Определение исторического источника
Есть известная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». По отношению к научному знанию это определяет стремление составить собственную точку зрения на тот или другой предмет изучения. «Ad fоntes» («К источникам») – говорили древние. Действительно, исследователь может обратиться к научным разработкам своих предшественников, но при этом он лишь составит впечатление о степени разработанности проблемы. Необходимость обращения к источнику всегда рассматривалась как важный этап подготовительной работы.
По образному представлению российского историка
Б.Г. Литвака процесс исследования по своим основным этапам схож со строительством дома: прежде необходимо оценить, что за материал имеется в наличии, всего ли хватает и чего недостает, какого качества материал и т. д.
Сейчас однако очевидно, что, если говорить о научном подходе, то весь процесс изучения от его подготовки до завершения так или иначе связан с источником познания (или же в традиции «историческим источником»). Это собственно есть то, что отделяет профессионала-исследователя от любителя (читателя).
Определений исторического источника существует много. Однако в большинстве из них отмечаются следующие критерии:
1. это определенная фиксированная информация (объект). Человек накапливает повседневный опыт и передает его последующим поколениям через закодированную в материальных объектах информацию;
2. источник содержит информацию о реальной жизни человеческого общества в прошлом.
3. мы получаем необходимую информацию только тогда, когда начинаем изучать исторический источник.
Таким образом, исторический источник – это объект, который содержит информацию о реальной жизни человеческого общества и включен в процесс исторического исследования.
До настоящего времени идет дискуссия о том, какие объекты следует относить к историческим источникам: только те, которые являются следствием человеческой деятельности или же и те, которые определяют эту деятельность. В первом случае под историческим источником понимаются «продукты деятельности человека», «произведения», созданные в процессе целенаправленной человеческой деятельности. Даже в таком понимании категория «исторические источники» включает огромное разнообразие объектов: от летописей до каналов, плотин и космических кораблей.
Другую точку зрения отстаивают прежде всего те исследователи, которые определяют необходимость изучения человека и как биологического существа. Они подчеркивают, что не только человек оказывает воздействие на окружающую его природу, но и природа воздействует на него. При этом степень такого обратного воздействия была особенно сильна в эпоху первобытности. Поэтому, например, авторы уже пятого издания «Истории первобытного общества» В.П. Алексеев и А.П. Першиц утверждают: «Теоретически совершенно очевидно, что человеческая история разыгрывалась на каждом из своих отрезков в определенных условиях географической среды и что биологическая динамика человеческого вида является таким же важным источником для реконструкции многих событий человеческой истории, как и другие собственно исторические источники. Поэтому дискуссия о том, есть ли естественно-историческая информация исторический источник или нет, в сущности говоря, бесплодна». (М., 1999. С. 15).
Объект и предмет источниковедения. Источниковедение и другие отрасли научного знания
Общая характеристика
Итог указанной выше дискуссии все же не так очевиден для других исследователей. Но развитие знаний о человеке постоянно ведет к необходимости определения единых подходов и поиску единого объекта. Еще недавно источниковедение рассматривалось как вспомогательная историческая дисциплина, а обращение историков преимущественно к письменным источникам приводило к быстрой дифференциации других дисциплин – прежде всего археологии. На этом этапе были выработаны многие специфические приемы и методы изучения исторических источников, происходило стремительное углубление знания о каждой из сторон человеческой деятельности. Однако на исходе ХХ столетия стало очевидным, что познание части не означает познания целого. Именно в этом следует видеть причины популярности таких методов как компаративные (сравнительные), системного подхода и других. Естественно возник вопрос об основе гуманитарного синтеза и определении единого объекта наук о человеке.
Объект – это то, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Ни одна наука не может обойти вниманием вопрос о своем объекте, который должен соответствовать следующим условиям:
· доступность наблюдению;
· стабильность (обеспечивает возможность многократного обращения);
· независимость от исследователя (процедура исследования не влияет на эти свойства).
