Фонетическая транскрипция. Практические задания
Фонетика
Практические задания
1.Охарактеризуйте согласные звуки в следующих словах по способу образования шума.
Русск.:шорох, дело, рост, линия, беда, коза, мутный, степь.
2.Охарактеризуйте согласные в следующих словах по месту образования, т.е. по активному действующему органу.
Русск.:вор, миллион, ящик, беда, лето, конь, порох, жук, цвет.
3.Охарактеризуйте согласные звуки в следующих словах по составу, т.е. по соотношению голоса и шума. Сравните сонорные согласные в русском и английском языках (английские слова даны в транскрипции).
Русск.:моль, ниша, ловкий, еж, яма, шепот, жизнь, роман, лето, щенок.
4.Охарактеризуйте гласные переднего ряда в следующих словах.
Русск.:легкий, тишина, летать, веселый, чудесно, мягкий.
Англ.:work, collect, first, head, see, consider, man.
5.Укажите гласные заднего ряда в следующих словах.
Русск.:дума, лыко, чувство, лямка, юбилей, люк, мед, елка.
Англ.:dog, must, food, father, daughter, part, cause, duck, walk.
6.Определите, какие получатся слова, если первые звуки приведенных слов произнести:
а) без участия голосовых связок - дам, дом, бар, год, вон, голос, жить, зам; б) с участием голосовых связок - пыл, пил, фата, кот, шесть, шар, сад, ток, суп; в) с участием носовой полости (с опущенной небной занавеской) - боль, было, байка, дам, дочка; г) с поднятой небной занавеской - мой, мор, майка, наш, нот, нам; д) с участием средней части спинки языка, приподнимающейся к твердому небу - мать, нос, рад, томный, сок, тук, лук; е) как щелевые, а не как смычные - корь, дуб, тень, тело, крен, панты.
7.В следующем тексте охарактеризуйте согласные по участию голоса и по соотношению тона и шума.
Великий Петр, твой каждый след
Для сердца русского есть памятник священный,
И здесь, средь горных скал, твой образ незабвенный
Встает в лучах любви, и славы, и побед. (Вяз.)
8.В данном тексте классифицируйте согласные по способу образования, т.е. по характеру преграды на пути воздушной струи.
Не занятый делом человек никогда не может насладиться полным счастьем. На лице бездельника вы всегда найдете отпечаток недовольства и апатии. (Гейне)
9.В данном тексте охарактеризуйте согласные по месту образования, т.е. по активному действующему органу.
Как ни цветиста ваша речь,
Цветник словесный быстро вянет.
А правда голая, как меч,
Вовек сверкать не перестанет. (Марш.)
10.В данном тексте охарактеризуйте гласные по ряду.
Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям. (Б. Шоу)
11.Определите согласные звуки по следующим признакам:
а) шумный, губно-зубной, щелевой, звонкий, мягкий;
б) шумный, заднеязычный, щелевой, глухой, твердый;
в) шумный, переднеязычный, взрывной, звонкий, твердый;
г) сонорный, губно-губной, смычно-проходной, твердый;
д) сонорный, переднеязычный, дрожащий, мягкий.
12.Определите гласные звуки по следующим признакам:
а) заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;
б) переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;
в) среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;
г) переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;
д) среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;
е) заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;
ж) переднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный.
13.Охарактеризуйте все звуки в следующих словах.
Русск.:яд, жизнь, ошибка, ропот, сдоба, фильм, ёж, щука.
Англ.:know, this, thing, joy, leave, weather, poor, climb, chief.
14.Решите следующие звуковые пропорции. Учтите, что искомый член пропорции необязательно должен быть представлен в русском языке.
1.Русск.:а) д : т = б : ? = ? : х
б) с : с’ = б : ? = ? : л’
в) п : т = б : ? = ? : ш = м : ?
г) п : ф = б : ?
д) с : ш = з : ?
