Характеристика традиционных методов обучения истории. Прием как составная часть метода
Государственный образовательный стандарт 2004 г. о целях изучения истории в школах современной России
Цели обучения истории (Ц.О.И.) относятся к фундаментальным методическим понятиям. Это категория системообразующая: определение целей является исходным моментом всей остальной методической деятельности, влияет на отбор учебного содержания, выбор форм, методов обучения и параметров отслеживания достижений учащихся.
Ц.О.И., как и цели образования вообще, категория историческая. Содержание целей обусловлено рядом основных факторов: государственной политикой в области образования; социальным заказом общества; уровнем развития педагогической (методической) теории и практики; объективным потенциалом и уровнем развития базовой исторической науки, уровнем познавательных возможностей учащихся. В силу социального характера образовательного процесса в целом а также существенного потенциала идеологической и политической составляющих в содержании И.О. цели изучения истории всегда предопределяются не столько ведущим объективным потенциалом, содержащимся в базовой исторической науке, как носительнице духовного культурного наследия общества, сколько теми его аспектами, которые значимы для политики образования в настоящий момент в данной стране. Эти объясняется, с одной стороны, особая динамика, изменения в Ц.И.О. в нашей стране и существенные расхождения в целеполагании и содержании изучения истории в различных странах.
Цели современного исторического образования являются составной частью общих целей системы среднего образования в Р.Ф. Нормативные Ц.И.О. формулируются на основе Закона «Об образовании», должны раскрываться в Государственном образовательном стандарте, и лежать в основе составления федеральных программ по предмету, федеральных учебников.
В современных условиях, на нормативном уровне структура Ц.И.О. строится с учетом задач всестороннего развития личности учеников и включает освоение знаний, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений. Все представляемые цели равноценны. Ц.И.О. формулируются, как правило, по уровням обучения - для основной и средней школы (базовый и профильный уровни). В основном своем содержании современные Ц.И.О. предполагают:
освоение систематизированных исторических знаний о событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их причинно-следственных связях и хронологической преемственности, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание патриотизма и гражданственности, уважения к истории и традициям нашей Родины формирование национальной идентичности, ценностных ориентаций учащихся, развитие мировоззренческих убеждений;
развитие исторического мышления, овладение способами исторического познания, умениями поиска и систематизации исторической информации, работы с различными историческими источниками, критического анализа полученной социальной информации;
применение знаний об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей людей для познания современного общества, определения собственной позиции по отношению к окружающей реальности.
Сформулированные на нормативном уровне общие Ц.И.О. предполагают свою конкретизацию в учебных программах при определении целей изучения отдельных курсов истории. При построении системы школьного ИО учитель конкретизирует общие Ц.И.О применительно к особенностям обучения в своем ОУ.
(Далее – см. ксерокопии современных стандартов школьного исторического образования)
Характеристика традиционных методов обучения истории. Прием как составная часть метода
Метод обучения истории (общее понятие) – (метод - от греч. méthodos – путь исследования, теория, учение) обобщающее понятие, характеризующее способ совместной деятельности учителя и ученика в образовательном процессе, состоящий из приемов – действий учителя (преподавания) и соответствующих им приемов-действий ученика (учение), обеспечивающих реализацию целей образования. М.О.И. – фундаментальное, ключевое понятие методики обучения истории, давшее название частным дидактикам
М.О.И – понятие историческое. Его смысл эволюционировал с изменением целей и содержания исторического образования. В ХIХ в. в методической литературе был введен термин метод преподавания истории. Он использовался для описания любых способов деятельности педагога, направленных на процесс освоения учащимися исторических знаний. К методам относили способы построения учебного материала («биографический метод»), пути формирования знаний («метод беседы», «репетиционный метод») и способы организации деятельности учеников («метод экскурсии», «лабораторный метод» и т.д.).
В первой половине ХХ в. также отсутствовало какое – либо четкое определение этому понятию.
В 60-70-е гг. ХХ в. стали различать понятия преподавание (деятельность учителя) и учение – (деятельность учащихся), появился термин метод обучения как способ совместной деятельности учителя и ученика. А.А. Вагин предложил обособлять в самостоятельные методы обучения истории те способы учебной деятельности, которые различаются специфическими закономерностями восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учениками, характеризуются качественно особыми способами совместной учебной деятельности учителя и учащихся. В понятие вкладывался и обобщенный смысл, например «устный метод обучения» и частные случаи его проявления – рассказ, сообщение и т.д.
