Развитие школьного исторического образования в советский и постсоветский период
Тема 3. Становление методики в ХIХ-начале ХХ вв.
В течение ХIХ – нач. ХХ вв. в учебниках и в рецензиях получили отражение взгляды на проблему изучения истории как учебного предмета различных направлений русской исторической мысли. Начинают издаваться учебники и методические рекомендации по их применению. В первой половине ХIХ в. в условиях кризиса феодально-крепостнической системы формировалась буржуазная историческая наука, развитие которой совпало с реформой 1874 г., демократизацией российского общества, формированием плюрализма мнений.
На смену «Краткому российскому летописцу» пришел учебник Н.М. Карамзина «Сокращение российской истории в пользу юношества», в котором продолжена идея о необходимости поддерживать монархическое направление в исторической науке.
В середине 50-х гг. ХIХ в. появились методические работы доктора философии А.Язвинского. Он предлагал записывать важнейшие факты столетия на листы разного цвета, разграфленные на сто клеток (век и годы).
Другую методику предложил директор Петербургского немецкого училища Готлиб фон Шуберт. Суть ее в том, что факты рифмовали и, распевая, заучивали. Опрос играл огромную роль.
В ряде школ применялся тематический подход (Бидермана), в середине ХIХ в. распространяется краткое комментирование учителем текста, задаваемого на дом. Документальный материал не привлекался, средства наглядности не использовались; опрос выполнял функцию контроля за знаниями.
В середине ХIХ в. либерально настроенные публицисты, писатели предпринимали попытки критики основ школьного развития исторического образования России.
К 90-м гг. ХIХ в. либерально-буржуазное направление занимало господствующие позиции в академической, универсальной науке. В это время на страницах журналов и газет развернулась идейная борьба по вопросам содержания учебников истории. Либералы выпустили более 40 учебников по русской истории. Автором первой русской методики обучения истории по глубине и научности изложения можно считать Л.Г.Гуревича. В 1877 г. вышел его труд «Опыт методики истории». Обучение рекомендовалось вести на примерах ярких личностей и событий связанных с ними.
Из всеобщей истории изучались лишь яркие, самобытные события из жизни народов мира. Такой подход должен был способствовать умственному и нравственному развитию учащихся.
В 1881 г. методистами И.Виноградовым и А.Никольским была переведена и дополнена «Методика истории по Кригеру». Авторы считали, что наука должна занимать центральное место в народной школе и предлагали ввести в практику методы «описания выдающихся личностей», группированием исторического материала с учетом знаменательных дат календаря. Реальный или хрестоматический метод основывался на чтении и обсуждении первоисточников.
Прогрессивный метод состоял в изучении событий, начиная с древности, а регрессивный напротив — события изучались от современности, постепенно углубляясь в прошлое.
В начале ХХ в. вышли «Заметки о преподавании истории в средней школе» Н.И. Кареева — члена корреспондента Краковской и Российской Академии наук. Крупнейший специалист по всеобщей истории предложил выделить всеобщую историю из истории России. Причем он считал, что это не сумма историй отдельных народов, а изображения всемирно-исторического процесса. Подробно следует раскрыть лишь истории народов важные с всемирно-исторической точки зрения.
В этот же период получили развитие методы наглядности, изучения исторических источников. Получил распространение метод вопросов и планов. Видные историки и методисты Н.А.Рожков и М.Н.Покровский предлагали в основу обучения положить принципы доступности и интересы учащихся.
Методист М.Н.Коваленский предложил сочетать изучение исторического материала с использованием наглядных пособий, научно-популярной литературы. Отчет о работе составлялся учащимися письменно.
Методисты С.П.Сингалевич, В.Я.Уланов предложили использовать различные учебники для работы в классе и дома, полагая, что нельзя абсолютизировать какой-либо один метод обучения
В 1911 г. в Москве был открыт педагогический институт с двухгодичным сроком обучения. Впервые был введен курс методики в обучении студентов.
Таким образом, в ХIХ – начале ХХ в. были проделаны серьезные шаги в становлении методики как науки, определении форм, методов и целей обучения учащихся.
Развитие школьного исторического образования в советский и постсоветский период.
