Эволюция развития жанра жития в 17 веке. « Житие Юлиании Лазаревской».

В 17 веке житие постепенно переходит в бытовую повесть , а затем в автобиографическую исповедь. Каноны жития разрушаются вторжением бытовых реалий, фольклорной легенды.

« ПОВЕСТЬ О ЮЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ»-1-я в лит-ре биография женщины-дворянки. Написал это житиё её сын, это произведение вошло в 51 список и было составлено 2 редакции.

Житие фактически носит светский характер.

Повесть изображает положение замужней женщины в большой дворянской семье , её бесправие и многочисленные обязанности.

Она утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни, служения людям.

Здесь ещё не полностью отошли от агиографической традиции, с ней связано начало повести.

Юлиания Лазаревская - олицетворение доброты, терпения, желания помочь близким. Она так много трудится, что ей даже некогда ходить в церковь. Образ Юлиании Лазаревской не идеален; это женщина, окружённая бытом и рядовыми сложностями.

Традиционные мотивы религиозной фантастики: бесы хотят убить Юлианию. но вмешательство святого Николая спасает её.

Переплетены элементы бытовой повести с элементами житийного жанра, но преобладают повествовательные бытовые элементы.

Интерес к частной жизни человека, его поведению в быту.

53. Воинская повесть . « Поэтическая повесть об осадном сидении донских казаков».

Жанр воинской повести в 17 веке претерпевает изменения, подвергается демократизации. Исторические факты вытесняются художественным вымыслом, большую роль начинают играть занимательный сюжет, мотивы и образы устного народного творчества.

« ПОВЕСТЬ ОБ АЗОВСКОМ ОСАДНОМ СИДЕНИИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ».

Возникла в казачьей среде, запеч. самоотверженный подвиг смельчаков, кот. захватили в 1637 турецкую крепость Азов. сумели отстоять её в 1641 от превосходивших сил врага.

Гипотеза, что автором был есаул Фёдор Порошин, кот сам участвовал в событиях.

Жанру деловой письменности он придал яркое поэт. звучание : широкое использование казачьего фольклора, а также правдивое и точное описание самих событий.

Прощание казаков - самое поэт. место повести.

Герой повести небольшой коллектив.

Религиозная фантастика служит здесь лишь средством возвеличения патриотического подвига защитников Азова.

Традиционные картины боя , взятые автором повести из повестей о Мамаевом побоище, « Повести о взятии Царьграда», сочетаются с обильным введением в повествование казачьего фольклора.

В повести выражено стремление создать образ массы, передать ее чувства, мысли и настроения.

В конце 17 века сюжет превращается в сказочную « Историю об Азовском взятии и осадном сидении от туркского царя Брагима донских казаков».

54. Особенности жанра бытовой повести. « Повесть о Горе и Злосчастии»

Процесс побуждения сознания личности находит отражение в новом жанре - бытовой повести(2-я половина 17 века).

Новый тип героя , заявившего о себе как в жизни, так и в лит-ре .

Здесь- борьба старины и новизны, кот пронизывала все сферы общественной и личной жизни.

« ПОВЕСТЬ О ГОРЕ И ЗЛОЧАСТИИ».

Центр. тема повествования - трагическая судьба молодого поколения , старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

Вступление - библейский сюжет об Адаме и Еве в новой трактовке: причина преступления ч-ком заповеди и смирения в нём самом, а не в потусторонних сил.

В литературу на смену исторической личности приходит вымышленный герой , в характере которого типизированы черты целого поколения переходной эпохи.

Образ Горя олицетворяет трагическую участь, судьбу, долю человека.

Молодец расплачивается за свою непокорность . Освещённому веками бытовому укладу он не может противопоставить ничего, кроме своего стремления к свободе.

2 миропонимания: родителей и « добрых людей»- большинства, придерж. домостройной морали, с другой стороны- Молодца, стремление нового поколения к свободе.

Это светская бытовая биографическая повесть.

Присутствуют : поэтика фольклора, его образная система, форма былинного стиха.