В дальнейшем, для обозначения частных случаев проявления метода, стал использоваться термин прием обучения. Понятие М.О.И. стали трактовать как обобщенныйспособ деятельности, состоящий из приемов, которые призваны на практике реализовывать использование того или иного метода. Такой подход положил начало систематизации теоретических понятий в методике, устанавливал соподчиненное соотношение понятий «метод» и «прием».
Однако в обучении истории, как и других предметов, существуют разнообразные способы восприятия учебного материала, учебные действия, не сводимые к единой классификации. Поэтому еще в 70-е гг. ХХ в. был поставлен вопрос о допустимости классификаций методов обучения на разных основаниях (Ю.К. Бабанский). Наиболее распространенной в методике стала их классификация по источникам приобретения учениками знаний (А.А. Вагин): словесный (устно-словесный метод обучения и метод работы с тестами), метод наглядного обучения, практический.
В 60-80 гг. ХХ в. И.Я. Лернер дал классификацию методов по этапам мыслительной деятельности учащихся: объяснительно- иллюстративный метод, репродуктивный метод, частично-поисковый метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод. Она ближе стояла к описанию М.О.И. в контексте развивающей модели обучения.
М.О.И. может лежать в основе целого урока. Например, на основе устного метода строится урок лекция. Но, как правило, процесс обучения предполагает использование совокупности приемов обучения, принадлежащих разным М.О.И.
В методической литературе сформулированы условия применения различных М.О.И. Их выбор определяется:
целями обучения, содержанием учебного материала;
закономерностями процесса усвоения знаний учащимися;
познавательными возможностями и уровнем развития их интересов;
психологическими закономерностями проведения всего урока (задачами поддержания непроизвольного внимания, характером взаимодействия учителя и учеников и т.д.);
временными возможностями использования метода на уроке;
оснащенностью кабинета дидактическими средствами;
уровнем мастерства учителя.
Методы считаются выбранными правильно, если в результате их применения оптимальными путями реализованы поставленные цели обучения.
Прием (общее понятие) - это действие учителя или ученика, обеспечивающее практическую реализацию, применение метода для непосредственного решения конкретных задач процесса обучения, на основе имеющихся умений образовательной деятельности
В современной методической литературе существуют разные подходы к трактовке сущности самого понятия П. Ряд методистов считают, что П. - конкретный способ совместной деятельности учителя и учащихся. Другой подход предполагает, что поскольку П. - это конкретные действия, то именно на уровне использования приемов происходит разделение функций в совместной деятельности учителя (преподавание) и учащихся (учение). Например, учитель использует прием преподавания - рассказ, ученики при этом используют, адекватные, но не идентичные действию учителя свои приемы учения - восприятие устной речи. Исключение составляют прием дискуссии, при котором ученик и учитель выполняют однородные действия – ведут диалог. По мере овладения учениками способами самостоятельной познавательной деятельности они овладевают приемами, внешне схожими с теми, которыми пользуется учитель (например, приемами рассказа, комментирования текста, составления плана изучения нового материала и т.д.). Но при этом цели их использования учениками и учителями сохраняют свои принципиальные различия: приемы учителя направлены на передачу ученикам содержания исторического образования, а цели использования приемов учениками – его освоение.
Прием в деятельности учителя–конкретный способ преподавания истории, применение которого преследует локальную цель учебного процесса. П. - это частный случай и практическая реализация метода обучения учителем, требующая ответных действий ученика. П. предполагает при использовании отбор и методическую интерпретацию конкретного учебного содержания, непосредственно изучаемого в учебном процессе.
П. по классификации всегда относится к определенному методу обучения, например, в структуру устного метода обучения включаются приемы рассказа, описания, беседы и т.д. Но при этом один и тот же П. может использоваться как в рамках одного метода, так и быть задействован при реализации других методов обучения (например, П. описания по своему происхождению относится к устному методу обучения, но используется в наглядном методе при работе с картиной и т.д.).
Прием в деятельности учащихся – способ учения, конкретное учебное действие ученика, используемое в учебном процессе или в самостоятельной познавательной деятельности. В учебном процессе П. деятельности ученика – соответствует используемому приему работы учителя и реализуется учащимися под воздействием управления учителем процессом их познавательной деятельности.
В самостоятельной работе приемы деятельности избираются самим учеником и выполняются с той или иной степенью полноты и осознанности в зависимости от уровня владения соответствующими им познавательными умениями.
