Понятие науки: критерии научного знания. Структура научного знания. Научное и вненаучное знание
Философия 18 семинар.
Наука — важнейшая форма человеческого познания. Она оказывает все
более зримое и существенное влияние на жизнь не только общества, но и
отдельного человека. Наука выступает сегодня как главная сила экономического и
социального развития мира. Вот почему философское видение мира органично
включает в себя определенные представления о том, что такое наука, как она
устроена, развивается, что она может дать, а что ей недоступно.
Наука, имея многочисленные
определения, выступает в трех основных
ипостасях. Она понимается либо как форма
деятельности, либо как система или
совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт.
Понимание науки как
социокультурного феномена говорит о ее зависимости от многообразных сил, токов
и влияний, действующих в обществе, о том, что наука определяет свои приоритеты
в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени
детерминирует общественную жизнь.
Наука не может развиваться вне
освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в совокупной
социальной памяти. Возникают различные образы
науки:наука античности, наука
Нового времени, современная наука. Они пронизаны
свойственнымидля той или иной эпохи
нормами, ориентирами и установками, и
обладают надындивидуальным характером.Стиль
мышления ученого и те задачи, которые он решает, во многом обусловлены его временем. Вместе с тем
и сама культурная среда трансформируется
под воздействием научных открытий и достижений. Наука является весомой
движущей силой социально-исторического прогресса. Она способствует обеспечению преемственности в развитии цивилизации и
ощущает на себе ее потенциал.Степень
развития науки говорит об уровне цивилизованности общества.
По поводу возникновения и критериев научного знания среди
ученых-науковедов имеются очень большие расхождения. Укажем на две крайние точки зрения. Согласно первойиз них, наука в собственном
смысле слова родилась в Европе лишь в 15-17 веках, в период, именуемый
«великой научной революцией». Ее возникновение связывается с
деятельностью таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон. Именно к этому
времени относится рождение собственно научного метода, для которого характерно
специфическое соотношение между теорией и экспериментом. Тогда же была осознана роль математизации естественных
наук.Другая точка зрения, прямо
противоположная только что изложенной, не накладывает на понятие науки жестких
ограничений. По мнению ее сторонников, наукой в широком смысле слова можно
считатьлюбую совокупность знаний,
относящуюся к реальному миру. С этой точки зрения зарождение математической
науки, например, следует отнести к тому времени, когда человек начал
производить самые элементарные операции с числами: астрономия появилась с
первыми наблюдениями за движением небесных светил; зоология и ботаника — с
появлением первых сведений о флоре и фауне и т. д.
Ясно, что проблема возникновения
науки упирается в проблему выделения родовых характеристик научного знания, по которым
и можно провести демаркационную линию
между знанием научным и вненаучньм. По-нашему мнению характерные признаки науки
удачно выделены И.Д. Рожанским и П.П. Гайденко в их работах, посвященных
исследованию античной цивилизации.
Во-первых, всякая наука не просто совокупность знаний, что имеет
место и в обыденном познании. Гораздо важнее то. что наука есть особая
деятельность, а именно -деятельность по получению новых знаний. Последнее
предполагает существование определенной категории людей, которые и занимаются
получением новых знаний. Необходимым
условием научной деятельности является возможность фиксации получаемой информации, что предполагает существование
развитой письменности. Общество,
лишенное письменности, не может иметь науки.
Отсюда следует, что традиционные
или архаичные цивилизации, обладавшие механизмом хранения и передачи
накопленной информации, но где отсутствовала деятельность по получению новых
знаний, не имели науки. Не умаляя достижений архаичных цивилизаций: древнеегипетской,
шумеро-вавилонской, хараппской, древнеиндийской, древнекитайской и др. — можно
сказать так: в них формировалась
протонаука, так и не превратившаяся в науку.
Второй признак науки в собственном смысле слова, состоит в ее
самоценности. Целью науки должно быть познание ради самого познания, иначе
говоря, постижение истины. Научная деятельность по получению новых знаний не
может быть направлена лишь на решение практических задач; в последнем случае
она попадает в сферу прикладных дисциплин.
Для греков, наоборот,
подходивших к математике чисто теоретически, имело значение, прежде всего
строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к
разработке математической дедукции, что оказалось недоступно всей восточной
математике. Таким образом, отличительной
чертой античной науки с момента ее зарождения была теоретичность, то есть
стремление к знанию ради самого знания, а не ради практических применений.
Третьим признаком настоящей науки следует считать ее рациональный
характер. Переход «от мифа к логосу», то есть к рациональному
объяснению любых явлений, был огромным шагом в развитии, истоки ранней
греческой науки тоже следует искать в мифологии, в частности, в космогонических
мифах.
