Роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Тематика, проблематика, идейная направленность
Творческому кризису Толстого в конце 70-х годов сопутствовал глубокий мировоззренческий и духовный кризис. В 1884-1887 годах Толстой начал писать, но не завершил повесть «Записки сумасшедшего», герой которого переживает состояния, хорошо знакомые самому писателю: его одолевают припадки холодной тоски и ужаса, «духовной тоски», вызывающей чувство жути, страха смерти и «умирающей жизни». Толстой называл это состояние «арзамасским ужасом», так как пережил его впервые в Арзамасе в 1869 году, в период полного благополучия, и поразился конечной безвыходности и бесцельности своего земного существования. Результаты этого кризиса стали очевидны после появления «Исповеди» (1882). Сам Толстой называл переворотом то, что слуилось с ним на рубеже 70-80-х годов: «Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого давно были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, ученых – не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл… Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом».
На вторую половину 70-х годов приходятся попытки Толстого проникнуть в основы религиозно-церковной жизни, тем более, что еще в 1855 г. он записал в своем дневнике, что чувствует себя способным посвятить жизнь великой цели – «основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической – не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле». Во второй половине 70-х годов писатель посетил Оптину пустынь, где бывали Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский, Вл.С. Соловьев, К.Н.Леонтьев и многие другие деятели русской культуры, Киево-Печерскую и Троицко-Сергиеву лавры, беседовал со многими иерархами церкви, в том числе в Оптиной пустыни со знаменитым старцем Амвросием. В то же время Толстой изучал основные мировые религии.
Самой совершенной и нравственной религией Толстой называл христианство, однако при этом признавал лишь нравственное учение Христа, отвергнув поклонение Ему как Богу, усомнившись в самом факте Его существования как исторической личности и даже видя определенное преимущество в Его отсутствии, ибо тогда, согласно рассуждениям писателя, очевиднее была бы нравственная ценность христианского учения. Он отказался от всего, что не давалось его рациональному объяснению в евангельской истории. Еще современники Толстого усматривали в религиозных взглядах писателя много рассудочного, моралистического, лишенного мистического содержания и поэтического начала.
После кризиса значительно изменяется характер творчества Толстого: большее место занимает публицистика, появляются художественные произведения, адресованные определенным социальным слоям читателей. Смена мировоззренческой позиции, опора на религиозное сознание потребовали от писателя создания всех основных форм литературных произведений, способных раскрыть и пропагандировать основы его нового мировоззрения: кроме художественных произведений Толстой создает философские, религиозные, эстетические трактаты и статьи, собственные переводы и переложения Евангелия.
Первая редакция романа «Воскресенье» была написана Толстым ещё в конце 80-х годов. В основе сюжета лежала история рассказанная Толстому известным юристом А.Ф.Кони. Завершен был роман в 1898-1899 гг. и был опубликован с цензурными изъятиями в журнале «Нива» и за границей полностью.
В новом романе Толстого прочно соединились социальная тематика и моралистическая тенденция. Построение «Воскресения» резко отличается от построения предшествующих романов Толстого. Если «Война и мир» -- роман семейно-исторический, «Анна Каренина» -- семейно-психологический, то «Воскресение» роман социально-идеологический По своим жанровым признакам он относится к той же группе, что и роман Чернышевского «Что делать» или Герцена «Кто виноват?» В основе такого романа лежит идеологический тезис о желанном и должном социальном устройстве. С точки зрения этого тезиса дается принципиальная критика всех существующих общественных отношений и форм. Эта критика действительности сопровождается или перебивается и непосредственными доказательствами тезисов в форме отвлеченных рассуждений или проповеди, а иногда и попытками изображения утопического идеала.
В согласии с этими основными особенностями жанра роман «Воскресение» слагается из трех аспектов: 1) принципиальной критики всех наличных общественных отношений 2) изображения «душевного дела» героев, то есть нравственного воскресения Нехлюдова и Катюши Масловой и 3) отвлеченного развития социально-нравственных и религиозных воззрений автора.
