Тема №8. Мажоро-минор. Средства мажоро-минора в модуляционном процессе
Параллельный мажоро-минор. Составная ладовая структура, включившая в свой состав характерные ступени и аккорды параллельных ладов гармонической формы - на основе энгармонизма bVI мажора и # VII ступени параллельного минора. Синтез гармонических форм параллельных тональностей.
Мажор с мажорными аккордами разных видов на III ступени, минор с минорным трезвучием на VI ступени («Шубертов аккорд») и его модификациями (с терциями, прибавленными снизу или сверху, с секстой, прибавленной вверх от баса). Особенность ладового положения этих аккордов, придающая им характер «мнимых» аккордов, общий колорит ладовой структуры в связи с введением этих аккордов.
Краткие сведения из истории мажорных аккордов III ступени мажора и «шубертова аккорда» в его различных вариантах и усложнениях.
Одноименный мажоро-минор. Составная ладовая структура, включившая в свой состав характерные ступени и аккорды одноименных ладов натуральной формы. Синтез натуральных форм одноименных тональностей, ведущий к более многочисленному аккордовому составу, чем это было при синтезе гармонических форм параллельных тональностей в параллельном мажоро-миноре. Большая распространенность одноименного мажоро-минора сравнительно с параллельным, особенно - мажоро-минорной ладовой структуры с мажорной тоникой.
Исторические предпосылки к возникновению одноименного мажоро-минора. Эволюция простых ладовых структур мажора и минора, устанавливавшая их конструктивную, формообразующую равноценность и одновременно сближавшая их между собою.
Ладовые структуры народной музыки, также заключающие в себе характерные ростки одноименного мажоро-минора - структуры с вариантностью ступеней (где одна и та же ступень берется в разных вариантах - то как низкая, то как высокая), отчасти так называемые обиходные лады. Характерные проявления модуляционности в рамках таких структур, сближающие их с переменными ладовыми структурами (обновление звукового состава без смены тоники в структурах с вариантностью ступеней, смены тоник без изменений в звуковом составе в переменных структурах). Более мягкие формы такой внутриладовой модуляционности сравнительно с модуляциями обычного типа, где изменения в звуковом составе совершаются совместно со сменами тоник.
Две группы в аккордике одноименного мажоро-минора: а) группа, включающая III ступень одноименного лада (аккорды b VI, b III и I ступеней в структуре с мажорной тоникой, аккорды # III, # VI и I ступеней в структуре с минорной тоникой); б) группа, не содержащая III ступень одноименного лада (аккорды b VII и V ступеней в структуре с мажорной тоникой, отчасти аккорды IV и II ступеней в структуре с минорной тоникой). Применение всех этих аккордов не только в виде трезвучий, но и в виде септ- и нон-аккордов (особенно в музыке конца XIX и XX века). Частое объединение аккордов одноименного лада в четкие субсистемы типа S - D - Т, S - Т, D - Т внутри мажоро-минорной структуры. Присоединение на основе таких субсистем к мажоро-минорной структуре аккордов b II ступени, не входящих формально ни в одну из ее составляющих. Характерные обороты с непосредственным соприкосновением аккордов одной и той же ступени, принадлежащих различным ладовым составляющим - соприкосновение одноименных тонических аккордов, аккордов bVI и нат. VI ступеней (один из случаев так называемых «однотерцовых» соотношений) в структуре с мажорной тоникой и т. п. Распространение характерного соотношения одноименных тоник мажоро-минорной структуры на многие аккорды в музыке XIX-XX столетия (мажоро-минорное варьирование аккордов, создание одноименных вариантов почти к любым аккордам - например, маж. b VI5з и мин. b VI53, маж. b III53 и мин. b Ш53 в мажоре, маж. b II53 и мин. bII5з в мажоре и миноре и т. п.).
Аккорды параллельного и одноименного мажоро-минора как основа и средство модуляций особого вида - внезапных модуляций без энгармонизма.