Структура и содержание школьного исторического образования в современной России
На государственном уровне общие подходы к образованию прослеживаются в Законе об образовании, в Национальной доктрине образования в РФ и носят светский, либеральный характер. Они основываются на приоритете интересов личности, свободе и плюрализме в образовании, ставят задачи ее социализации для жизни в открытом гражданском обществе в процессе обучения в многообразных типах средних ОУ.
Содержание исторического образования - составная часть содержания общего среднего образования, которая призвана реализовывать цели обучения истории, формулируемыес учетом тех функций, которые отводятся данному предмету в общей системе обучения в РФ. Содержание исторического образования - одна из ведущих категорий методики обучения истории, отвечающая на вопрос чему учить? Определение принципов обора и логики построения учебного исторического содержания, структуры его компонентов является одним из ведущих направлений научных методических исследований.
Среднее историческое образование (ИО) в РФ осуществляется, главным образом, через предметное обучение истории, а также через систему дополнительного образования. Основным звеном ИО является изучение в школе истории, которая является обязательным, базовым предметом современной системы основного общего среднего образования.. ИО традиционно осуществляется на всех ступенях обучения в средней школе.
Цели, основное содержание обучения истории для всех типов средних ОУ на всем образовательном пространстве РФ призван определять федеральный компонент ГОС. Современная системаИО также предполагает наличие регионального компонента, связанного с изучением историко-краеведческого содержания. ИО образование осуществляется в ОУ разных типов: в общеобразовательных средних школах, в гимназиях, лицеях и т.д. Современная структура общего основного среднего образования предполагает три ступени обучения: начальная школа, основная школа, средняя профильная школа. Особенности обучения в истории каждой школе, учет познавательных интересов и возможностей учащихся каждого ОУ реализуются за счет школьного компонента.
В основной и средней школе изучение истории строится по концентрам. В современной системе среднего образования, в отличие от предшествующих случаев использования концентрической модели обучения, отказались от предметного преподавания истории в начальных классах. На этой ступени ИО осуществляется за счет введения пропедевтических исторических знаний в интегративные курсы по изучению окружающего мира.
В основной и средней школе - в каждом концентре обучение включает базовые курсы всеобщей и отечественной истории (допустимо их совместное изучение) и каждый раз охватывает все этапы исторического развития общества с древнейших времен до наших дней.
Первый концентр общего среднего ИО продолжается на протяжении всего обучения в основной школе и обеспечивает ученику, завершающему свое среднее образование на этом этапе, достижение базового уровня исторических знаний.
Второй концентр среднего ИО реализуется в старших классах. Здесь допустим базовый и профильный уровни обучения истории. Они различаются по объему, глубине освещения исторического содержания, по требованиям к развитию умений и к опыту познавательной деятельности учеников. Профильный уровень ИО ориентирован на подготовку учащихся к дальнейшей деятельности (получению высшего образования) в социальной или гуманитарной областях.
Учебное содержание истории строится на основе вариативных историко-методологических подходов, отражает изменения, происходящие в базовой исторической науке. Общими чертами в построении содержания ИО является многофакторный поход к освещению исторического процесса на всех этапах развития Человечества, единство раскрытия теоретических знаний и конкретных фактов.
Линейная структура исторического образования - способ построения предметного обучения, предполагающий однократное, в хронологической последовательности, изучение курсов российской и всеобщей истории.
Идея линейного построения курсов истории зародилась в методике преподавания истории как реакция на недостатки концентрической структуры ИО в начале XX в. и получила название хронологически- прогрессивного метода. Основные этапы в развитии человечества предполагалось изучать в хронологической последовательности на протяжении всего школьного курса один раз. Однако, широкого распространения этот подход в дореволюционной школе не получил.
Наибольшее распространение Л.С. получила в советский период развития ИО. В соответствии с постановлением СНК и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 года в основу построения структуры ИО был положен принцип историко-хронологической последовательности изучения предмета. С 1934 по 1959 гг. существовал следующий порядок изучения учебных курсов:
IV класс - краткий курс истории СССР;
V класс - история древнего мира;
VI класс - история древнего мира (окончание) , история средних веков;
VII класс - история средних веков (окончание);
VIII класс - новая история, часть 1, история СССР до конца X VIIIв.;
IX класс - новая история, часть 2, история СССР X VIII - X IX вв.;
X класс - история СССР XX в., новейшая история (с 1958).