55. « Повесть о Фроле Скобееве».

Герой - бедный дворянин Фрол Скобеев уже беззастенчиво попирает этические нормы, добиваясь личного успеха в жизни : материального благополучия и прочного общественного положения.

Для него не существует ничего святого, кроме веры в силу денег. Он покупает совесть мамки, соблазняет дочь богатого стольника Аннушку, затем похищает с её согласия, вступает с ней в брак.

Повесть отразила начало процесса слияния бояр-вотчинников и служилого дворянства в единое дворянское сословие., процесс возвышения дьяков и подьячих.

Религиозные мотивы занимают в повести скромное место.

Примечателен образ Аннушки, которая заявляет о своих правах, выбирать себе суженного смело нарушает традиции, активно участвует в организации побега из родительского дома.

Автор повести подьячий мечтает, подобно своему герою, выйти в люди. Об этом свидетельствует повести, пересыпанный канцеляризмами. эти обороты перемежаются с архаическими выражениями книжного стиля и просторечиями, ос. в речах героев, а также варваризмами, хлынувшими в то время в язык.

56. « Повесть о Савве Грудцыне».

Примыкает к « Горю И Злосчастию»(70-е годы). В ней также рассказывается о взаимоотношениях двух поколений, противопоставляются 2 типа отношений к жизни.

Основа сюжета - жизнь купеческого сына Саввы Грудцына.

Здесь упомянуты ист. личности: царь Михаил Фёдорович, воевода Шеин, сотник Шилов, сам герой - ист лицо.

Главное место в повести занимают картины частной жизни.

Центральное место отводится любовной интриге, первые попытки изобразить любовные переживания ч-ка.

Идейно-художественная функция беса в пр-ии такая же, что и Горя ( см. выше).Он выступает воплощением судьбы героя и внутренней смятённости его молодой и порывистой души. Образ беса близок народной сказки.

Победа Саввы над вражескими богатырями изображена в героическом былинном стиле. А его победа в поединке с вражескими» исполинами» поднимается до значения нац. подвига.

Царская служба рассматривается бесом как средство достижения Саввы перехода в служилое дворянское сословие.

Автор сочетает приёмы народной эпической поэзии со стилистическими приёмами воинских повестей.

Новаторство сост. в попытке изобразить обыкновенный ч-ий характер в обыденной бытовой обстановке, раскрыть сложность и противоречивость характера, показать значение любви в жизни человека.

57. Сатирические повести. « Повесть о Шемякином суде».

Одним из примечательных явлений лит-ры 2-й половины 17 века явл. оформление и развитие сатиры как самостоятельного худ. жанра. Появление демократической сатиры явилось следствием активного участия демократических слоёв посадского населения в классовой борьбе. Задачам этой борьбы и была подчинена сатира.

Сатирическому обличению подвергались самые существенные стороны жизни феодально-крепостнического общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духовенства и многие другие.

Обличению системы судопроизводства, опиравшейся на Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года, посвящены повести о Шемякином суде и о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове.

«Повесть о Шемякином Суде».

Объект сатирического обличения - судья Шемяка, взяточник.

Прельщённый возможностью богатого «посула», он казуистически толкует законы.

Решение суда ставит в смешное положение и богатого крестьянина, наказанного за свою жадность, и попа, оказывающегося в положении обманутого мужа.

Над миром жадности, корысти, судебного произвола торжествует бедняк. Благодаря своему уму и находчивости «убогий» добивается оправдания на суде.

Так в повести бедняк торжествует над сильными мира сего, «правда» торжествует над кривдой благодаря ошибке лихоимного судьи.

Художественный строй повести определяется русской сатирической народной сказкой о неправедном судье и волшебной сказкой о «мудрых отгадчиках». Характерна быстрота развития действия, неправдоподобное нагнетение преступлений, которые совершает «убогий», комизм положения, в котором оказываются судьи и истцы.

Внешне беспристрастный тон повествования в форме «судебной отписки» лишь заостряет сатирическое звучание повести.

Наши рекомендации