Былины о Василии Буслаеве

Существуют две былины:

1) О его бунту против Новгорода «Василий Буслаев и мужики новгородские»

2) О его смерти.( «Василий Буслаев молиться ездил» –)

Трактовки этих былин менялись на протяжении двух веков. Былины о Василии Буслаеве – чисто новгородское создание.

Ряд исследователей (Белинский и Пропп) видят в нем героя новой формации, героя, время которого еще не настало( в нем видят бунтаря, восставшего против традиций)

Былина о Василии Буслаеве отражает первые смутные проблески сознания того, что старый мир со всеми порядками и со всеми его предрассудками должен быть разрушен.

С точки зрения современных фольклористов, такой взгляд – некая модернизация богатыря.

Т.А. Новичкова в своем исследовании о былинах аргументировано показывает, что буслаев ведет борьбу за старый новгород, языческий. Происходит противопоставление двух разных мировоззренческих систем., сменявших одна другую.

Василий набирает дружину для себя и по-своей инициативе. Василий принадлежит к высокому и древнему роду, ощущает, что ему дозволено больше, нежели другим. Буслаев-Отец завещает сыну собрать дружину.

Вступая в бой с новгородцами, Василий хочет вернуть вольность, независимость Новгорода, завладев властью над ним.

«Василий Буслаев молиться ездил» – второй из известных былинных сюжетов о новгородском богатыре, не менее оригинальный и характерный. Если в первой былине Василий Буслаев бьется об заклад со всем Новгородом, то во второй он вступает в поединок с самим Роком. Обе былины – «Василий Буслаев и мужики новгородские» и «Василий Буслаев молиться ездил» образуют единый и завершенный цикл, повествующий о герое от рождения и до смерти. Это единственная завершенная былинная «биография».

Василий Буслаев отправляется душа спасти, но при этом звучат и другие слова: а мое-та веть гулянье неохотное. Он просит у матери благословение великое, проходит весь традиционный путь паломников (правда, идет не по Днепру, а по Волге – путем не столько паломников, сколько ушкуйников), но при этом менее всего напоминает благочестивого калику или раскаявшегося грешника.

Весь смысл былины заключается в этом контрасте, в двойном прочтении поступков героя. Даже отправляясь на богомолье, замаливать свои грехи, Василий Буслаев остается все тем же бунтарем. Но только теперь он вступает в единоборство с Судьбой, бросает вызов зловещему пророчеству пустой головы, предрекающей ему смерть.

Чтобы ответить на данный вопрос необходимо знание двух былин!

27.Поэтика былины.
Былина-это повествовательный песенный жанр фольклора о подвигах богатырей из далекого прошлого с установкой на достоверность, воспринималась как старинное предание ,истинное. История в былинной традиции присутствует в виде художественного обобщения историч. опыта целой эпохи, это историч. идеалы народы. Исполнялись по разному : пение и сказывание. Люди верили в былины , а небывалые подвиги богатырей объясняли давностью. Термин былина народного происхождения, раньше назывались старинами. Былина как жанр возникла , возможно, в период родового строя на почве мифологии, большее количество былин было создано в эпоху Киевской Руси. Былина всегда повествует о бое и победе. Былинные песни исполнялись певцами под аккомпанемент гуслей нараспев. Исполнители как правило были мужчины. Музыка, напев былин отличались торжественностью, величасвостью.Форма былины- стихотворная. Былинный стих- это нерифмованный ритмизованный стих.Первая запись былин-тетрадь Кирши Данилова (неизвестный собиратель).
Виды былин:
-Архаические (былины о Святогоре, Волхе Всеславиче, Михайло Потыке ,Дунае). Элементами архаики являются: имя богатыря и обычаи(хоронить с умершим мужем жену, слуг и т.д.).
-Классические былины-киевские. Особенности: действие происходит в Киеве или его окрестностях; в центре – князь Владимир; основная тема-защита русских земель от южных кочесвников. Это былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Даниле Ловчанине, Дюке Степановиче,С каких пор перевелись витязе на Святой Руси.
-Классические былины-новгородские. Новгород не подвергался татаро-монгольскому нашествию, поэтому полнее сохранил свои исторические ценности. В этих былинах присутствует культ воды, предания о драконе. Это былины о Садко и Василие Буслаеве.
Поэтика былины не содержит аллегорий, исторический аллюзий и сознательных искажений первичной реальности. Есть определенных набор мотивов: героическое сватовство, герой и мифологическое существо, змееборство, борьба с чудовищем, разгром врагов, оборона города, встреча отца и сына, поединок братьев и т.д. Одно из главных композиционных свойств достичь эффекта неожиданности. Краткая экспозиция представляет собой героя и возникшую перед ним ситуацию. До подвига соотношение сил между богатырем и врагом представляется всегда в преобладании врага. Также этому эффекту способствуют грозные предвестия и предупреждения. Сам бой проходит быстро и легко для богатыря, т.к. неожиданно в нем раскрывается сила. Иногда он прибегает к хитрости, иногда ему помогают высшие силы. Былина стремится удивить и поразить слушателя неслыханным подвигом своего героя. Богатырь вначале предстает неказистом но потом раскрывается как великий и дородный. Динамизм былины создается интригой-ожиданием грядущего боя. Тем не мнение былина дразнит слушателя приемом ретардации (замедления действия).Фрагменты былины выстроены в таком порядке : Запев, зачин, развитие действия, кульминация, развязка, исход. Для развития былины характерные общие места :выезд богатырей, седлание коня, стрельба из лука и т.д. Бытовые вещи героя (еда, одежда) появляются без усилий, неизвестно откуда и каким образом. Они появляются вместе с ситуацией в которой необходимы. Богатырь всегда русский человек, враг-чужанин.


