Лирическая необрядовая песня
Фольклор – его свойства: вариативность, устность, народность, традиционность.
Устность. Это свойство определяет коренные особенности НТ. В отличие от авторского произведения ФП существует только в процессе вербальной коммуникации. Запись ФП и ФП в данном случае находятся в таком же отношении, в каком находятся фотография и реальность: текст закрепляется и превращается в своего рода авторское произведение без автора. Между тем устность и незакрепленность текста влечет за собой его вариативность – свойство, которое всегда необходимо отмечать. Вариативность влечет за собой диахроническую изменчивость ФП, которая подкрепляется спецификой его создания – коллективностью. Однако вариативность ограничена традиционностью. Главным образом это традиционность формы (например, напев, ритм). Изменения могут быть случайными (недослышка, забывание) или намеренными (актуализация ФП). Таким образом, сказки об Иване Грозном могут превращаться в сказки о Петре I или просто Царе. Компромисс между традиционностью и вариативностью влечет за собой нестыковки: например Сибирская версия лирической песни о соловье заменяет его на голубя, а город Ярославль, неизвестный в Сибири – на Еруслан. Еще одним проявлением устности является использование типовых формул: Зачин («жили-были»), концовка («тут и сказки конец…»), вставки («долго ли коротко ли…»). Повторов («Как по Дону, по Дону»). Постоянных эпитетов («Красна девица», «Собака Калин-Царь»). Типовых эпизодов (например, в волшебной сказке). Типовых символов («соловей», «кукушка»). Типовых сюжетов - схем.
Лирическая необрядовая песня.
В Л.П. запечатлелись отклики народа на события общ.-полит. жизни, выражение соц. эмоций, связанных с взаимоотношениями крестьян и их хозяев, принципы семейного и бытового уклада в старой деревне и, наконец, правила
неписанной народной морали. Вы-деляют 2 основных типа русск. нар. Л.П.: частые и протяжные.
Частые: наиболее характерная черта этих песен – чёткость ритма в стихе и напеве. Это обусловлено тем, что Ч.П. в первоистоках была связана с чётким ритмом пляски, лишь потом она отошла от своей моторной функции, став «весёлой» лирической песней, кото-рая могла исполняться и без движения. Кроме функции весёлой плясовой и шуточной песни, Ч.П. имели ещё один внутренний раздел – песни сатирические, кот. имели свою специфику, свою идейную направленность.
Протяжные: составляют основной раздел традиционной крестьянской лирики; он не только богаче всех других народопесенных разновидностей по объёму, но и значительнее их по содержанию. В этих песнях глубже, чем в других, отразились основные социальные проблемы русской народной жизни. Мелодия и текст протяжной песни находятся между собой в очень тесной связи. Внутри протяжных песен намечаются 2 различных способа изображения быта и переживаний лирических героев. В одном случае содержание песни связывается с теми или иными событиями общественного или личного характера и изла-гается в виде рассказа. Так построены очень многие любовные и семейные, а также песни с тематикой отдельных социальных групп (рекрутские, ямщицкие). В другом случае П.П. имеют характер интимных высказываний, раздумий, жалоб, воспоминаний, возник. под влиянием эмоц. порыва и обычно не имеющих конкретных сюжетных контуров. В песнях любовных, основной мотив, чаще всего – любовная тоска, встречи, разлуки, родительский гнев и запреты, часты темы измены, насильственного замужества. В песнях семейного цикла девушка, выданная замуж за нелюбимого, тоскует и жалуется, упрекая родителей; родители жалеют дочь и сокрушаются её судьбе и т.п. В песнях рекрутских основными сюжетными мотивами являются жеребьёвка, забирание в солдаты, горе рекрута, его родных и невесты, прощание с ним. В песнях солдатских – жестокость командиров, бесправное положение рядовых, чувство обречённости, охватывающее новобранца, смерть солдата на чужбине. Песни разбойничьи содержат мотивы глубокого социального протеста и полны реалистических картин, связанных с тюремным бытом, попытками к бегству, описывается позор публичных наказаний, ссылка солдата на каторгу
В жанре лирических необрядовых песен можно выделить тематические циклы: любовные песни (герои – молодые люди, юноши и девушки; содержание – их переживания, отношения между собой, мысли и чувства), семейно-бытовые (об отношениях невестки или мужа с новой семьей), антикрепостнические песни (против разорения помещиками, против барщины и т.д.), песни о бурлаках и бурлацкие песни (песни о бурлаках идеализировали бурлаков как «вольных людей», а бурлацкие песни, например «Дубинушка», напоминали скорбный стон замученных людей, ритм их соответствовал ритму работы), воинские песни, ямщицкие и чумацкие песни (грустные и веселые: тоска по дому, трудности и опасности на пути, радость возвращения домой), удалые (разбойничьи) песни.
Поэтика: широко используется символика (природа и животные в переносном значении: символ молодца – зеленый дуб, хмель, виноград), гипербол почти нет, эпитеты («зеленый сад», «ясен сокол», «родной батюшка»), метафоры, сравнения, обращения («Ах ты, мать моя, матушка!») и др.