Типологическая классификация языков. Флективные, аглютативные, изолирующие и полисинтетические языки

Один из подходов классификации языков - структурно-типологический (основан на сходстве языковой структуры).

В рамках аффиксации, прежде всего формообразовательной, различают тенденции:флективная или фузионная (характеризуется наличием окончаний) и агглютативная (склеивающая). Первая представлена в русском и других индоевропейских языках (флективные языки). Вторая – в финно-угорских, тюркских, грузинском, японском, корейском и др. (агглютативные языки).

Флективные языки - языки, использующие для словопроизводства и словоизменения флексию.

- Флексия - устойчивый, существенный признак морфологической структуры языка

- велика роль окончаний

-связь между корнем и окончание очень тесная

- корень на стыке с окончанием может изменяться (казакский - казацкий)

-нет однозначного соответствия между ГФ и ГЗ (одна флексия может выражать несколько ГЗ – зеленУЮ, reads;одно и то же ГЗ может быть выражено разными флексиями – к воде, дому, лошади, коню).

Флективные языки подразделяются на синтетич. и аналитич.

Агглютинативные языки -языки, имеющие строй, при котором доминирующим типом словоизменения является агглютинация («приклеивание») различных формантов (суффиксов или префиксов), причём каждый из них несёт только одно значение.

-Агглютинация – последовательное приклеивание к основе-корню особых аффиксов, каждый из которых выражает только одно ГЗ.

-слово – многоморфемно, но границы между морфемами ясны и четки

Пут – «котел» (вогульский яз.)

Путум – «мой котел»

Путумт – «в моем котле»

Путумныя – «из моего котла»

Изолирующие (корневые) языки: -языки, которые пользуются корнями как словами, не образуя сложных сочетаний с суффиксами и префиксами.

-отсутствуют аффиксы формообразования

-нет указания на число

-нет изменения по лицам, числам

-форма слова не меняется в зависимости от функции (подлежащее, дополнение…)

-слово совпадает с корнем и основой => корневые языки

-слов, лишенные аффиксов, изолированы др. от др. => изолирующие языки

-для выражения отношений между словами используется порядок слов, служебные слова и тон.

Изолирующие языки широко распространены в Юго-Восточной Азии, например, вьетнамский язык, классический китайский

Полисинтетические языки (инкорпорирующие) языки — языки, в которых все члены предложения (полная инкорпорация) или некоторые компоненты словосочетания (частичная инкорпорация) соединяются в единое целое без формальных показателей у каждого из них.

-морфологическая структура не завершена, слово приобретает структуру лишь в составе предложения

-предложение строится как сложное слово (неоформленные корни, слова объединяются в одно общее слово).

чукотско-камчатские, эскимосско-алеутские и многие языковые семьи Северной Америки.

Происхождение и виды письма.

По сравнению со звуковым языком, письмо молодо (4-5 тыс. лет назад). Появление письма было вызвано потребностью общения на расстоянии. Появление письма – мощный стимул в развитии общества. Собственно письмо вырабатывается в раннеклассовом обществе в связи с усложнением характера жизни.

Письмо было символическим и начертательным. Символическое письмо – бесписьменная стадия, использование предметов для передачи информации. Символическое письмо условно, т.к. «переписывающиеся» стороны должны были заранее договариваться о знаках. Начертательное письмо развивалось по следующим стадиям:

1) пиктография – письмо рисунками, передача сообщения в форме рисунка или последовательности рисунков. Достоинства: не связана с алфавитом или другим набором условных знаков, не требует обучения чтению и письму. Недостатки: неустойчивый характер, невозможность передавать сложные тексты, содержащие абстрактные понятия. Элементы пиктографического письма используются и сейчас: товарные знаки, знаки дорожного движения, эмблемы, указатели, и т.д.

2) идеография – письмо, передающее понятие, т.е. значение слов, а не сами слова, с помощью специфических графем – иероглифов. Достоинства: компактность, возможность передачи любых сообщений независимо от степени их абстрактности, фиксированный набор знаков. Недостатки: слишком большое количество знаков.

3) фонография – письмо, передающее звуки. Прошло свое развитие в 2 этапа. 1 – слоговое (силлабическое) письмо, 2 – буквенно-звуковое письмо. Достоинства: небольшое количество знаков, возможность передачи любой информации. Недостаток: недостаточное соответствие звуков и букв.

Основные виды письма.

Для классификации видов письма важна не форма знаков, а характер передачи знаками элементов речи. В связи с этим выделяют 4 типа письма: идеографическое, словесно-слоговое, силлабическое и буквенно-звуковое.

В идеографическом письме каждый знак может обозначать любое слово в любой грамматической форме в пределах ассоциаций, либо прямо вызываемых изображением, либо условных. Возможности передачи информации ограничены. Это письмо – переходный вариант от пиктографии к словесно-слоговому письму и применялось в хозяйственных и ритуальных записях. В словесно-слоговом письмек многозначной идеограмме добавляется 2 вида знака: знак, который выражает звуковые элементы слова и знак – детерминатив, уточняющий круг понятий, к которому относится слово. Логограмма могла выражать последовательность звуков, не обязательно представляющую слог. Логограммы существовали в виде монументальных надписей и в скорописи. В консонантном письме гласные не передавались ради экономии. Словесно-слоговое письмо обеспечивало надежную фиксацию речи и надежное воспроизведение при чтении. Существовали древне - египетские, клинописные, китайские и системы письма майа, но до наших дней дожила только китайская. Это объясняется аморфным характером китайского слова, удобством для общения между носителями разных диалектов. В силлабическом письме каждый знак передает последовательность звуков, а не слово. Это письмо развилось вследствие упрощения словесно-слоговых систем письма и введения гласных в консонантное письмо. Наиболее распр. в Индии и Ю-В Азии. Достоинства: меньшее количество знаков, точная передача звукового состава текста. Недостатки: громоздкость, трудности в выборе правильного чтения. В алфавитном письме отдельный знак передает, как правило, 1 звук. Иногда буквы объединяются по 2-3 для передачи 1 звука. Исторический родоначальник – финикийское письмо, в котором было 22 знака и гласные на письме не означались. Эта система позволила фиксировать речь по звуковому способу с помощью min числа и быстро запоминать буквы. Однако текст, записанный без гласных и словоразделов, было ещё трудно понимать. Финикийский алфавит дал начало западным алфавитам, а в скорописной форме распространился по всему Востоку, дав начало восточному алфавиту.

Наши рекомендации