е) в : п = з : ? = ? : к
ж) д : з : б = т : ? : ?
з) ж : ш = г : ?
и) м : б = н : ?
к) г : х = д : ? = б : ?
л) т’ : ч’ = п : ?
м) э : и = о : ?
н) у : и = ? : э
15.Какие получатся слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке?
Ель, лен, куль, толь, ноль, лед, лоб, ток, яр, ешь, тля.
16.Определите слова русского языка, в состав которых последовательно входят следующие звуки:
I.
1. Гласный, верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный;
2. согласный, щелевой, губно-зубной, шумный, звонкий, твердый;
3. гласный, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный.
II.
1. Согласный, щелевой, среднеязычный, сонорный, мягкий;
2. гласный, среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный;
3. согласный, щелевой, двухфокусный, переднеязычный, шумный,
глухой, твердый.
III.
1. Согласный, смычный, взрывной, губно-губной, глухой, твердый;
2. согласный, смычно-проходной, боковой, переднеязычный, сонорный, твердый;
3. гласный, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный;
4. согласный, смычный, взрывной, заднеязычный, шумный, глухой, твердый.
IV. 1. Согласный, аффриката, переднеязычный, глухой, мягкий;
2. гласный, среднего подъема, переднего ряда, нелабиализованный;
3. согласный, щелевой, однофокусный, переднеязычный, глухой, мягкий;
4. согласный, смычный, взрывной, переднеязычный, глухой, мягкий.
17.Определите слова английского языка, в состав которых последовательно входят следующие звуки:
I. 1. Согласный, щелевой, переднеязычный, межзубный, глухой;
2. гласный верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный, краткий;
3. согласный, смычно-проходной, заднеязычный, сонорный, носовой.
II. 1. Согласный, аффриката, переднеязычный, апикальный, глухой;
2. гласный, верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный, долгий;
3. согласный, щелевой, губной, губно-зубной, глухой.
III. 1. Согласный, аффриката, переднеязычный, апикальный, звонкий;
2. гласный заднего ряда, переднего подъема, нелабиализованный, краткий;
3. согласный, щелевой, переднеязычный, апикальный, глухой;
4. согласный, смычный, взрывной, переднеязычный, апикальный, глухой.
IV. 1. Согласный, щелевой, переднеязычный, межзубный, звонкий;
2. дифтонг, начинающийся гласным среднего подъема, заднего ряда, лабиализованным, с переходом к гласному верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованному;
3. согласный, щелевой, переднеязычный, апикальный, звонкий.
Вопросы по теме «Классификация звуков речи»
1. Назовите три аспекта изучения звуков речи.
2. Какие звуковые признаки составляют акустический аспект изучения звуков речи?
3. Какие звуковые признаки составляют артикуляционный аспект изучения звуков речи?
4. Что такое артикуляция? Из каких элементов она складывается?
5. Что такое артикуляционная база?
6. По каким признакам различаются гласные и согласные звуки?
7. На основании каких признаков классифицируются согласные звуки?
8. Чем отличаются сонорные и шумные согласные?
9. Как делятся согласные по способу образования и по месту образования?
10.Что такое аффриката?
11. На какие группы делятся переднеязычные согласные?
12. Какие типы дополнительной артикуляции существуют у согласных?
13. На основании каких признаков классифицируются гласные звуки?
14. Какую роль при произнесении гласных звуков играет небная занавеска?
15. Что такое дифтонги? Какие выделяются типы дифтонгов?
Фонетическая транскрипция
Фонетическая транскрипция – однозначное, непосредственное отражение звучащей речи на письме.
Основные правила фонетической транскрипции:
1. Одному звуку всегда соответствует один знак фонетической транскрипции.
2. Обозначается место словесного ударения.
3. Слоги считаются в зависимости от места ударения (I-й предударный, II-й предударный, I-й заударный и т.д.).
