Реформа исторического образования

Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных, изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания. Образование и общество неотделимы. Это – одна система, поэтому любые проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, неизбежно сказываются на состоянии сферы образования. Вместе с тем именно сфера образования способна оказывать существенное влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе. Отсюда вытекает необходимость приоритетного развития образования для России и российского общества, для каждого человека. Вполне естественно, что, обсуждая стратегические вопросы образования, необходимо учитывать всю совокупность проблем, в том числе социально-экономических. Вступая в новое тысячелетие, образование требует неординарных идей и смелых, принципиально новых подходов.

Любые реформы и преобразования могут быть успешными лишь в том случае, если они будут подкрепляться четкой программой реализации. Не являются исключениями и наиболее важные документы о реформировании образования, принимаемые на самом высоком государственном уровне.

Основополагающим документом, определяющим политику в сфере образования, является Закон Российской Федерации «Об образовании». Закон ориентирует все звенья образования (обучения и воспитания) не только на удовлетворение изменяющихся потребностей общества и государства, но и прежде всего на удовлетворение образовательных запросов личности. При всех различиях, гибкости, динамичности и вариативности организационных форм получения образования того или иного уровня как в государственных, так и в альтернативных (негосударственных, частных) учебных заведениях именно государство устанавливает образовательный стандарт. Стандарт должен быть обеспечен учебным заведением и достигнут личностью для получения соответствующего документа об образовании.

Важнейшим направлением развития образования в России является сохранение единства федерального культурного и образовательного пространства. Эта проблема, требующая дальнейшей разработки, пока только декларируется и опирается на инвариантную часть Базисного учебного плана.

Успех реформ в обществе во многом зависит от образовательной политики, ее системности, последовательности и результативности. От эффективности образовательно-воспитательного процесса в школах России во многом зависит преодоление кризисных процессов становления нового демократического государства. Важное место в этом процессе занимает стратегия развития исторического образования школьников как фактора, влияющего на менталитет молодых граждан России.

В системе образования происходят серьезные изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском новых образовательных парадигм, соответствующих новым тенденциям развития общества.

В конце 80-х – начале 90-х гг. образование вступило в период кризиса, который носил системный характер. В 1991-1992 гг. стало очевидно, что государство утеряло контроль за профессиональной педагогической деятельностью; понизился престиж педагогической профессии и науки, из сферы стали уходить кадры; новые учебники были эклектичны; высшие учебные заведения отделились от школ, утратила свое значение преемственность образования.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) положил начало преодолению хаоса в сфере образования, когда старые нормативные акты не исполнялись, а новых не было. Этот Закон сыграл положительную роль в построении новой системы образования. В нем были юридически закреплены обязательный государственный минимум содержания образования в форме временных государственных стандартов, вариативность, право на самостоятельное педагогическое творчество преподавательских коллективов и педагогов, что отражено в Базисном учебном плане РФ.

Появились и успешно развиваются новые виды и типы образовательных учреждений – колледжи, гимназии, лицеи, инновационные и авторские школы, школы-комплексы, коррекционные классы и общеобразовательные муниципальные школы.

В основу процесса реформирования системы образования положен принцип приоритета личности, а средствами достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики в целом и образовательных систем, создаваемых в конкретных образовательных учреждениях. Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность образования на овладение достижениями отечественной и мировой культуры, духовным опытом человечества, на восприятие целостной картины мира и формирование у учащихся системного мышления – вот практические ориентиры реформы образования.

Реформа школы не заканчивается. Она продолжается в связи с переходом на двенадцатилетнее обучение. Анализируя сегодня ситуацию в системе образования, легко обнаружить, что абсолютное большинство наших детей обучается в десятилетней, а не в одиннадцатилетней школе. Перегрузка детей колоссальная. Можно говорить, что у нас самая жестокая школа в мире. Содержание образования основной школы (с 5 по 9 класс) показывает, что уровень образования российских школьников сравним с качеством образования всех высокоразвитых стран мира, которые достигают его за значительно больший промежуток времени обучения. К обязательной девятилетней школе надо добавить еще один год. Сегодня возникают проблемы с трудоустройством пятнадцатилетних подростков, чем затрудняется для них реальный выбор жизненного пути. Школа – это и социальный институт. Выпускники должны выходить из школы не моложе 18 лет. Основную школу необходимо территориально отделить от старшей (средней) школы. Перечисление проблем дальнейшего реформирования системы среднего образования можно продолжить. Здесь указаны только некоторые вопросы, которые находятся на стадии поиска их разрешения.

Перспективы развития школьного образования связаны со стремлением многих педагогов выйти за рамки традиционной предметной образовательной системы, базирующейся на идеях Я.А. Коменского.

В настоящее время идет процесс самореорганизации массовой школы в новые образовательные учреждения. Правда, надо отметить, что нерешенность принципиальных вопросов философии и методологии образования затрудняет достижение в школах ощутимых положительных результатов.

Процесс реформирования системы образования во многом определяется принятием педагогическим сообществом целей и приоритетов образовательной политики, в том числе политики исторического образования. Можно полностью согласиться с тем, что сохранение, развитие и обогащение национальных ценностей и традиций образования и воспитания актуальны для реформы школы с ориентацией на укрепление ее своеобразия и самобытности на основе единства национальных и общечеловеческих идеалов педагогики [см. 24].