Развитие и преобразование образования в России в 20-30-е гг. ХХ в. определила революция 1917 г. На II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. было принято постановление об учреждении Народного Комиссариата Просвещения во главе с Луначарским. Опасаясь, что учительство будет использовать в обучении буржуазную историческую литературу Наркомат, в лице Покровского, Луначарского стали отрицать положительное значение систематического исторического обучения. Вместо гражданской истории было предложено изучать историю труда и социологию. В рамках обществоведения имелись лишь отдельные элементы курса истории с идеологическим отбором фактов и их марксистским освещением. Подвергались коренному пересмотру методы обучения. За основу бралась «иллюстративная школа действия», на базе которой была разработана «трудовая школа работы» в СССР. В новой школе были отменены экзамены, взыскания, бальные оценки. Перевод учащихся из класса в класс и выпуск их из школы проводились по отзывам педагогического совета об исполнении работы. Вместо классов рекомендовалось введение мелких групп — «бригад», вместо уроков — лабораторные, студийные занятия.
В октябре 1918 г. ВЦИК РСФСР утвердил «Положение о единой трудовой школе», заменившей все дореволюционные школы.
Трудовая школа делилась на 2 ступени: I ступень (8-13 лет), II ступень (от 13 до 17 лет).
В школе первой ступени изучался элементарный курс русской истории. На последнем году вводилось изучение советской Конституции. В программы 1921 г. в основу методики работы во время бесед и экскурсий ставили изучение истории родного края, культурно-бытовой жизни людей.
Содержание и методы изучения обществознания строились по трем основным темам: природа, общество, труд.
Во главу обучения ставилась трудовая деятельность людей и задача учить учеников добывать знания, опираясь на творческую самостоятельность. Исторические сведения сообщались в связи с изучением вопросов современности: происхождение капитализма, рабочего движения на Западе и в России в ХIХ-ХХ в.
Методы развития учащихся назывались «лабораторно-бригадными». Использовались пособия нового типа, не ставившие целью дать связное изложение учебного материала.
В 1920 г. была сделана попытка ввести программу по истории. Однако она не была принята. С 1923 г. ликвидируется предметное преподавание и вводится бригадное обучение на основе комплексных программ. «Рабочие книги по истории старших классов» Введенского и Предтеченского содержали материал по отдельным темам, задания, целевые установки по их выполнению, заключительные очерки, литературу для домашнего изучения.
Ученики знакомились с целевой установкой, изучали приведенные в книге источники, писали ответы на вопросы.
Учителя разрабатывали и давали задания для выполнения бригадами схем, карт, изготовление костюмов и вооружений и др. По итогам года предполагался отчет, весной проводились выставки работ учащихся.
И лишь в 1934 г. власть вновь возвращается к традиционному образованию и восстановлению истории как самостоятельного предмета. Начало следующего этапа в историческом образовании СССР можно считать с утверждения постановления ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 5 августа 1932 г. Наркомпрос РСФСР издал программы по истории, основывающихся на общественно-экономических формациях К. Маркса.
Наркомпрос РСФСР приступил к изданию стабильных учебников. К их составлению были привлечены педагоги и крупные ученые: Б.Д. Греков, А.М. Панкратова, С.И. Ковалев, Н. Фейберг и др.
Работа по созданию учебников для старшей школы проводилась в Институте истории Академии наук СССР. В 1939 г. вводятся разделы по всеобщей истории. История СССР изучалась дважды: первый — в элементарном курсе в начальных классах; второй — в систематическом курсе в старших классах.
Изменяется и сама методика преподавания, идет ее дальнейшее развитие и преобразование. Идет процесс формирования методики как самостоятельной науки. В 1939 г. вышла книга В.Н. Вернадского «Методика преподавания истории в старших классах», И.В. Гиптис выпустила методическое пособие для учителя «Начальное обучение истории». Именно эти работы явились первыми методическими руководствами для учителей истории в СССР.
Таким образом, 20-30-е гг. стали поворотным пунктом в изучении истории, который повлиял на жизнь и развитие всего российского общества, т.к. история становится идеологическим предметом.
