Методические пути использования исторических источников в процессе обучения истории в школе

Исторические источники в обучении истории – в понимании исторической науки - все объекты материальной и духовной культуры, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества. И.И. в обучении истории – отобранные для организации учебного процесса, и при необходимости адаптированные для школьного возраста носители исторической информации, обеспечивающее освоение основного учебного материала, развитие у учащихся умений познавательной деятельности. В преподавании истории И.И. являются средством обучения. И.И. являются основой для отбора учебного материала учителем при подготовке уроков, и для разработки методов работы с текстами. При обращении учащихся к И.И. решаются задачи освоения ими способов исследовательской деятельности, умений поиска исторической информации, описания И.И., анализа систематизации и оценки получаемой информации и т.д.

По способу кодирования информации о прошлом выделяют такие типы И.И.: вещественные, письменные, устные, лингвистические, изобразительные. Эпиграфический материал - надписи, сделанные на твердом материале (камне, глине, дереве, металле, кости, роге, берестяные грамоты) занимает промежуточное, переходное положение между письменными и вещественными источниками.

В методической науке И. И. принято разделять на первичные (первоисточники) и вторичные.

Первоисточники являются хронологически первыми (по сравнению с другими дошедшими до нас источниками) носителями информации о прошлом. Ими являются:

относящиеся к изучаемому времени вещественные источники - предметы труда, быта, вооружение, транспорт, сооружения и др. достоверно и точно отражающие предметную историческую реальность;

устные источники – легенды, предания, мифы, былины, песни, сказания и др. носители информации о том, как отражались исторические события в памяти людей, но требующие критического анализа излагаемых в них фактов;

изобразительные источники – иконы, картины, рельефы, фото- кино - материалы, дающие точные представления о способах образного отображения прошлого в изучаемую эпоху, при реалистическом изображении – достоверно воссоздающие историческую реальность, образы эпохи;

письменные источники - летописи, мемуары, законы, и др.

Общими критериями отбора первоисточников для учебных целей выступают: подлинность, видовое разнообразие, направленность на раскрытие основных вопросов учебного содержания, соответствие познавательным возможностям учащихся, лаконичность предъявления информации. Используемый исторический источник должен стимулировать познавательный интерес к изучению исторического прошлого, формировать ценностное отношение к культуре исторического познания и обладать развивающим потенциалом.

В силу меньшей степени доступности вещественные и изобразительные первоисточники не имеют такого широкого распространения в школьном обучении истории. Непосредственное знакомство с этими видами первоисточников возможно, главным образом, в процессе учебных экскурсий.

Вторичные источники – сведения об исторической действительности, воссозданные в последующие эпохи. К ним относятся:

вторичные вещественные И.И. – реконструкции, макеты, модели, копии предметов и т.д.

письменные И.И. – научная и справочная литература, художественная литература исторического жанра;

изобразительные – произведения исторического жанра в живописи, скульптуре и т.д., используются учителем для воссоздания исторических представлений, для организации работы с ними учащихся на уроке, также организуется, как правило, внеурочная деятельность учащихся по моделированию памятников истории и культуры.

Наиболее распространенно в учебном процессе использование письменных исторических источников. Письменные исторические источники (в обучении истории) - учебные тексты первоисточников или вторичных источников, содержащие информацию о прошлом, используемые, как правило, в адаптированном для учеников виде.

Наиболее распространенно в учебном процессе использование письменных первоисточников следующих видов:

актовые документы - юридические, хозяйственные, политические (например, грамоты, законы, указы, договоры и т.д.) представляют собой наиболее достоверный вид И.И., отражающих различные стороны жизнедеятельности людей в прошлом;

повествовательно-описательные документы (хроники, летописи и т.д.) передают исторические события в том виде, как они преломились в сознании их авторов, их сведения часто менее достоверны, однако они представляют собой связный рассказ об исторических событиях;

эпистолярное наследие (письма) и мемуары - воссоздают настроения, мысли, действия людей в изучаемой эпоху, содержат биографические сведения об их авторах, отражение эпохи носит субъективный характер;

произведения общественной мысли (памфлеты, трактаты, программы общественных организаций и т.д.);

художественные произведения изучаемой эпохи являются носителями информации по истории культуры, эстетических и нравственных ценностях изучаемой эпохи, могут содержать историческую информацию о событиях, очевидцами которых были авторы произведений.

