор промежуточными будут соответственно ре минор, ля минор и ми минор, то есть гармонические субдоминанты лежащих выше по квинтовому кругу тональностей. При модуляции из ля минора в минорные же тональности - соль-диез, до-диез, фа-диез, - а также в си мажор или ля мажор нужно двигаться через ми мажор, родственный всем названным тональностям (в том числе к исходному ля). При модуляции из ля минора в минорные же тональности - си-бемоль, фа или до - на пути окажутся соответственно мажорные тональности - фа, до и соль, то есть гармонические доминанты лежащих ниже по квинтовому кругу тональностей.
Особого внимания требуют модуляции:
– в одноименную тональность. После отклонения в тональность гармонической доминанты минора или гармонической субдоминанты мажора первоначальной тональности рекомендуется отклонение в тональность параллели к последующей одноименной;
– в тональности противоположного ладового наклонения, расположенные на б. 2 ниже мажора или на б. 2 выше минора. Во избежание двух квартовых или квинтовых шагов подряд, что создает не всегда желательное однообразие, здесь рекомендуется также включить еще одно отклонение в параллель от промежуточной или заключительной тональности.