Фонетическое членение речи. Речь фонетически представляет собой непрерывный поток звуков

Речь фонетически представляет собой непрерывный поток звуков, следующих друг за другом во времени. Звуковой поток, однако, не является сплошным: с фонетической точки зрения он может быть расчленен на определенные единицы. Фонетические единицы речевого потока – это текст, фразы, такты, слова, слоги и звуки.

Самой крупной единицей выступает текст,который в фонетическом плане ограничен паузами и имеет собственный звуковой рисунок. При этом дискуссионным остается вопрос о минимальной протяженности текста. Например, может ли считаться текстом одна однословная реплика.

Фраза – вторая после текста по величине фонетическая единица. В речевом потоке фразы разделяются паузами, т.е. остановкой звучания, разрывающей звуковую цепь. Паузы отделяют данную фразу от соседних. Во время пауз вдыхается воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Нельзя отождествлять фразу и предложение, так как фраза – это фонетическая единица, а предложение – грамматическая; одна фраза может охватывать несколько предложений, а предложение может распадаться на несколько фраз.

Наличие пауз, которые ограничивают фразу, имеет прямое отношение к выражению мысли в языке: произвольность в членении приводит или к полному нарушению мысли, или к созданию совершенно новой мысли. Например, следующее предложение в нормальном случае может распадаться на несколько фраз: Позвякивает оружие, консервные банки// кто-то бормочет во сне // негр милисиано, прикрыв глаза, выстукивает на кружке сложный синкопический ритм //. При ином членении мысль может быть совершенно искажена: Позвякивает оружие, консервные // банки кто-то бормочет // во сне негр милисиано, прикрыв // глаза, выстукивает на кружке // сложный синкопический ритм //. Невозможность подобного членения очевидна.

Каждая фраза интонационно оформлена. Интонационная организация фразы включает в себя ее членение на такты, распределение акцентных характеристик слов, мелодический рисунок всей фразы и отдельных тактов, темп произнесения и силу звучания, общий тембр высказывания (мрачный, веселый, испуганный) и т.д.

Речевой такт, или синтагма (греч. syntaqma – вместе построенное, соединенное) – это часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы, отделяющие один такт от другого, более короткие, чем между фразами. Членение фразы на такты также имеет прямое отношение к выражению содержания в языке: произвольность членения приводит или к искажению, или к изменению мысли. Так, известный литературный случай необходимости правильной постановки запятой в предложении Казнить нельзя помиловать может быть интерпретирован и фонетически – разной постановкой пауз: Казнить | нельзя помиловать и Казнить нельзя | помиловать. Очевидно, что разная расстановка пауз в одной и той же фразе привела к получению двух фраз с противоположным содержанием.

Целостность самой синтагмы создается, прежде всего, невозможностью пауз внутри нее, а также определенной акцентной структурой, придающей каждому слову такта ту или иную степень ударенности. Обычно в речевом такте объединяется несколько слов, хотя он может совпадать и с отдельным словом. Синтагма представляет собой, таким образом, интонационно-смысловое единство.

Речевой такт распадается на еще меньшие единицы – фонетические слова. Фонетическое слово представляет собой часть речевого такта (или фразы, если она не делится на синтагмы), объединенную одним ударением. Фонетическое слово не всегда совпадает со словом в его лексическом и грамматическом понимании. Так, во фразе А в роще полутьма лексических слов 4, а фонетических – 2. Чаще всего все знаменательные слова в составе фразы или такта имеют свое ударение. Слова незнаменательные, не имея своего ударения, примыкают спереди или сзади к знаменательному слову, образуя с ним одно фонетическое слово. К неударяемым словам обычно относятся предлоги, союзы, частицы, артикли. В роли неударных могут выступать также некоторые местоимения, числительные, наречия.