28. Три точки зрения в былиноведении на происхождение былины.

  1. Мифологическая школа.

Возникла в Германии. Для нее характерна идеализация старины, народных суеверий, мистицизм. Особое место занимают труды братьев Гримм. Представители мифологической школы в России, которая сложилась в 19 в. – Буслаев, Афанасьев, Миллер, Потебня.

Афанасьев считал сказочных и былинных персонажей олицетворением божеств грома, солнца, облаков и т.д. В советский период фольклористики мифологическая школа не пользовалась популярностью. Перелом начался в 80-х г. 20 в. когда наконец публикуются фундаментальный мифологические исследования справочного характера.

Буслаев – создает наглядное сравнение эпоса с деревом. Со временем одни эпизоды пропадают, другие возникают вновь, иные подновляются, покрываются новыми наростами. Однако постоянное видоизменение составных частей, целое остается невредимо, пока в народе не угасла жизнь эпического творчества. Также и дерево остается свежо и исполнено жизни, пока здоров его корень, сколько бы не меняло оно ветвей и листьев. Буслаев полагает что былинному циклу о Владимире и его богатырях предшествовал мифологический и героический эпос. Илья Муромец происходит из идеального типа полубога, сокрушителя земного зла. Другая версия Буслаева, что Илья – снимок с мифического идеала Перуна.

  1. Теория заимствования.

Или миграционная теория бродячих сюжетов. Согласно этой теории эпос создается в определенное время в определенном месте затем странствуя от народа к народу. Приверженцы этой теории возводили русский эпос к эпосу восточных, азиатских народов. По мнению Веселовского фольклорные сюжеты могли кочевать из одной среды в другую, приноравливаясь к новым нравам и обычаям. Веселовский предполагал что позднейшие эпические сюжеты многослойны по происхождению: состоят из западных, византийских, восточных и из своих местных элементов, со временем слившихся в неразрывное целое. Буслаев говорил о слоях в русском эпосе.

  1. Историческая школа.

В 19 в. приоритетной была точка зрения исторической школы. Историческая школа – направление в русской фольклористике – объясняла русский эпос как прямое отражение исторических событий. Былины трактовались как устное летописание русской истории, а ряд несовпадений в сюжетах былин с реальной историей объяснялся как порча текстов в процессе их бытования. Историческая теория впервые была широко применена Майковым. Также историческая точка зрения жила в трудах Квашнина – Самарина, Костомарова и др.

Скафтымов развенчивает историческую теорию былин.

Изначально у истоков былинного сюжета была какая-то реальная история. Со временем происходит ее деформация: смысл сосредотачивается на идеологических, моральных и эстетических ценностях. Факты обобщаются, интерес к ним утрачивается, а в дальнейшем фактическая действительность для былины становится безразличной, отходит на задний план и совершенно забывается.

Путилов говорит о наличии эпического сознания, необходимого для жизни былины: слушатели верили в события, о которых повествует былина, но с одной поправкой – эти события происходили очень давно. Былинное время – это эпическое время в котором события не соотносимы ни с летописным временем ни с конкретной исторической эпохой, ни с датируемыми событиями.

Отобранность – это типовой характер элементов эпического мира: главные персонажи былин богатыри – некий инвариант всех героев эпоса; враг – чужеземец, всегда урдлив, чудовищен; второстепенные персонажи варьируются редко: из былины в былину переходят образы князя Владимира, матери богатыря, бояр. Эпос редко выходит за грань типовых ситуаций: в каждой былине обязательны выезд из дому, встречи, поединки; типовыми выглядят локусы – место, куда едет герой, место встречи, поединка. Реалии быта, культуры тоже типовые: дом, дворец, внутренне убранство, оружие, одежда, снаряжение коня. Типовой характер лишает их конкретной исторической привязки, ставит их как бы вне определенного времени, прописывает их именно в эпическом мире.

Наши рекомендации