Тема 5. Социальное обслуживание (2 часа)
План
1. Понятие социального обслуживания и его формы
2. Виды социальных услуг, предоставляемых в различных формах социального обслуживания
3. Профессиональная реабилитация инвалидов и обеспечение их занятости
4. Протезно-ортопедическая помощь
5. Содержание детей в детских учреждениях
6. Решение задач
Задания для подготовки к практическому занятию.
При изучении данной темы необходимо иметь в виду, что социальные (socius – общий, совместный) услуги – это услуги, предоставляемые «для удовлетворения специфических потребностей нетрудоспособных членов общества в целях восстановления и повышениях их трудоспособности, сохранения и развития ими социально-общественных, трудовых, бытовых и других отношений и связей с обществом». Они имеют свою специфику, которая заключается в том, что социальные услуги хотя и несут гражданам материальное благо, однако они получают его не в денежной форме (в отличие от пенсий, пособий, компенсаций), а в «натуральной» форме (социальные услуги предоставляются через содержание нуждающихся в стационарных и полустационарных учреждениях, социальную помощь на дому, профессиональное обучение или трудоустройство инвалидов и т.д.). Потребности нуждающихся в социальных услугах могут быть обусловлены не только естественными, биологическими факторами, но экономическими, социальными условиями жизни. Студент должен назвать эти факторы. Также необходимо знать по каким основным формам социального обслуживания гражданам гарантируется право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб и на каких условиях.
Трудоустройство инвалидов как вид социального обслуживания включает в себя трудоустройство на счет квотирования рабочих мест, создания специальных рабочих мест. Студент должен знать порядок квотирования рабочих мест для инвалидов.
Оказание протезно-ортопедической помощи населению субъекта РФ осуществляется на основании нормативных правовых актов субъекта РФ, с которыми студент должен ознакомиться при подготовке к занятию.
Особое место в системе социального обеспечения России занимает социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Студент должен знать какие гарантии предусмотрены для этих детей и раскрыть их содержание. При изучении вопроса о содержании детей в детских учреждениях следует ознакомится с нормативными правовыми актами субъекта РФ и знать какие категории детей принимаются в стационарные учреждения на каких условиях и какие виды услуг им предоставляются.
Практические задачи
№ 1
В отдел социальной защиты населения обратился с заявлением Федоровых 1954 г.р., инвалид II степени, с просьбой определить его в дом для престарелых. Федоровых представил вместе с заявлением следующие документы: справку из Управления по назначению пенсий отделения Пенсионного фонда о том, что размер получаемой им пенсии составляет 1980 руб.; заключение ВКК из поликлиники о том, что у него нет психических расстройств; справку из ЖКО о месте проживания и составе семьи (проживает один); медицинскую карту, в которой отмечается, что может передвигаться самостоятельно.
Какое решение примет орган социальной защиты населения?
Кто имеет право на помещение в дом-интернат для престарелых?
№ 2
В отдел социальной защиты населения обратился сын Жолобова 1942 г.р. с просьбой поместить отца в дом-интернат для инвалидов. В заявлении он указал, что его отец получает пенсию по старости 8300 руб., проживает вместе с сыном в однокомнатной квартире, последние 5 месяцев находился на излечении в психиатрической больнице, после чего был признан инвалидом II степени. О себе сын пояснил, что также является инвалидом степени, получает пенсию и нигде не работает.
Какое решение примет отдел социальной защиты населения?
Какие виды социальных услуг и на каких условиях предоставляются гражданам, проживающим в домах-интернатах?
№3
В отдел социальной защиты населения с ходатайством о направлении в дом-интернат Медведевой обратился директор комплексного центра социального обслуживания населения. В своем ходатайстве он указал, что Медведева 1935 г.р. страдает психоневрологическим заболеванием; проживает в двухэтажном деревянном доме у родственников; сама одинокая, детей и близких родственников не имеет; самостоятельно себя обслуживать не может, раздает посторонним людям деньги, сама живет без средств, голодная. Размер пенсии – 1450 руб.
Кто имеет право обратиться с заявлением о направлении гражданина в дом-интернат и в каких случаях? Возможно ли помещение в дом-интернат престарелого или инвалида без его согласия?
№ 4
Александрова обратилась в учреждение социальной защиты с заявлением, в котором просит принять ее в отделение дневного пребывания центра социального обслуживания и оказать ей материальную помощь. Ей 67 лет. Она получает пенсию в минимальном размере. Проживает в холодной угловой сырой квартире на первом этаже, в результате чего причинен ущерб ее одежде и обуви.
Разрешите ситуацию по существу. На какие виды социальной помощи и на каких условиях вправе претендовать Александрова?
№ 5
Для назначения социального обслуживания на дому в центр социального обслуживания обратилась Чемоданова 1942 г.р., имеющая свидетельство «О реабилитации жертв политических репрессий». В заявлении она указала, что проживает в поселке в деревянном доме без удобств, в доме с печным отоплением, получает пенсию по старости 8120 руб., имеет троих детей, которые проживают со своими семьями за пределами района.
Какой ответ должен дать Чемодановой центр социального обслуживания?
На какие виды услуг имеет право Чемоданова?
№ 6
Корзунова 1953 г.р., инвалид III степени по зрению, проживает в однокомнатной благоустроенной квартире; получает пенсию в размере 6015 руб.; в течение одного года состояла на надомном обслуживании, получала продуктовый набор. В центр социального обслуживания обратилась с заявлением об оказании ей материальной помощи для приобретения медикаментов. В оказании материальной помощи Корзуновой было отказано, так как она уже получала продуктовый набор.
Правомерен ли отказ?