4. Абсолютное начало и абсолютный конец слова обозначаются отдельно.
В транскрипции отражаются различные фонетические процессы.
Практические задания
1.Определите, сколько звуков и сколько букв в следующих словах, затранскрибируйте.
Ель, юрта, её, лёд, пью, шью, вялый, умоляю, щёлк, шелк, съезд, жую, синь, жизнь, цирк, мышь, боец, вьюга, изъять, пьеса, мять, съёмка, счетчик, сшитый.
2.Определите, какими звуками различаются в русском языке следующие слова.
Гостя – гостья, судя – судья, сел – съел, налёт – нальёт, семи – семьи, груздь – грусть, завал – завял, занос – занёс, сток – стёк, пот – пьёт, лёд – льёт.
3.На каком принципе – буквенном или звуковом – основаны следующие палиндромы, т.е. слова и предложения, читающиеся одинаково как слева направо, так и справа налево.
А роза упала на лапу Азора.
Огонь – лоб больного!
Отчаян я, а что?
4.Обозначьте позиции гласных в словах.
Лаборатория, раскормленный, инвентаризация, ассоциация, небывалый, заинтересованность, произношение.
5.Отметьте случаи количественной редукции гласных в следующих примерах.
Мир – мирить – мировой; сила – силком – силовой – пересилить; цирк – циркач – цирковой; бум – бумага – бумажонка; луч – лучи – лучевой; рыба – рыбак – рыбаки.
6.Затранскрибируйте слова. Отметьте случаи качественной редукции гласных.
Волос – волосок – простоволосый, желтый – желтизна – желтоватый, шёпот – шептать – шепоток, ряд – ряды – рядовой, перепись – переписать – переписчик, речка – река, рябь – рябой – рябоватый, поле – поляна – полевой, щека – щёчки – щекотать, шерсть – шерстянка – шерстяной.
7.Затранскрибируйте словосочетания.
Стонут под игом, шьет иголкой, говорит с жаром, смеется над собой, вышел из-за стола, достал из стола, вошел без шума, делать из-под палки, изнемог от жары, письмо от брата, дочь больна, ночь длинная, нож тупой, пёс болен, нас двое, плащ был сырой, отец дома, весь день, сжечь бумагу, плач громкий, помочь бы ему, от топота копыт, лиса – в леса, из сжатого кулака, погуляй с Шариком, свинья под дубом, в тех баснях, от самого дома.
8.Затранскрибируйте следующие пословицы.
Во снах счастье, а в быль напастье. Счастье с бессчастьем на одних санях ездят. Удастся лен, так шёлк; не удастся, так щёлк. Богат Мирошка, а животов – собака да кошка. Разорви тому живот, кто неправдой живёт. Не красна изба углами, красна пирогами. Воровством каменных палат не наживёшь. И не так подъезжали, да ни с чем отъезжали. Своего не наживу, а на чужое не гляжу. Рассказчики не годятся в приказчики.
9.Затранскрибируйте текст.
Бьется в тесной печурке огонь.
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой. (Сурк.)
10.Затранскрибируйте следующие тексты.
Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем. (Пр.)
Наука - высший разум человечества, это солнце, которое человек создал из плоти и крови своей, создал и зажёг перед собой для того, чтобы осветить тьму своей тяжёлой жизни, чтоб найти из нее выход к свободе, справедливости, красоте. (М.Г.)
Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы: полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов. (Л.)
Вопросы по теме «Фонетическая транскрипция»
1. Что такое звук и что такое буква?
2. Как связаны между собой фонетика и орфография?
3. Чем обусловлена необходимость транскрипции?
4. Что такое позиционные изменения звуков?
5. В чем состоит качественная редукция звуков, чем она отличается от количественной редукции?
6. Какие гласные подвергаются качественной и количественной редукции?
7. Могут ли редуцироваться согласные звуки?
9. Какие диакритические знаки и для чего используются в транскрипции?
Фонетические процессы