Особенности формирования орфографических навыков и умений у младших школьников
Как отмечает Т.Г. Рамзаева: «Орфография – это система правил, обеспечивающая единообразие письменной передачи речи. Всякое нарушение орфографической нормы потенциально может привести и к искажению мысли». Поэтому борьба за орфографическую грамотность учащихся – это борьба за точность языка, за правильность выражения мысли, за безошибочность в общении между людьми [37, с. 88].
В школе у детей формируется орфографический навык, основы этого навыка закладываются в период обучения грамоте, одновременно с формированием навыка графического. Однако число правил, которыми руководствуются школьники младших классов, еще невелико. В период обучения грамоте школьники учатся:
а) соотносить букву и звук – сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем и в простейших случаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных);
б) раздельно писать слова, т. е. средствами письма выделять слова как смысловые единицы;
в) переносить слова со строки на другую строку – на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений (например, не переносить и не оставлять на строке одну букву);
г) употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных.
Как видим, в этот период дети работают по орфографии главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и на семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы). Морфологический принцип русского правописания лишь начинает вступать в свою роль; дети лишь практически, на основе сопоставлений подготавливаются к выделению морфем в таких простейших случаях, как сад – сады, дома – дом, и провеять на этой основе правописание гласных и согласных.
Поскольку главное место в орфографической работе принадлежит фонетическим и смысловым факторам, то методические приемы, выбираемые учителем, должны им соответствовать: это звукобуквенный анализ и синтез, составление слов на наборном полотне, отчетливое проговаривание слов и другие приемы анализа и синтеза, упоминавшиеся выше, и смысловой анализ слов, предложений, глубокое понимание всего того, что дети пишут, над орфографией чего работают. И та, и другая работа проводится на уроках чтения и письма не только в тех случаях, когда слова и предложения предназначаются для записи.
Дети в период обучения грамоте пишут еще очень медленно, и орфографическая работа поэтому выходит за рамки одной лишь письменной работы. Она включает в себя наблюдения над читаемыми словами, особенно над теми, написание которых расходится с произношением. Очень важно, чтобы дети как можно раньше осознали разницу между произношением и письмом, – например, дети говорят не [эво], а его, не [што], а что. Если у школьника вырабатывается убежденность в идентичности звука и буквы, то в дальнейшем, когда появится множество слов с безударными гласными и с звонкими и глухими согласными в конце и в середине, он неизбежно будет допускать ошибки.
В период обучения грамоте у детей формируются элементарные навыки самопроверки. Они сличают написанное с текстом образца или проговаривают. Самопроверка опирается на слуховой и речедвигательные факторы [31, с. 89].
Уже в период обучения грамоте, как пишет Т.Г. Рамзаева, практикуются три вида письма: списывание, диктант и творческое письмо, т.е. сочинение. Наиболее важным – как с точки зрения задач развивающего обучения, так и для орфографических целей – является последнее, т.е. письмо слов и предложений, взятых из рассказов самих учащихся. Однако следует подчеркнуть, что в любом виде письма обязателен подготовительный этап, обеспечивающий, во-первых, безусловное понимание значения того, что пишут, и, во-вторых, звукобуквенного состава того, что будут писать.
Подготовительная перед письмом работа, а также систематически проводимая самопроверка, наблюдение над орфографией читаемых текстов постепенно формируют орфографическую зоркость – залог высокой грамотности, необходимое условие орфографического самоконтроля.
Отметим далее, что важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии [37, с. 90].
Умения и навыки – это интеллектуально-моторные действия учащихся. В работе по орфографии они проявляются в выборе детьми орфограмм и в фиксации их в письменном слове.
В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:
- нахождение в словах орфограмм;
- написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;
- обоснование орфограмм;
- нахождение и исправление орфографических ошибок.
Этапы работы по развитию орфографической зоркости.
Этапы работы по развитию орфографической зоркости первоклассников разделены на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на него и делает шаг вперёд [6, с. 39].
На первом этапе работы (в период обучения грамоты) дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение. Правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой.
Учащиеся знакомятся со словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в таком слове орфографическую ошибку сделать нельзя, то есть в нём может совсем не быть орфограммы.
На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, то есть различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой.
Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным. Ударный гласный всегда произносится сильнее, громче остальных звуков в слове и слышится отчётливо и ясно. Это его сильная позиция.
Гласный, на который ударение не падает, называется безударным. Безударный гласный произносится слабее, тише ударного, изменяется, слышится неясно. Это его слабая позиция [6, с. 40].
На третьем этапе осваивается новый способ записи слов – запись с пропусками гласных букв в слабой позиции.
На четвёртом этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании (безударный звук [а] может быть обозначен буквами о или а, безударный звук [и] – буквами е, я, и.
На этом этапе учащиеся знакомятся с орфограммой как явлением, когда сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения звуков и букв.
Следующим этапом (пятый этап) является восприятие орфограммы на слух.
Шестой этап – выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это умение отрабатывается в 1 классе при знакомстве с корнем как значащей части слова.
Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи. Значит, орфографический навык – это речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи учащихся. Кроме того, очень важно, чтобы учащиеся прошли через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме, соблюдать при этом орфографические формы [6, с. 44].
В своей работе по теории и практике обучения младших школьников М. С. Соловейчик отмечает, что учитель, формируя орфографический навык, должен всегда стремиться к тому, чтобы учащиеся умели ставить перед собой конкретную учебную задачу, решать эту учебную задачу рациональным способом, контролировать себя. В таком случае учитель будет осуществлять воспитание культуры умственного труда, что является составной частью умственного и трудового воспитания. Учебный труд при умелой его организации способствует не только формированию навыков рационального умственного труда, но и воспитанию трудолюбия, привычки работать добросовестно, в полную силу, доводя начатое дело до конца. А всё это вместе успешно готовит школьников к самостоятельной трудовой деятельности [44, с. 78].
РАЗДЕЛ 2