Объектом источниковедения, истории, всех гуманитарных наук является исторический источник. Исторический источник представлен в материальной форме и независим от познающего субъекта, так как создан для других целей и в другое время, в своей совокупности исторические источники отражают взаимодействие с обществом, государством и другим человеком, реализующееся в глобальной истории человечества.
Предмет – это конкретные стороны, свойства и отношения объектов, которые изучаются в определенный момент с определенной целью. Предмет той или другой отрасли знаний составляют не все черты, которыми характеризуется исследуемый объект, а только те из них, изучение которых соответствует цели данной дисциплины, ведет к познанию интересующих ученых сторон, качеств и связей объекта. Предмет изучения определяет подход к объекту, задачи, методы науки. Любая наука – история, социология, психология и др. – обращается к историческим источникам избирательно, под углом своих конкретных познавательных целей, прежде всего подвергая анализу социальную информацию, содержащуюся в них. А источниковедение изучает сами источники, их форму и содержание. Источниковедение изучает не только информацию, заключенную в источнике, но и исследует сам источник как исторический факт (время, условия, создатели и т. д.). Предметом источниковедения является совокупность всех исторических источников во всей полноте заключенной в них информации.
Источниковедение складывалось как особая дисциплина прежде всего в рамках методологии исторического исследования. Это нашло отражение в терминах «исторические источники», «историческое источниковедение». Однако в настоящее время очевидно, что источниковедение для историка (социолога, этнолога и пр.) не только вспомогательная дисциплина, что проблемы, разрабатываемые источниковедением рассматриваются не только в исторической науке, а в гораздо более широком междисциплинарном пространстве гуманитарных исследований. Источниковедение изучает свойства источников и на этой основе формирует возможные методы изучения информации, ее критической проверки и истолкования; и, поскольку источники составляют объективную основу гуманитарных наук как наук о человеке и его деятельности, то представитель гуманитарного знания должен реально представлять себе, что такое источниковедение, его метод и перспективы развития. Источниковедение, таким образом, является самодостаточной областью знания, основой междисциплинарного синтеза гуманитарных наук.
Издавна сложилась особая группа дисциплин, накопивших опыт работы с определенными видами источников, – так называемых специальных исторических дисциплин – археология, музееведение, архивоведение, археография, палеография, сфрагистика, дипломатика и др. Они позволяют исследователям интерпретировать вещественные и другие виды исторических источников, правильно читать тексты, идентифицировать их, подготавливать исторические документы к научному изданию и использованию, учитывать и сохранять источники. Поскольку предметом изучения источниковедения является совокупность всех исторических источников во всей полноте заключенной в них информации, то источниковедение отличается от тех специальных дисциплин, которые изучают отдельные черты источника (например, палеография) или отдельные виды источников (например, геральдика или нумизматика). Источниковедение вместе с тем не сумма специальных исторических дисциплин, а их определенная система.
Источниковедение имеет свой теоретический и эмпирический (прикладной) уровни, свою методику и методологию. Методика – это совокупность определенных приемов, методов и правил их использование в работе источниковеда. Методология – это учение об этих методах, об основных принципах источниковедческого исследования.
Теоретическое источниковедение разрабатывает общие методы изучения и исследования исторических источников. Эти методы адаптируются и конкретизируются в отношении к изучению отдельных групп источников, или определенных их характеристик. Если для теоретического источниковедения метод – это и предмет исследования, то для прикладного – это определенный инструмент изучения.
Кроме теоретического источниковедения существует источниковедение определенных отраслей знания (лингвистическое, архивное), а также определенных типов и видов источников (летописей, печатей, актов, денежных знаков и т. д.). В зависимости от вида систематизации, мы можем изучать источники или по истории Восточной Европы XIV–XVIII вв. и т. д., или источники по истории Беларуси. С таким подходом связано и понимание источниковедения в широком и узком смысле слова:
1. как методологии анализа исторического источника;
2. как научной дисциплины, которая изучает письменные источники.