Тема человека и природы в произведениях русской литературы второй половины 20 века (Астафьев, Распутин)
В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование, в рассказах "Царь-рыба". Главные герои "Царь-рыбы" — это Природа и Человек. В рассказе "Капля" Астафьев затонул философскую проблему бытия: одна-единственная застывшая капля воды может переполнить чашу теорпения природы
Название в рассказе «Царь-рыба» имеет символическое значение. Царь-рыбой называют осетра, но это и символ непокоренной природы. Борьба человека и царь-рыбы завершается трагически: рыба не сдается, но, смертельно раненная, она уходит, чтобы умереть.
Начав с раздумий о роли природы, об актуальных в наше время экологических проблемах, автор постепенно переводит внимание на небрежное отношение людей к этим "ничейным" богатствам. И вот уже повествование о земле, лесах, реках, полях перерастает в повествование о нас самих, о нашей душе, о нравственности, о человечности.
Стоит только взглянуть поближе на таких "видных" браконьеров, как Дамка, Грохотало, Командор и Игнатьич, тут же перед глазами отчетливо встает живописная картина жизни всего селения, подобного поселку Чуш. Здесь все жители только тем и озабочены, как бы побольше "урвать, заграбастать, унести в свою избу, в подвал, в потайную яму со льдом, которая есть почти в каждом чушанском дворе".
Природа для таких людей не может быть ничем, кроме как источником наживы. Они убивают, губят животных — уже не ради поддержания, собственной жизни (в их подвалах запасов хватило бы, на несколько таких жизней), а ради спортивного интереса, ради какого-то звериного удовольствия.
Таким вот вполне "нормальным" чушанцем, равнодушным к общественной работе, с детства одержимым страстью к рыбной ловле, оказывается и вроде бы собранный, трезвый человек, Игнатьич.
Он пользуется любыми средствами, лишь бы поймать побольше и обязательно стать первым. Эти "любые средства" пришли к нему как бы сами собой, незаметно, из самого чушанского бытия, из чушанских нравов.
Автор, высказывая свое острейшее осуждение поведения Игнатьича, намеренно делает его фигурой символической. Он — тот самый царь природы, который в столкновении с царь-рыбой неизбежно терпит жесточайшее поражение. Хоть и помнил герой наказ дедушки: "Лучше отпустить ея, клятую, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать ее", но не мог устоять перед таким соблазном.
По природе своей браконьерской не мог. Азарт рыбака брал верх: "Упускать такого осетра нельзя. Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову". Но за этот азарт, да еще — за многие грехи прошлой жизни пришла расплата. И все же Игнатьич еще сохранил в своей душе что-то человеческое, о чем говорит его раскаяние и решение в конечном итоге прекратить свое занятие, в отличие от брата, Командора, который совершенно лишен каких-либо привлекательных черт.
Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: “Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!”
“Удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...”.
Образ топора в этом эпизоде вызывает ассоциацию с Раскольниковым. Но герой Достоевского поднял его на человека, а Игнатьич замахнулся на саму мать-природу.
Жестокий образ "чеченца" Командора в полной мере раскрывает перед нами его грубую душу.
На примере Командора Астафьев снова и снова подводит нас к мысли, что браконьерство, жестокость, бесчеловечность — худшее зло на земле. А за любое зло рано или поздно приходит расплата.
Погибает дочь Командора, Тайка. И ничего не может сделать герой. Ничего не может уже исправить. Тяжелее всего дается сознание того, что сам он виноват в такой судьбе, сознание того, что права его жена, говоря, что "если б он не шлялся, не пил, помогал бы растить и доглядывать детей — разве б не уберегли дочку?! "
В произведении есть и светлый мотив надежды. Эта надежда появляется в рассказах о жизни рыбацкой артели, где каждый готов в любой момент прийти на помощь другому. Поведав нам о жизни Акима и Касьянки, писатель рассказал о самом главном, что спасло многих людей от голода, от гибели: "В Боганиде еще с войны сохранился обычай кормить всех ребят без разбору бригадной ухой. Выжили и выросли на той ухе многие дети, в мужиков обратились, по свету разъехались, но никогда им не забыть артельного стола. Да и невозможно такое забыть".
Автор вовсе не идеализирует своих героев — он рисует портреты обычных людей с их слабостями и недостатками. Но эти люди сумели сохранить человеческую душу и милосердие. Да, они тоже ходят на охоту и ловят рыбу — но только для того, чтобы не погибнуть от голода, чтобы накормить детей. Душевная чистота и человечность представителей артели резко контрастируют с жестокостью и бессердечием чушанских браконьеров, усиливая негативное отношение к последним и сочувствие первым.