В 1965 – 1993 годах продолжилось совершенствование Л.С. образования. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 14 мая 1965 года произошли следующие изменения в структуре ИО: история древнего мира и история средних веков изучались теперь только в течение одного учебного года, соответственно в V и VI классах; курс Истории СССР XX века был разделен на две части – Истории СССР с начала XX века до 1937 года ( IX класс) и Истории СССР с 1938 года по современность ( X класс); курс новейшей истории был разделен на две части: часть 1 с 1917 – 1937 ( IX класс) и часть 2 с 1938 по современность (X класс).
Последние изменения в Л. С. были внесены в 1984 г., в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Изучение истории начиналось с пропедевтического курса истории СССР в V классе, соответственно курсы истории древнего мира и истории средних веков изучались в VI и VII классах. В VIII классе в течение учебного года изучался курс истории СССР до конца XVIII в. В IX классе изучалась новая история, часть 1 и курс истории СССР X IX века. В X классе преподавался курс новой истории, часть 2, а также курс истории СССР с начала ХХ века до 1936 года и новейшей истории, часть 1 (1917-1939). В ХI классе изучался курс истории СССР с 1936 до современности и новейшей истории, часть 2 с 1939 до современности. С 1993 года в школах Российской Федерации начался переход на концентрическую структуру исторического образования.
Методисты отмечали достоинства. Л. С. Она позволяла последовательно раскрыть основные этапы развития общества. Л.С. сроилась в соответствии с методологией марксистского формационного подхода к познанию прошлого и прослеживала смену общественно-экономических формаций на материале как всеобщей, так и отечественной истории. Внимание школьников акцентировалась на познании исторических закономерностей и взаимосвязей. Единый понятийный аппарат и синхронное преподавание курсов всеобщей и отечественной истории позволяли устанавливать межкурсовые и внутрикурсовые связи. Уровень сложности исторического материала постепенно возрастал. Курсы истории при Л.С. исторического образования были адаптированы к возрастным возможностям учащихся. Более подробно освещались исторические периоды близкие к современности, изучаемые в старших классах школы. Л.С. позволяла избегать ненужных повторов, что стимулировало познавательный интерес учащихся к восприятию истории. Объем учебного времени позволял подробно раскрывать исторические факты, реализовывать воспитательный и развивающий материал истории.
Опыт построения учебного процесса на основе Л.С. ИО выявил ряд присущих ей недостатков. Значительная часть исторического материала курсов всеобщей и отечественной истории изучалась в V – VIII классах, что требовало существенной адаптации учебного материала к уровню познавательных возможностей школьников. К концу обучения знания ранних периодов истории оставались достаточно упрощенными. Отсутствовала возможность повторного, на более высоком уровне усвоения закрепления знаний учеников. Школьники, получавшие неполное среднее образование, не имели целостных, законченных знаний об историческом процессе. В школе выпускные экзамены охватывали только период отечественной истории конца XIX – XX вв., вступительные испытания в вуз предполагали владение абитуриентом знаниями о всех этапах отечественной истории на более высоком, чем полученные в школе знания уровне.
Концентрическая структура исторического образования - способ построения предметного обучения, предполагающий неоднократное, с учетом возраста учеников, изучение одних и тех же периодов истории на разных ступенях (концентрах) среднего исторического образования.
Идея концентрического построения учебных курсов возникла в немецкой педагогике XIX века и получила широкое распространение в российских дореволюционных гимназиях. Обучение истории предполагало наличие двух или трех концентров. К.С. исторического образования. Как правило, один концентр предполагал процесс обучения истории в рамках начального, среднего звена образования или в старших классах. На каждой ступени предполагалось изучение предмета на более высоком уровне. осуществлять на более высоком уровне.
Наиболее развитые формы К.С. обучения обрела в начале XX века. Согласно учебной программе по истории 1913 года процесс преподавания истории осуществлялся по следующим концентрам: 1 ступень
I класс - элементарный курс отечественной истории;
II класс – Окончание элементарного курса отечественной истории; древняя история (Древний Восток, Греция в древнейшую эпоху;
2 ступень: III класс – история древней Греции и Рима; IV класс – история средних веков и систематический курс русской истории (до Ивана IV); V класс – новая история до 1789 и систематический курс русской истории (до Екатерины II);
VI класс – новая история (окончание) и систематический курс русской истории (окончание).