В-четвертых, следующим признаком настоящей науки является ее
систематичность. Совокупность не связанных внутренним единством разрозненных
знаний, даже если они относятся к одной и той же реальности, еще не образуют
науки.
В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический.
На эмпирическом уровне познание осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия с объектом. Объект исследования здесь отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Характерными чертами эмпирического познания являются частичность, фрагментарность, вероятностный характер. Здесь преобладает чувственный момент познания, однако рациональный момент также присутствует, но имеет подчиненное значение. Задачей эмпирического уровня является сбор и первичное обобщение фактов, описание данных и наблюдения и эксперимента, их систематизация и классификации, Научное знание на эмпирическом уровне выступает в форме научного факта - доказанного знания о характеристиках, свойствах изучаемого объекта. Собранные и систематизированные научные факты образуют эмпирический базис науки, который является основой для теоретического уровня научного познания.
Теоретический уровень - уровень познания, на котором при опоре на эмпирическую базу, явления изучаемой предметной области отражаются со стороны своих внутренних и существенных связей и закономерностей. Научное знание на этом уровне выступает в форме проблемы, гипотезы, закона, теории.
Проблема - форма научного знания, содержанием которой является то что еще не познано человеком (знание о незнании). Проблема возникает тогда, когда открыто новое явление, которое не поддастся объяснению в системе имеющегося знания.
Гипотеза - форма научного знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределено и нуждается в доказательстве.
Закон - знание, в котором в форме теоретических утверждений отражаются существенные, необходимые и повторяющиеся связи явлений.
Теория - целостная, непротиворечивая, обобщенная система знаний, раскрывающая существенные связи и отношения между элементами исследуемой реальности и описывающая их посредством системы законов. На основе теории достигается объяснение и предсказание новых явлений.
Следует отметить, что эмпирический и теоретический уровни взаимосвязаны, и граница между ними условна и весьма подвижна.
Метатеоретический уровень включает методологию и философию науки. Методология науки - это учение о методах, формах и внутренних механизмах научного познания. Предметом методологии научного познания являются:
- методы и операции научного исследования;
- формы научного познания;
- нормы и идеалы науки.
В самом общем смысле метод - есть совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод представляет собой систему предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта познания на достижение определенного результата.
Основания для классификации методов могут быть различными Традиционно методы научного познания классифицируются по формальным признакам: здесь выделяются общелогические методы, которые используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), и по содержательным аспектам - методы эмпирического и теоретического исследования.
К эмпирическим методам исследования относят: наблюдение, эксперимент, измерение, описание. Наблюдение - целеноправленное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявления отдельных свойств и отношений объекта познания Наблюдение позволяет фиксировать лишь то, что раскрывает объект исследования. Эксперимент - это метод исследования состоящий в целенаправленном, активном вмешательстве в протекание изучаемого процесса, при котором происходит соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в определенных условиях, отвечающим целям исследования. Для эксперимента характерны: контролируемость и возможность многократного повторения. Описание - фиксирование средствами естественного или искусственного языка результатов наблюдения или эксперимента. Измерение - совокупность познавательных операций средством средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
К методам теоретического исследования относят:
- формализацию;
- аксиоматический метод;
- гипотетико-дедуктивныи метод;
- восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.
Формализация - выражение содержания знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Это необходимо для более точного выражения мыслей, исключения неоднозначного понимания.
Аксиоматический метод - способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некоторые исходные положения из которых при помощи специальных правил вывода исходят все остальные положения этой теории.
Гипотетико-дедуктивный метод - создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводя утверждения об эмпирических фактах. Эти заключения, в силу того, что они строятся на гипотезах, носят вероятностный характер. Восхождение от абстрактного к конкретному - метод теоретического исследования, заключающийся в движении от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему. Здесь отражается противоречивое развитие самого предмета исследования.
К общелогическим методам относят:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- абстрагирование;
- обобщение;
- индукцию;
- дедукцию;
- аналогию;
- моделирование и др.
Анализ - метод познания, заключающийся в разделении объекта познания на составные части, которые исследуются самостоятельно относительно целого.
Синтез - метод познания, при котором происходит соединение выделенных составных частей объекта в единое целое с учетом знаний, полученных при анализе.
Абстрагирование - метод познания, при котором происходит мысленное отвлечение от ряда признаков, свойств объекта, считающихся несущественными для данного исследования при одновременном выделении интересующих исследователя свойств и признаков объекта.
Обобщение - метод познания, посредством которого устанавливаются общие признаки, свойства и отношения предмета.
