Билеты по обществознанию для 10 класса (промежуточная аттестация)
Билет | Вопрос | Примерный ответ | |||||||||
Наука и философия | Наука - систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования и измерения реальных явлений. Великой родоначальницей наук является ФИЛОСОФИЯ – наука о наиболее общих законах развития природы и общества. Со временем человечество открывало частные законы, действующие в той или иной группе явлений природы и общества ---- появлялись целые системы таких «частных» законов, которые постепенно становились самостоятельными науками. Отделяясь от философии, науки существовали самостоятельно, но никогда не теряли с ней связь (философское утверждение --- экспериментальное доказательство --- закон природы) Слово «обществознание» («обществоведение») означает не одну науку, а целый комплекс наук, изучающих общество и человека. Знания, которые дают эти науки, именуют социально-гуманитарными. Между социально-гуманитарными науками и естественными есть сходство и различия:
Существуют различные классификации социальных наук. Общепринятой является классификация, основанием которой является предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). С этой точки зрения можно выделить следующие группы социальных наук: исторические науки (отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.); экономические науки (экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д.); философские науки (история философии, логика, этика, эстетика и др.); юридические науки (теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. п.); педагогические науки (общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.); психологические науки (общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.); социологические науки (теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.); политические науки (теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр.); культурология (теория и история культуры, музееведение и др.). Различие между философией и наукой — методы разработки проблем. | ||||||||||
Многообразие путей познания мира | |||||||||||
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. | Картина мира и место человека в нем отразились в ранних мифах, которые существовали практически у всех народов. Слово «миф» происходит от греч. mythos — сказание, предание. Учитывая это значение, некоторые отождествляют миф с легендой, волшебной сказкой (видимо, и многие из вас также относятся к древнегреческим мифам, с которыми вы познакомились на уроках истории). Для древнего человека то, о чем повествует миф, не было вымыслом, хотя речь в нем могла идти о фантастических событиях, в которых современный человек не увидит никакой логики. особенности мифологического сознания. · Восприятие человека как части сообщества, а сообщества как части природы. · Наделение всего сущего человеческими качествами. · Восприятие не разделено на внешнее и сущее, на реальность и видимость. · Поиск причины события сводится к поиску целенаправленной воли. · Идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периоды и ритмы человеческой жизни и природы. · Восприятие мира как арены борьбы сил добра и зла. Первым источником религиозно-философской мудрости в Древней Индии стала так называемая ведическая литература («веда» — знание) — обширный набор текстов, составлявшихся на протяжении нескольких столетий (1200—600 гг. до н. э.), в которых сильны проявления мифологического сознания. Мир видится как извечное противостояние Космоса и Хаоса, боги часто выступают олицетворением природных сил. БУДДИЗМ Центр учения – 4 благородные истины: 1. Существование человека неразрывно связано со страданием. 2. Причина страданий – жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь. 3. Устранение причин страдания – в устранении причин жажды. Древние индийцы верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, т.к. жизнь для них не сводилась лишь к биологической её форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято верили в бессмертную душу, стараясь не засорять её злом и безобразными поступками Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Есть много философских школ. 1. Даосизм.Крупнейший представитель этой философии Лао-Цзы. Человек – срединное положение во Вселенной. Он должен преодолеть расколотость мира на два начала: светлое ян(свет) и темное инь (тьма). Такое положение определяет путь (дао) человека, т.к. в мире все находится в движении, в изменении. Главный принцип: «Передаю, но не творю». Человек не царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение для человека — это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у вэй»). Когда нечто достигает крайности, оно переходит в свою противоположность: «Обернется несчастьем то, что было счастьем, а счастье покоится на несчастье». 2. Конфуцианство. Его создатель – мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) – современник Будды и Пифагора. Учитель Ку (Кун Фуцзы, Конфуций) утверждал, что люди страдают, ненавидят, уничтожают друг друга оттого, что не осознали благодати гармонии человеческих отношений. Гармония достигается через личное благородство. Не дао (судьба, предопределение) творит человека, а человек творит свой ДАО. Основные идеи Конфуцианства: - личность должна жить не для себя, а для общества; - изначальное понятие – «порядок» (ли); - подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей; - порядок наполняется добродетелью (дэ) - помогай другим и не делай того, чего не желаешь себе; - государство и общество тождественны (то есть равны); - государство это большая семья; - каждый человек имеет право на исправление; - основные принципы - принципы справедливости и исправности (ли). Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Древние греки создали очень яркую и впечатляющую мифологию. Они же первыми перешли к новому способу рассмотрения мира и породили то, что можно назвать философией в собственном смысле слова (сам термин «философия» — любомудрие — тоже греческого происхождения). основные идеи справедливого общества по Платону. - руководят одаренные, хорошо подготовленные, высоконравственные люди; - основной принцип – СПРАВЕДЛИВОСТЬ; - люди подразделяются на 3 группы: мудрецов (править), (воинов защищать), крестьян и ремесленников (должны трудиться); - частная собственность – источник зла и несправедливости; - единичное должно быть подчинено всеобщему: не гос-во существует ради человека, а человек живет для процветания государства. | ||||||||||
Научное познание | |||||||||||
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время (XV – XVIII вв) | Мировоззрение европейцев в Средние века полностью определялось христианством. Философия была призвана подтверждать религиозные истины, не случайно ее называли «служанкой богословия».
отрицание Два периода в философии Средневековья Наши рекомендации
|