Восстановление храма. Жизнь общины при о. Василии.

Восстановление храма и организация церковной общины при нем связано с именем его первого настоятеля – игумена Василия (Паскье).

Пьер Паскье, будущий о. Василий, родился во Франции в религиозной католической семье. Он был седьмым из девяти детей. В детстве, по его словам, к религии особого интереса он не проявлял, хотя постоянно ходил в храм, и даже помогал священникам. Только в шестнадцатилетнем возрасте у него пробудился интерес к духовным знаниям, начался личный поиск Бога. В то время его внимание привлекло Православие, особенно после прочтения французского перевода духовного дневника св. прав. Иоанна Кронштадского «Моя жизнь во Христе».

В 1978 году он стал послушником в одной католической общине. В 1980 году Пьер принимает монашество с именем Василий, в честь св. Василия Великого, его направляют в Иерусалим, в греко-каталический (униатский) монастырь Иоанна Пустынника. В течение следующих 10 лет о. Василий ближе знакомится с Православием, которое на Святой земле было совсем рядом, но попытки сблизится с православным духовенством пресекались начальством. Он заочно учился в Париже в Свято-Сергиевском Православном институте, три года работал на подворье монастыря во Франции, вспомнив свое первое сельскохозяйственное образование. Вновь вернулся в Иерусалим, где был рукоположен во диаконы.

В начале 1990-х г. о. Василий нес послушание гида монастыря, что позволило ему общаться с пребывавшими сюда православными паломниками. Среди них были Митрополит Ленинградский и Ладожский Алексий (будущий Патриарх), архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров), епископ Костромской и Галичский Александр (Могилёв), архимандриты пюхтицкого монастыря Гурий и Ермоген, наконец, иеромонах Иероним (Шурыгин). Последний сыграл последнюю и решающую роль в том, что о. Василий, решил, наконец, покончить со всеми колебаниями и навсегда покинул свой монастырь, а вместе с ним и католичество, а в скором времени оказался в России.

15 марта 1994 года в г. Москве он был присоединён к Православию. Началось его служение на новой Родине. Сначала были послушания в Псково-Печерском монастыре, затем служение диаконом вместе с о. Иеронимом в приходе с. Никулино в Чувашии, затем, уже будучи рукоположенным в иеромонахи, настоятельство в этом сельском приходе и вновь в монастырских стенах – насельника Свято-Троицкого мужского монастыря г. Алатыря.

В 1998 г. иеромонах Василий был назначен духовником Киево-Николаевского Новодевичьего женского монастыря г. Алатыря. В году служения в женском монастыре рядом с ним сложился круг его духовных чад, прихожан монастыря, которые приходили к батюшке за утешением, советом, наставлением.

Вскоре о. Василий понял, что уделять много времени прихожанам, без ущерба длямонастыре тяжело, поэтому с благословения митрополита Варнавы 19 мая 2003 г. он был назначен восстанавливать заброшенных храм Иверской иконы Божией Матери на территории Алатырской районной больницы. Так начала возрождаться приходская жизнь в этом храме.

Храм ещё надо было восстановить, но приход уже был. И настоятель, со своими духовными чадами в основу возрождения положил молитву. Каждое воскресенье здесь, пока ещё в небольшой комнатке при входе в храм, стали служить молебен Иверскому образу[****]. Весть о том, что в центре города восстанавливается церковь, быстро облетела окрестности. С первого же дня на молебны стали приходить по двадцать–­тридцать человек. Тут же совершались первые крещения. О. Василий рассказывает: «Лет десять назад, когда я приехал в Алатырь, я заметил это здание. Посмотрел и подумал: наверное, бывший храм. Навел справки – так оно и оказалось. А как-­то венчались люди из правительства Чебоксар. У меня тогда не было храма, я совершил таинство в чужом храме. После этого пригласили на обед. Там министры, руководители администрации. Я взял слово, говорю: «На территории больницы есть Иверский храм, нужно его вернуть Церкви». Министр тут же спросил у главы администрации, возможно ли это. «Конечно, можно!» За пять минут вопрос решили…»[30]