Нам представляется, что одной из главных теоретических и практических проблем построения современной системы исторического образования является поиск оптимального баланса между либеральными и национальными ценностями. Их столкновение сегодня ведет к расколу в обществе. Необходимо сформулировать национальные приоритеты и ценности исторического образования и общественного воспитания. Необходимо воспитание граждан России, осознавших свою роль и место в стране и в современном мире.

Важным звеном реформы образования стал вопрос о том, какие образовательные приоритеты наиболее полно соответствуют долговременным интересам российского общества и государства. Одно из центральных мест в реформе школы занял вопрос сохранения истории как предмета. История как предмет уникальна, она не может быть заменена ни одной другой дисциплиной. В чем же состоит особая важность истории на современном этапе, которая и определяет ее ценность?

Прежде всего, эта дисциплина влияет на формирование системы мышления, она дает возможность человеку свободно передвигаться в историческом пространстве, вооружает его знанием исторического опыта, что в итоге позволяет правильно оценивать современные политические и социальные процессы.

Кроме того, исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, ее независимых оценок, но вместе с тем учат ценить и уважать мнения других.

История является во многом основой для преподавания других дисциплин (обществознания, государства и права), создавая базу для понимания и реализации таких основополагающих принципов жизнедеятельности, как права человека и демократия.

Исторические дисциплины воспитывают в личности такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мышления и мировоззрения, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение.

В итоге исторические знания подготавливают молодежь к самостоятельной жизни в полном противоречий современном мире, создают благоприятные условия для взаимопонимания между людьми, представляющими различные культурные, этнические, лингвистические и религиозные традиции, помогают человеку осознать себя не только представителем определенной страны и региона, но и гражданином Европы и мира.

Кардинальные перемены в конце 1980-х – начале 1990-х гг. поставили историков перед необходимостью серьезного пересмотра давно устоявшихся исторических представлений. Причем это распространилось и на преподавание предмета.

В России в это время начался так называемый переходный период, повлекший за собой полный пересмотр подходов к преподаванию истории. Этот пересмотр связан не только с изменением трактовки тех или иных фактов, но и с глубинным процессом восстановления полного контекста исторического повествования без идеологических искажений и купюр, который в конечном счете является составляющей частью общего крайне болезненного процесса, охватившего все общество, процесса смены ценностей.

Сложность ситуации, связанной с преподаванием истории в средней школе, усугублялась еще и тем, что кардинальный пересмотр исторических категорий шел на всех уровнях одновременно – в средней и высшей школе, а также и в академической науке.

Реформирование системы преподавания истории в средней школе должно было отреагировать на эти идущие в России изменения.

Историческое образование сегодня – один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной системы образования. В процессе его реформирования условно можно выделить следующие этапы, которые совпадают с реформой школы.

Первый этап (1988-1992 гг.) характеризуется процессами распада прежней, существовавшей в СССР системы исторического образования и поисками подходов к построению новой системы в Российской Федерации. Границей этапа можно условно считать принятие летом 1992 г. Закона РФ «Об образовании».

Второй этап (1992-1996 гг.). Качественные изменения этого этапа связаны с дополнениями Закона РФ «Об образовании», разработкой стандартов исторического образования, переходом на концентрическую систему образования, принятием идеи вариативного образования.

В целях реализации стратегии развития исторического и обществоведческого образования Министерство образования РФ подготовило и направило в регионы ряд информационно-методических писем: 1) «О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования» от 11.05.93 г., 2) «О структуре исторического и обществоведческого образования на 1993/94 и 1994/95 уч. г.» от 05.07.93 г., 3) «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1994/95 уч. г.» от 21.06.94 г.

Состояние и пути совершенствования исторического и обществоведческого образования были рассмотрены на коллегии Министерства образования РФ (см. приложение). Принципиальные положения и выводы в отношении стратегии развития исторического и обществоведческого образования, сформулированные в решении коллегии Минобразования РФ, были дополнены и конкретизированы в приказе МО РФ «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях» от 09.12.94 г. № 479 и в письмах МО РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации» от 06.02.95 г., «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса» от 07.04.95 г. и «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 19.03.96 г. Перечисленные документы заложили основу для реализации стратегии развития исторического и обществоведческого образования.

Третий этап (с 1996 г. до настоящего времени) характеризуется дальнейшим поиском модели стандарта исторического образования, принятием концентрической структуры исторического образования и вовлечением педагогов в разнообразные механизмы международного сотрудничества в области исторического образования (фонд Сороса, программы по инициативе Совета Европы, сотрудничество с европейской ассоциацией учителей истории «Евроклио»).

Таким образом, в системе российского исторического образования произошла смена парадигм. Историческое образование стало личностно-ориентированным, плюралистическим и многообразным.

Большая часть учителей осознает, что традиции российского исторического образования столь глубоки и самоценны в культурном отношении, что без их учета нельзя создать современную и вместе с тем национально ориентированную (не в этническом плане) систему школьного исторического образования. Необходим поиск оптимального соотношения между традициями, преемственностью и новациями в построении современной системы.

Построение эффективной современной системы исторического образования предполагает определение оптимального баланса между историей всеобщей, отечественной, региональной и местной (локальной).

Для Калининградской области это имеет особо важное значение. Особенности исторического развития области, ее геополитическое положение, усиление ее роли как субъекта федерации позволяют включить историю края в систему исторического образования. Краеведение помогает устанавливать и поддерживать живую связь времен, поколений, их преемственность в родном селе, городе, крае. Региональный компонент государственных образовательных стандартов реализуется педагогическими коллективами школ г. Калининграда и области.

Наши рекомендации