Энклитики и проклитики

Слова, которые теряют ударение и примыкают спереди к следующему слову, называются проклитиками (греч. proklinō ‘наклоняю вперед’), например: на дому, три года, не знал, мой дядя, о чем и думать, где безударные на, три, не, мой, о, и – проклитики. Энклитики (греч. Enklinō ‘склоняюсь’) — это безударные слова, примыкающие сзади к предшествующему слову, например: знал бы, читала ли, что он, кто это, знаю я, где бы, ли, он, это, я – энклитики. Нередки случаи, когда в неударяемом положении оказываются и знаменательные слова, например:

на год, за город, из лесу, без вести. Фонетическое слово делится на слоги. Слог выступает как минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, объединенных в фонетическое целое.

Структура слога

Несмотря на то, что членение речи на слоги представляется на практике очевидным (дети свободно делят речь на слоги), все же определение слога и его границ является одной из сложных проблем фонетики. В известной степени эта сложность определяется тем, что слог не является носителем смысла, не имеет своей семантики, а выступает лишь результатом артикуляций, дающих определенный акустический эффект. В языковедении развитие получили экспираторная, сонорная и мускульная теории слога.

Слоги могут иметь разную структуру: если элементы слога обо значить латинскими буквами С – consonans ‘согласный’ и V – vocali ‘гласный’, то структуру слога можно представить следующим образом: CV (мо-ло-ко), CVV (лау-ра), V (у-жас), СVC (о-вес), VC (ар-ка), CVVC (нем. maus 'мышь'), CCVVV (вьетнам. ngoà ‘снаружи’): в двух последних случаях один гласный, а именно [a]í составляет ядро, а другие периферию и т.д.

В зависимости от того, на какой элемент заканчивается слога различают открытые и закрытые слоги. Открытые слоги оканчиваются слоговым звуком (ма-ма), закрытые – неслоговым (у-тес). Учитывается не только качество звука, закрывающего слог, но и звука, с которого начинается слог. В зависимости от этого слог подразделяются на прикрытые (начинающиеся с неслогового звука: баркас) и неприкрытые (начинающиеся со слогового звука: у-сы). В большинстве языков мира преобладают открытые слоги, хотя в рамках этих слогов существуют различия в сочетаемости входящих в них согласных (ср. возможную для русского языка в начальном открытом слоге сочетаемость четырех согласных типа встреча и невозможность подобных сочетаний во французском языке), есть языки (например, полинезийские), которые допускают только открытые слоги (ср., например, названия островов Тихого океана: Са-мо-а, Ра-па-ну-и), однако для германских языков, в т.ч. английского и немецкого, более типичны закрытые слоги (тип CVC).

Асемантичность слога делает иногда слогоделение вариативным, представляющим на практике известную трудность. В разных языках соотношение между членением слова на слоги и его морфемным членением складывается по-разному: в славянских языках, например, связь между слоговым и морфемным членением отсутствует (ср. различие в слоговом и морфемном членении слова рус. сбежали: слоговое членение сбежали, морфемное с-беж-а-л-и). Об отсутствии влияния морфологической границы на слогораздел свидетельствует и тот факт, что согласный в абсолютном конце слова произносится в одном слоге с гласным, начинающим следующее слово, ср. [но-чу-жа-са]. С иной картиной встречаемся в языках китайско-тибетской семьи (китайский, тайский, бирманский и др.). В отличие от языков фонемного строя они принадлежат к числу слоговых языков, в которых основной единицей звукового строя является не фонема, а слог. Границы слогов и морфем в этих языках обычно совпадают; такие морфолого-фонологические единицы называют силлабемами (реже –слогофонемами) по аналогии с фонемами, морфемами, лексемами и т.д. Иными словами, силлабема – это слог как фонологическая единица. Cлог в таких языках почти всегда выступает в качестве представителя морфемы, и границы слогов не могут перемещаться, ср. вьетн. bat ‘чашка’ и bat biêс ‘чашечка’. Причем среди корней преобладают однослоговые. Такие языки называют однослоговыми, или моносиллабическими.

Наши рекомендации