В середине 30-х гг. в СССР восстанавливается классно-урочная система школьного обучения. Соответственно был восстановлен и систематический курс истории. В школе ставилась цель вооружить школьников прочными знаниями основ наук. Для подготовки кадров учителей восстанавливались исторические факультеты в вузах, появились кафедры методики. В основу построения курсов был положен принцип хронологической последовательности в изложении исторических событий и линейности (изучение курсов без повторений); вводились курсы отечественной и всеобщей истории.
С 1935 по 1941 гг. в школах увеличивается количество часов на изучение истории: с 14 до 25,5 в неделю. С июля 1934 г. выходит журнал «История в средней школе». В состав авторского коллектива вошли самые известные ученые Н.Н. Ванаг, Б.Д. Греков, А.М. Панкратова («История СССР»); С.И. Ковалев, Н.М. Никольский, А.В. Мишулин «Древний мир»), А.И. Малышев, А.А. Гуковский («Средние века»), Н.М. Лухин, А.В. Ефимов («Новая история»).
В 30-е гг. еще не было взаимодействия между методистами и учеными историками в работе над школьными курсами истории. Методисты не вмешивались в отбор содержания, а историки в учебниках мало учитывали методические особенности преподавания истории в школе. И все же учебники истории 40-х гг. по педагогическим идеям и характеру подачи материала отражали уровень методики своего времени. К их недостаткам можно отнести перегруженность фактами, именами, датами, при полном отсутствии документов. В учебниках не было вопросов и заданий, многие сложные исторические понятия вообще не объяснялись. Все это не способствовало организации самостоятельной работы учащихся. На уроках истории рассказ учителя занимал ведущее место, а самостоятельной работе учащихся отводилась второстепенная роль. Ученик был больше объектом обучения и меньше всего его субъектом.
В годы Великой Отечественной войны на первое место в обучении истории выдвигается воспитательная цель. Перед учителями была поставлена задача усилить воспитание патриотизма и интернационального единства. На уроках учителя пытались внушить учащимся твердую уверенность в победе в войне, раскрыть условия победы. Для этого рассказывали на уроке о высоком полководческом искусстве А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова и др.
В послевоенные годы большой вклад в развитие методики внесли В.Н. Вернадский, Н.В. Андреевская, М.А. Зиновьев, В.Г. Карцов, Н.Г. Тарасов, Д.Н. Никифоров и др. В их трудах рассматривались дидактические требования к уроку истории; наглядность в обучении истории; психология усвоения учащимися исторических знаний; методики повторительно-обобщающих уроков; система формирования фактических и понятийных знаний; методическая система обучения истории.
После войны возрастной уровень школьников был понижен на 1 год, перегруженное и чрезмерно усложненное содержание курса древней и средней истории в 5-6 классах стало непосильным для детей 11-12-го возраста. Возникла необходимость перестройки школьного курса истории. Эта перестройка совпала с утверждением Закона «Об обязательном 8-летнем обучении» и с решением об осуществлении школьного обучения по двум этапам: а) в 8-ей школе и б) в 9-10 классах.
В середине 60-х гг. советская школа возвращается к 10-му сроку обучения. Коцентрический принцип в изучении истории был отменен. Происходит возвращение к линейному принципу изучения истории. В 5-6 классах сохранялся элементарный характер курса истории Древнего мира и Средних веков, и, следовательно, объем и содержание программ и учебников истории для этих классов определены с учетом возрастных возможностей учащихся. Системные курсы в каждом классе были составлены из расчета 70 часов, за исключением истории СССР до 1861 — 96 часов, истории России после 1861 г. и ХХ в. — 149 часов. В 10 классе вводился курс обществоведения.
В целом в этот период происходит становление школьной системы изучения исторических дисциплин, формируются методические подходы в изучении предмета. Среди наиболее известных ученых–методистов этого периода следует отметить Б.А. Рыбакова, А.А. Вагина, А.А. Годер, И.Я. Лернера, Бахтина и др. В трудах этих авторов изложены структурные компоненты школьного курса истории, определенны методы изложения исторического материала, наглядного обучения, проблемные методы, раскрыта методика урока истории. Данные работы не утратили своей актуальности и по сей день.