Полный мажоро-минор. Составная ладовая структура, объединившая обе формы мажоро-минора: параллельную и одноименную. Синтез двух составных структур, образующий составную ладовую структуру нового уровня. Наиболее яркие проявления полного мажоро-минора в музыке второй половины XIX и особенно XX столетия (Лист, Вагнер, Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Мясковский).
Мажоро-минорные ладовые структуры всех видов как источник особых построений, часть которых не имеет признаков ладовой структуры вообще и относится к межтональным или внетональным образованиям (терцовые ряды созвучий, лишенные в большинстве случаев отчетливого разграничения ладовых функций), другая же часть, в известной мере опирающаяся на некоторые свойства первой, сохраняет подобие ладовой структуры и выделяет в качестве тоники уменьшенный септаккорд или увеличенное трезвучие. Истолкование всех этих явлений как особых ладов в теоретической концепции Б. Л. Яворского. Общий характер образований такого рода - яркие фонические эффекты, красочная звукопись, в том числе сказочно-фантастического, «внечеловеческого» плана. Значительная ограниченность их конструктивно-динамических качеств и в связи с этим достаточно эпизодическое их применение (ранее и чаще всего в связующих и вступительных разделах формы, иногда - в изложении темы звукописно-характеристического свойства).
Терцовые ряды созвучий-восходящие и нисходящие секвенце-образные последования созвучий-звеньев по интервалам большой или малой терции, основывающиеся на характерных интервальных соотношениях созвучий в рамках мажоро-минорных ладовых структур. Отсутствие ладовой дифференциации в большинстве таких рядов (исключением являются иногда краткие большетерцовые ряды мажорных или минорных трезвучий, дающие возможность их ладофункционального истолкования). Неладовый принцип организации терцовых рядов созвучий - принцип «геометризованной» звуковой симметрии и секвентной инерции. В то же время - наличие характерной ладовой окраски, мажорной или минорной, в рядах, составленных перемещением мажорных или минорных аккордов (своеобразный результат «расщепления» лада: наличие лишь его колорита при отсутствии важнейших структурных признаков). Вертикальные образования, участвующие в терцовых рядах созвучий - интервалы (чаще всего терции) и аккорды (трезвучия, септаккорды, нонаккорды). Многообразие форм терцовых рядов созвучий, с особенной полнотой представленное в музыке Римского-Корсакова: последование не только одинаковых созвучий по одинаковым же интервалам, но и последования одинаковых созвучий по чередующимся большим и малым терциям, последования уменьшенных септаккордов по большим терциям, увеличенных трезвучий - по малым и т. п.
Значение опорного созвучия, которое по временам приобретает уменьшенный септаккорд или увеличенное трезвучие. Тоникальность, выводящая их в положение условных тоник, обычно - в связи с длительным выдерживанием. Возможное объяснение их - сведение в единую вертикаль, «сгущение» малых или больших терций, фигурирующих в качестве шагов перемещения созвучий в терцовых рядах. Характерная орнаментально-мелодическая обработка выдержанного уменьшенного септаккорда или увеличенного трезвучия - гамма «тон - полутон» или целотоновая гамма (бесполутоновая хроматика). Звуки и созвучия, соотносимые с условными тониками в виде уменьшенного септаккорда и увеличенного трезвучия и образующие при этом сферу неустойчивости, сферу нетоники. Вытекающая из намеченной характеристики сущность названных явлений - подобие ладовых структур простейшего типа, включающих в свой ладофункциональный распорядок лишь тонику и нетонику (хотя и в виде изысканных форм созвучий). Эпизодическое, оттеняющее значение таких построений в связи с их характеристической одноплановостью и конструктивной ограниченностью, основная же сфера применения - музыкальная звукопись и фантастика. Ценность их в качестве контрастных эпизодов, инкрустируемых в контекст более универсального, конструктивно многогранного и гибкого ладового окружения.
Литература: Дубовский И. (Бригадный учебник) Гармония, часть 2, темы 49-50, 53, 54; Мюллер Т. Гармония, гл.3, темы 1-4