3 ступень:
VI класс - история средних веков
VII класс – новая история
VIII класс – история античной культуры
А также на этой ступени изучался дополнительный и повторительный курс русской истории
При таком построении курса русская история изучалась в трех концентрах, а всеобщая в двух концентрах. Учебное содержание курсов поэтапно и постепенно усложнялось. Элементарные курсы истории строились на основе изучения отдельных, хронологически связанных очерков биографического характера. Курсы истории IV – VI классах основывались на изложении конкретного хода исторического процесса, без развернутой характеристики исторических эпох. Изучение истории в старших классах строилось на проблемной основе, акцент переносился на раскрытие вопросов духовной культуры общества. В дореволюционной методике преподавания истории данное построение учебных курсов было подвергнуто критике за излишнее сближение концентров, что приводило к неоправданным повторам учебного материала и снижало мотивацию обучения.
В советское время доминировала линейная структура исторического образования. Лишь на короткое время (1959 – 1965 гг.) был осуществлен возврат к К.С. исторического образования. В связи с переходом к всеобщему восьмилетнему образованию ставилась задача дать выпускникам восьмилетней школы законченное историческое образование. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1959 года «О некоторых и изменениях в преподавании истории в школах» структура исторического образования приобрела следующий вид:
IV класс - эпизодический курс истории СССР
Vкласс - история древнего мира
VI класс- история средних веков
VII класс - история СССР с элементами новой истории до середины XIX века
VIII класс - история СССР с элементами новой и новейшей истории
IX класс - новая история частьI; история СССР до конца XIX века
X класс - новая история частьII; история СССР с начала XX в. до 1937 года; новейшая история часть I (до 2 мировой войны)
XI класс - история СССР с 1938 года; новейшая история часть II.
Таким образом, учащиеся 8 - летней школы могли ознакомиться с основными этапами развития человечества с древнейших времен до современности. Была устранена перегрузка элементарных курсов учебным материалом. Однако, и в данном случае не удалось избежать излишнего сближения двух концентров, что приводило к повторам в обучении. Отмечалась перегрузка фактическим материалом во втором концентре. Педагоги обращали внимание на то, что учащиеся стали хуже владеть фактическим и теоретическим материалом, давали упрощенные объяснения историческому процессу и т. д. В 1965 году была восстановлена линейная структура исторического образования.
В 1993 году был принят закон Российской Федерации «Об образовании», согласно которому вводится обязательное основное (девятилетнее образование). В последующие годы был предложен следующий вариант К.С. исторического образования:
1 ступень, начальная школа . III – IV классы пропедевтический курс истории
2 ступень, основная школа.
V класс – история древнего мира;
VI класс – история средних веков (до конца XV в), история России (до конца XVII в.);
VII класс – история нового времени (XV- до начала XIX вв., история России (до начала XIX в.);
VIII класс - история нового времени (XIX - начало XX в.), история России (XIX - начало XX в.);
IX класс – новейшая история (XX в), История России ( XX в.).
3ступень - полная средняя школа . X-XI классы.
Непрофильные школы - история России с древнейших времен до наших дней; Основные вехи в истории человечества
Гуманитарные школы - Российская цивилизация; история мировой цивилизации, модульные курсы, например, история мировой культуры.
Изучение истории в основной школе могло осуществляться и на основе преподавания интегрированного курса «Россия и мир»
Такое построение учебного курса позволяло дать законченное историческое образование учащимся основной школы. Они получали основные сведения по истории человечества на основе синхронного изучения курсов отечественной и всеобщей истории. В старшей школе у учащихся появлялась возможность ознакомиться с отечественной и всеобщей историей на новом, более высоком уровне осмысления материала, в соответствии с профилем школы.
Исторический опыт изучения истории на основе К.С. свидетельствовал, что его основными достоинствами являются:
возможность изучения всех учебных курсов в соответствии с возрастными возможностями учащихся; повторное изучение курсов обеспечивает дополнительное закрепление учебного материала;
учащимся, получающим не полное (основное) среднее образование, дается законченное историческое образование;
в старшей школе школьный курс истории может строиться на проблемной основе, в соответствии с профилем школы, создается возможность для интегративного изучения курса отечественной и всеобщей истории.
Вместе с тем, К.С. исторического образования присущи следующие недостатки:
сближение концентров, отсутствие четкости в отборе учебного материала приводит к неоправданным повторам, что снижает мотивацию изучения истории, так как психологами установлено, что одним из основных стимулов для развития познавательного интереса к предмету является новизна фактов;
сокращение времени на изучение учебного материала на 2-ой ступени обучения (основная школа) затрудняет возможности для формирования исторических представлений, решения задач развития познавательного интереса за счет введения ярких, занимательных сведений, а самое главное – существенно осложняет реализацию развивающих и воспитательных целей обучения, так как каждый урок очень насыщен собственно историческими знаниями;
завершающий концентр, оказывался, как правило, перегруженным учебным материалом.