Небольшой, полукаменный храм с трапезной. Центральный объем церкви образует в плане форму креста (прямоугольная апсида и близкие к ней по габаритам западная и боковые ветви креста). Однако эта композиционная схема читается только в интерьере церкви, а в наружном объеме частично скрыта объемом трапезной, примыкающим непосредственно к боковым ветвям креста центральной части церкви. Завершение центрального объема церкви утрачено, в настоящее время заменено деревянной надстройкой четырехскатной кровлей и шпилем. Архитектурный декор фасадов выполнен в характерных для культовых зданий второй половины XIX века формах. В углах западного фасада трапезной устроены шестигранные объемы, наподобие угловых башен. Внутри них расположены лестницы. Стены кирпичные оштукатурены. (источник неизвестен.)

Примечания.

[*] Удельное ведомство – государственное учреждение Российской империи, с 1797 года по 1917 год осуществлявшее управление имуществом (удельными землями, имениями, а до 1863 года – также удельными крепостными крестьянами) императорской семьи.

В середине XIX в. центральный орган – Департамент уделов, местные органы – удельные конторы.

[†] К удельным крестьянам относились крестьяне, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье. Они платили оброк и несли государственные повинности.

[‡] Сажень – мера длины равная 2,1336 м. Таким образом, участок составлял 10 241 м2 или чуть более 1 Га.

[§] Абакумов Василий Панфилович (род. 1813 – ум. после 1877) окончил Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге по классу архитектора К.А.Тона (автора проекта храма Христа-Спасителя в г. Москве) в 1837 году, получив звание свободного художника за представленный проект сельской церкви на 500 человек. С 1841 года по 1861 год он служил в качестве архитектора сначала в Симбирской, а затем в Алатырской удельной конторе, которая в 1846–1847 году построила женское училище с храмом.

[**] Архиепископ Феодотий (в миру Фёдор Адрианович Озеров; 1797 — 20 августа (1 сентября) 1858), епископ епископ Симбирский и Сызранский управлял Симбирской епархией с 7 августа 1842 года по 20 августа 1858 г.

Симбирской епархией он управлял в течение шестнадцати лет. При первом знакомстве с городом Симбирском произнёс в сердце своем обет: «Сей покой мой, зде вселюся», и этот обет он исполнил. Ему были предложения перейти на более благополучные и богатые кафедры, но он отказался. 26 августа 1856 года возведён в сан архиепископа.

По отзыву современников, был человек добрейшей души; своею простотою, доступностью и благотворительностью сумел привлечь симпатии не только духовенства, но и всего местного общества, а особенно простого народа. Архипастырь кроткий, милующий, заботливый, к Богу стремившийся всей душой.

Любил храмоздательство, его трудами было возведено много новых и обновлено старых храмов, заботился о благоустройстве монастырей. Он восстановил Сызранский Вознесенский монастырь, открыл Сызранский Сретенский женский монастырь, восстановил опустевшую Жадовскую пустынь и установил ежегодное перенесение из Жадовска в Симбирск чудотворной иконы Божией Матери.

Скончался 20 августа 1858 года. Погребен в Симбирском Никольском кафедральном соборе.

[††] Земская медицина –форма медицинского и санитарного обеспечения населения, введенная после отмены крепостного права в России в 1861 г. Вслед за отменой крепост. права в губерниях Ср. Поволжья, в уездах было организовано зем. самоуправление. Правительств. указ "Положение о городских и уездных земских уч­реждениях" (1864) возлагало на земство "участие в попечении о народном здравии, о народном образовании и о тюрьмах". Зем. органы самоуправления в Симбирской губ. были сформированы в 1866 г. Впоследствии на осн. пост, губерн. земского собрания организовались уезд. зем. управы. При них создавались врачеб. советы. Организация зем. медицины в Чувашии началась с передачи лечеб. учреждений из ведомства Приказа общественного призрения в ведение органов зем. управ. (Алексеев)

[‡‡] Вокзальная улица была переименована в улицу Комсомола. Земская больница, согласно плану г. Алатыря 1877 г. располагалась в районе здания Чувашского государственного университета.