Первоисточники используются учителем при изложении материала, они придают убедительность, обладают особой силой доказательности, эмоционального воздействия, а также используются учащимися в процессе изучения материала на уроках и при самостоятельной работе школьников.

В методической литературе определены требования к отбору письменных источников для работы с ними учащихся в учебном процессе. Они должны:

являться носителями информации, связанной с изучением основного учебного содержания;

быть подлинными (выдерживать внешнюю критику) и достоверными (выдерживать внутреннюю критику), если не предполагается при изучении данного источника формировать умение его критики;

соответствовать современному уровню исторической науки (недопустимо опираться на те источники, информация в которых уже морально устарела и дает неполное, а, возможно, ошибочное освещение прошлого);

доступными для изучения учащимися по виду, языку, объему, сложности текста,

соответствовать уровню умений учащихся работать с источником.

В учебном процессе допускается адаптация содержания и сокращение тестов И.И., но при этом только такое, которое не приведет к искажению их смысла.

Анализ исторических источников предполагает формирование у учащихся умений анализа исторической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, аудиовизуальный ряд, карта, таблица, схема), а также овладение способами внешней и внутренней критики источника, аналогичных по своей основе тем, которые используются в научном историческом познании. Владение анализом источников способствует развитию аналитического, критического мышления учащихся. Для развития этих умений ученикам даются знания о способах осуществления соответствующих действий и осуществляется систематическая работа по их освоению.

Основными являются умения анализа исторического текста. Способность к анализу текстовых источников формируется, когда ученики овладели умениями прочтения текста и уяснения его содержания. В рамках ученического познания умения внешней критики текстовых источников включают способность учащихся определять вид источника, характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания. На этом этапе необходимо вводить знания (подводить учеников к выводам) о зависимости содержания информации от вида источника, времени и места создания, от авторства. Внутренняя критика источников учащимися предполагает умение учеников анализировать историческую информацию.

В обучении истории различают структурный и смысловой анализ содержания источника. Структурный А.И. предполагает организацию познавательной деятельности учащихся для выделения основных вопросов содержания текста, его логики, взаимосвязи основных частей. Этот анализ должен подводить учеников к оценке полноты освещения заданной темы в источнике и информационной достаточности текста для решения поставленных познавательных задач. Учитель управляет осуществлением учениками структурного А.И. при помощи заданий: определите тему источника; выделите главные мысли источника, сформулируйте основные вопросы его содержания (определите план текста); объясните, как эти вопросы содержания раскрывают тему, как они взаимосвязаны, оцените полноту освещения вопроса (в том числе, почему в тексте более подробно раскрываются одни пункты плана и кратко освещаются другие, почему отсутствует та или иная информация по теме). При дальнейшем обучении эти приемы структурного анализа ученики выполняют опираясь на памятку, и затем используют самостоятельно.

Смысловой анализ теста предполагает способность учеников различать факты и мнения, исторические описания и объяснения, суждения, оценки и комментировать их. Эти умения формируются путем постановки соответствующих вопросов учащимся: выделить в тексте факты и их объяснение, найти и объяснить оценку излагаемых фактов и т.д.

Практика показывает, что при систематической работе освоение основных приемов А.И. может быть достигнуто в концу обучения школьников в основной школе. Владение данными способами деятельности делает возможным освоение приемов внутренней критики источника.

Внутренняя критика источника предполагает соотнесение информации, содержащейся в тексте, с другими, достоверными сведениями по освещаемой теме и ее оценку с точки зрения достоверности, полноты освещения вопроса, логической обоснованности суждений и выводов аргументами и фактами. При формировании соответствующих умений используются приемы сопоставительного анализа текстов (в том числе – альтернативных исторических источников), текста и других источников информации.

Опыт показывает, что овладение учениками элементами внутренней критики источников в данном объеме достигается в старших классах.

Анализ вещественных и изобразительных источников учащимися сроится на основе сформированных приемов их описания и атрибутики.

(Технология Ю. Л. Троицкого – см. ксерокопию статьи «Дети пишут историю»), технология О. Ю. Стреловой см. ксерокопию пособия «Учебник истории: старт в новый век», с.69 (многоуровневый анализ).

Наши рекомендации