В связи с этим находится и композиция романа. Она чрезвычайно проста по сравнению с предшествующими произведениями. Она чрезвычайно проста по сравнению с предыдущими романами Толстого. Если в «Анне Карениной» мы видели несколько самостоятельных центров повествования, которые изображаются изнутри и с однаковою тщательностью и подробностью, то в «Воскресении» повествование сосредоточено лишь вокруг Нехлюдова и, отчасти, Катюши Масловой, все остальные персонажи и весь остальной мир изображаются в кругозоре Нехлюдова. Все эти персонажи романа, кроме главного героя и героини, ничем не связаны между собою и объединяются лишь внешне тем, что приходят в соприкосновение с посещающим их, хлопочущим о своем деле Нехлюдовым.
Роман – это вереница освещенных резким критическим светом образов социальной действительности, соединенных нитью внешней и внутренней деятельности Нехлюдова; увенчивают роман отвлеченные тезисы автора, подкрепленные евангельскими цитатами.
Наиболее подробно и глубоко разработана в романе картина суда. Евангельские цитаты, избранные эпиграфом к первой части романа, раскрывают основной идеологический тезис Толстого: недопустимость какого бы то ни было суда над человеком. Этот тезис оправдывается прежде всего основным сюжетным положением романа: Нехлюдов, оказавшийся в законном порядке присяжным заседателем в процессе Масловой, то есть судьею Катюши, на самом деле является виновником ее гибели. Картина суда, по замыслу Толстого, должна показать непризванность и всех остальных судей. Картина суда – это суд над судом, суд над барином Нехлюдовым, над бюрократами-судьями, над мещанами-присяжными, над сословно-классовым строем и порожденными им формами правосудия.
Произведения Толстого вообще глубоко проникнуты пафосом социального суда, но его отвлеченная идеология призывает к моральному суду лишь над самим собою и социальному непротивлению. Это одно из глубочайших противоречий Толстого, преодолеть которое он не мог, и оно особенно ярко обнаруживается в романе в социальном суде над судом.
Разоблачение подлинного смысла или, вернее, подлинной бессмыслицы всего совершающегося на суде достигается Толстым определенными художественными средствами, правда, не новыми в «Воскресении», а характерными и для всего его предшествующего творчества. Толстой использует прием остранения – изображает то или иное действие как бы с точки зрения человека, впервые его видящего, не знающего его назначения и потому воспринимающего внешнюю сторону этого действия со всеми его материальными деталями. Описывая действие, Толстой тщательно избегает всех тех слов и выражений, которыми мы привыкли осмысливать данное действие.
С этим приемом изображения тесно связан другой, дополняющий его и потому всегда сочетающийся с ним: изображая внешнюю сторону того или иного социально-условного действия, Толстой показывает нам переживания совершающих эти действия лиц. Эти переживания всегда оказываются не соответствующими действию, лежащими совсем в иной сфере, в большинстве случаев – в сфере грубо житейской или душевно-телесной жизни. Так, один из членов суда, важно всходя на судейское возвышение при всеобщем вставании, с сосредоточенным видом считает шаги, загадав поможет ли ему новое средство вылечиться от катара желудка.
В романе «Воскресение» впервые героями Толстого стали революционеры. Революционная интеллигенция и представитель рабочего движения изображены критически, с пафосом разоблачения. Безусловному природному миру мужика Меньшова противопоставляется условный, выдуманный и тщеславный мир революционной деятельности. Так, например, желание первенства, лидерства, болезненное честолюбие заставили Новодворова «совершенно переменить свои взгляды и из постепеновца-либерала сделаться красным, народовольцем». Особое неприятие автора выражают строки, передающие отношение Новодворова к половому вопросу: «Вопрос об отношениях полов казался ему, как и все вопросы, очень простым и ясным и вполне разрешенным признанием свободной любви».
Соединяя в одном произведении религиозно-моралистическое и остросоциальное содержание, Толстой не мог не впасть в явные противоречия. Жанр социального романа требовал беспощадного обличения и анализа причин сложившейся ситуации. Религиозно-духовный или религиозно-моралистический роман по природе своей ориентирован на показ не сущего, а «должного», чего вообще вряд ли возможно достичь в рамках художественной литературы.
Замечательным произведением назвал «Воскресение» А.П.Чехов, при этом, однако, он утверждал, что концовка романа фальшива и надуманна. «Всё, кроме отношений Нехлюдова к Катюше, -- довольно неясных и сочиненных, все поразило меня в этом романе силой и богатством, и широтой, и неискренностью человека, который боится смерти, не хочет сознаться в этом и цепляется за тексты Священного писания».