[§§] В 1954 г. (?) переименована в ул. Богдана Хмельницкого.

[***] Что соответствует 1 кг 88 гр.

[†††] Бывшая Симбирская улица.

[‡‡‡] Доброхотов Александр Александрович, протоиерей. Родился в 1879 году в с. Байдеряково Тетюшского уезда Казанской Губ. (ныне Яльчикский р-н ЧР). После закрытия Иверского храма служил в Крестовоздвиженской церкви г. Алатыря. 6 июня 1937 г. был осуждён на 4 года ИТЛ. 23 июля 1939 г. скончался в Сиблаге (Кемеровская обл.). См.: Иосиф (Ключников), иеродиакон. Синодик Чебоксарско-Чувашской Епархии. Иллюстрированный сборник статей о пострадавших за православную веру в годы советской власти в Чувашии. Чебоксары, 2012. С. 52.

[§§§] Церковный совет, управляющий деятельностью Прихода.

[****] В 1994 году я приехал в Псково­-Печерский монастырь. А там иконописец о. Алипий как раз дописывал Иверскую икону. Я попросил о. Олимпия дать ее мне. И эта икона была везде со мной — в Москве, в Чебоксарах, в мужском монастыре и т.д. И когда мы открыли этот храм, я понял, что здесь место для этой иконы. Она теперь висит в алтаре. Два года назад, когда мы начали восстанавливать храм, у нас не было никаких денег. Но мы начали, молились, и Господь послал нам именно то, что надо».

[1] Очерк составлен на основе: Саранцев И.П. Очерки истории профессионального образования Симбирского-Ульяновского края. Ульяновск, 2007. С. 34-52.

[2] Устав училища.

[3] Там же

[4] Там же.

[5] Л.81-82

[6] ЦАУО Ф. Л.94-95

[7] Л. 115, 115 об.

[8] Л. 116, 116 об.

[9] Л. 102.

[10] Липинский А.А. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Симбирская губерния. Ч.1. СПб. 1868. С. 540.

[11] ГАУО Ф.318. О.2. Д.420. Л.11.

[12] Алексеев Г.А. Чувашская медицинская энциклопедия. Кн. 1. А–М. Чебоксары, 1997. С. 14.

[13] Баженов Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. П. 323.

[14] ЦИА Чувашской Республики. Ф.240. Оп.1. Д.13. Л.2-3.

[15] Симбирские епархиальные ведомости. – 1899. - №13. С. 243-244.

[16] ЦИА Чувашской Республики. Ф.240. Оп.1. Д.13. Л.2-3.

[17] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. М. 2010. С. 362-363.

[18] Горархив г. Алатыря. Ф. 27. О. 1. Ед. хр. 4. Л. 3-4.

[19] ЦИА Чувашской Республики. Ф.240. Оп.1. Д.30. Л. 1 об.

[20] Горархив г. Алатыря. Ф. 27. О. 1. Ед. хр. 4. Л. 27.

[21]Горархив г. Алатыря. Ф. 27. О. 1. Ед. хр. 4. Л. 29.

[22] БУ "ЦРБ Алатырского района" Минздрава Чувашии (электронный ресурс: http://alatyr-crb.med.cap.ru/AboutOrgs/History.aspx)

[23] Горархив г. Алатыря. Ф. 27. О. 1. Ед. хр. 4. Л. 38.

[24] Ципин В., прот. Указ. соч. С. 430.

[25] Горархив г. Алатыря. Ф. 27. О. 1. Ед. хр. 11. Л. 9.

[26] Горархив г. Алатыря. Ф. 27. О. 1. Ед. хр. 11. Л. 17.

[27] Горархив г. Алатыря. Ф. 27. О. 1. Ед. хр. 11. Л. 27.

[28] Алатырский городской архив. Ф. 27. О. 1. Ед. хр. 11. Л. 127.

[29] АГА. Ф. 27. О. 1. Ед. хр. 11. Л. 73.

[30] Нескучный сад

Наши рекомендации