Особенности жанра жития в литературе XI-XII века («Житие Алексея Человека Божия»)
Краткий пересказ:
МЕСЯЦА МАРТА В 17 ДЕНЬ
ЖИТИЕ И ЖИЗНЬ СВЯТОГО АЛЕКСИЯ ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ
В городе Риме жил благонравный и богобоязненный богач Евфимиан, который любил благотворительность, следовал наказам бога и проч. Однако была у него с женой беда — детей не было. И тогда жена стала молиться богу, просила дать ей сына, опору и радость на старость лет. И услышал её бог, родила она вскоре сына, всего из себя замечательного, умного. И когда подрос он — отправили его в школу, где он наукам легко обучился, особенно интересуясь божьими книгами. И когда пришла пора — женить его стали на невесте царского рода. Да вот только в первую же брачную ночь сынок, Алексий, вместо того чтобы делом заниматься, отдал жене своё золотое кольцо, велел ей хранить его, а также нашептал что-то тайное, дабы никому она сказанное не открывала. А сам той же ночью бежал из дома, сел на первый попавшийся корабль, помолился богу, попросил освободить себя от суетной жизни, доплыл до города Лаодикии, где с погонщиками ослов отправился странствовать до Эдессы сирийской, «где лежит образ Господа нашего Иисуса Христа, который некогда сам дал Авгарю». Войдя в город, продал он всё, что имел, выручку роздал нищим, а сам в нищих одеждах отправился на паперть церкви Пресвятой Богородицы, где стал постоянно жить, постясь, молясь.
Тем временем отец послал слуг искать сына, те добрались и до Эдессы, но Алексия не узнали, вернулись домой ни с чем. Тем временем престарелая мать и молодая жена решили дождаться Алексия, во что бы то ни стало, страдая, посыпая голову пеплом, молясь.
Спустя 17 лет проживания Алексия на паперти церкви Пресвятой Богородицы, к пономарю церкви явилась сама Богородица, велела привести человека Божия, который весь с ног до головы свят, и «как солнце сияет для своего мира, так просияет житие его пред ангелами Божьими». Пономарь по указаниям Богородицы находит Алексия, вводит его в церковь. И о святом Алексии, человеке Божьем, расходится по миру слава.
Алексий же, поняв, что он теперь знаменит, испугался этого, бежал из Эдессы назад в Лаодикию, сел на корабль, намереваясь уплыть далеко-далеко, где о нём ещё не слышали. Да вот волею Божьей сильным ветром принесло корабль к Риму. Сошёл Алексий на берег, порадовался, что дома оказался. Да встретил его отец, но не узнал. Алексий начал молиться на старика, а тот обрадовался, велел поселить Алексия рядом со своим домом, кормить его, своим слугам служить ему.
Тем временем мать Алексия и жена продолжали страдать и ждать его.
А он в это время жил неподалёку, мучимый вечно издевавшимися слугами, но всё терпевший.
Через 17 лет такого пребывания Алексий, у которого Бог соизволил взять исповедание, записал всю свою биографию на пергамене, и то, что говорил жене своей перед побегом, и про кольцо золотое написал
В одну из воскресных молитв из алтаря, неизвестно, какой римской церкви начал вещать голос, который повелел найти в доме Евфимиана тело святого, человека Божьего. Но среди домашних своих Евфимиан сам таких не знал. Только слуга Алексия подсказал, что это, судя по всему, тот самый нищий, Алексий — человек Божий.
Евфимиан отправился к нищему, а тот уже ничего не говорил, но лицо только, аки у ангела, сверкало, а в руке был зажат пергамен. Тогда Алексия положили на ложе, взяли пергамен, прочитали. Тут и отец бросился к сыну, и мать радовалась, и жена, и все плакали, даже посторонние люди.
И тогда ложе с Алексием принесли в центр города, к которому началось паломничество, а от прикосновения к Алексию недуги исцелялись. Когда же велели уносить ложе с Алексием, народ начал толпиться, не пускать цесарей, несущих ложе. Тогда было велено бросать золото с серебром в толпу, чтобы отвлечь людей, «нъ не обратися никтоже на не, паче любяще тѣло святаго» (но никто не устремился за золотом, так как тело святого было людям дороже).
И после этого положили тело Алексия в златую раку, 17-го июля отслужили поминовение, и из раки излилось миро (масло) благовонное, которым все стали мазаться и исцеляться, славя Бога, Сына его и Святого Духа.
Житие — это описания жизни святых подвижников, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу. Жития содержали большой нравственный потенциал, почему и были весьма популярны. Святые в житиях идеализировались, что передавалось даже обычным ритуальным самоуничижением автора в течение всего жития.
Первоначально на Руси появились переводные жития, одно из них — «Житие Алексия, человека Божия», которое было каноническим житием, образцом для русских житий.
Жития святых строились по определённой схеме, содержали схожие сюжетные ходы.
Так, житие обычно начиналось и заканчивалось с указания автора на собственное ничтожество, да и всех обычных людей, по сравнению с величием и святостью описываемого святого (кстати, «Житие Алексия» в этом — исключение). Затем по сюжету рассказывается о благочестивых родителях. Затем о сыне, который с самого начала увлекался божьими книгами, предавался молитвам и проч. Затем следует побег из дома и странствия, молитвы, терпение мук и издевательств (либо о жизни в келье). После этого рассказывается о его праведной жизни, чудесах, сотворённых им. Затем возможна сцена узнавания родственниками святого, потом смерть, после которой следуют неизменные чудеса и исцеления у мощей святого.
Также в этом житие можно встретить элемент плача и восхваления, который вошёл в жития, предположительно, из устной народной культуры и прочно закрепился в житиях.
Большинство этих непреходящих элементов наличествуют в «Житие Алексия», именно поэтому, наверное, оно и стало каноническим, образцовым для русских житий, наглядно показывающим то, каким должна быть жизнь человека, посвятившего свою жизнь Богу.
Жития бывают нескольких видов:
· Святых князей (житие Бориса и Глеба). Такая форма жития не была распространена.
· Мучеников (святые, пострадавшие за веру). Множество мученических житий появляется в греческой и римской литературе во время гонений на христиан. В Древней Руси был известен особый жанр мучений – аналогов греческих МАРТИРИЕВ, где описан не весь жизненный путь святого (в отличие от мученических житий), но повествование было сконцентрировано вокруг его гибели от рук гонителей, которая в христианской традиции воспринималась как подвиг веры.
· Исповедников (святые, открыто объявившие себя христианами во время гонений). Существенное отличие исповедников от мучеников – претерпев гонения, исповедники, как правило, оставались живы.
· Преподобных (Монахи, монастырские деятели. Чудеса происходят уже при жизни)
· Столпников(преподобные, которые провели много лет в молитвах, стоя на столбе)
· Юродивых (или блаженных). Пользовались особой популярностью. Такие святые добровольно отказывались от всего и принимали вид безумных. Это позволяло им отказаться от соблюдения принятых в обществе обычаев, здравого смысла. Их жития донесли до нас многочисленные случаи публичного обличения царей: Ивана Грозного, Бориса Годунова.