Индукция - метод познавательной деятельности, при котором общий вывод делается на основе единичных фактов или посылок.
Дедукция - метод познания, состоящий в том, что из общих утверждений делаются заключения частного характера.
Аналогия - метод познания, суть которого заключается в л установлении сходства в некоторых свойствах, признаках, отношениях между различными объектами.
Моделирование - метод исследования, состоящий в исследовании аналога того или иного фрагмента действительности (модели), в котором воспроизводятся структура, функции, характеристики самого фрагмента реальности (оригинала модели).
Целостность многообразия научного знания обеспечивается не только взаимосвязью теоретического и эмпирического уровней, но также и, наличием так называемых оснований научного знания. К ним относятся научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования и философские основания науки.
Идеалы и нормы науки включают в себя:
- идеалы и нормы научного объяснения и описания; идеалы и нормы научного доказательства;
- идеалы и нормы построения и организации-научного знания.
Целостное единство идеалов и норм научного исследования, существующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие стиль научного мышления. Стиль научного мышления - это обобщенная характеристика конкретного исторического типа методологических средств и норм научного познания. Можно выделить классический, неклассический, постнеклассический стили научного мышления. Характер идеалов и нормы науки определяется предметом исследования, спецификой изучаемых объектов, а содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте. При переходе на новый этап научного исследования, к примеру, от классического к неклассическому, кардинально меняются его идеалы и нормы исследования. Так, нормативы объяснения и обоснования знания в классическом естествознании отличны от современных.
Научная картина мира - это идеальная знаковая модель исследуемой реальности, построенная на основе совокупного научного знания. Научная картина мира выступает не просто как форма систематизации научного знания, но и как исследовательская программа, которая определяет задачи эмпирического и теоретического исследования, а также выбор средств их решения. Истории научного познания сопровождалась периодической сменой картин мира. А это означало смену так называемых научных парадигм.
Понятие «парадигма» (с треч. - пример, образец) было введено американским историком науки Т. Куном. Оно обозначает определенную совокупность общепринятых в научном сообществе на конкретном этапе идеалов и нормы научного исследования, которые в течение определенного времени задают модель, образец постановки и решения научных проблем. В различные исторические периоды времени функционируют различные научные картины мира. При смене парадигм изменяются основополагающие представления о мире, о фундаментальных объектах мира, об общих закономерностях их взаимодействия, дается новое толкование базовым понятиям. Смена парадигм - это революционный сдвиг в науке, выход ее на новые этапы развития.
Третьим компонентом оснований науки являются философские основания. Содержание философских оснований науки выражено, во-первых, в философских принципах, отражающих фундаментальные предпосылки и общую направленность познавательных процессов. Во-вторых, в нормах научной познавательной деятельности, фиксируемых в принципах наблюдаемости, воспроизводимости, простоты и др. Философские основания науки выполняют мировоззренческую функцию. Это блок наиболее общих представлений об исследуемой реальности, определяющий основные характеристики способа ее познавательного освоения, которые конкретизируются в идеалах, нормах и методах научного исследования, а также в формах предметного знания.
Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.
Научное знание это результат, продукт научного познания - сложноорганизованной, развивающейся во времени научной деятельности. Научное познание изучает окружающий человека мир, включая самого человека. Но в отличие от других форм познания (обыденного, художественного, религиозного), научное познание подходит к миру и человеку под определенным углом зрения, рассматривая мир и человека как некие сложноорганизованные предметы, подчиняющиеся определенным объективным законам функционирования и развития. Поэтому предметность и объективность - отличительные черты научного знания как продукта научного познания. К числу других особенностей научного познания следует отнести системность, обоснованность, воспроизводимость.
Научное познание как специфическую деятельность отличают наличие определенного инструментария, материального (реактивы, контрольные приборы, экспериментальные установки и т.п.) и логического (методы, принципы, категориальный аппарат и т.п.). Научному познанию свойственен специализированный язык, отличающийся строгостью, однозначностью, формализованностью. Наконец, научное познание требует особым образом подготовительного субъекта познания, владеющего материальным и логическим инструментарием, руководствующегося определенными ценностными ориентациями и целевыми установками. Таковы вкратце основные особенности научного познания и его основного продукта - научного знания.
Если говорить о структуре научного знания, то можно выделить два его уровня - эмпирический и теоретический, в которых, в свою очередь, выделяют свои подуровни. На эмпирическом уровне - это подуровни данных наблюдений, эмпирических фактов и эмпирических зависимостей. На теоретическом - это подуровень теорий и метатеоретических оснований науки, к которым относят научную картину мира, идеалы и нормы научного исследования и философские идеи и принципы.
Вненаучное знание – область знаний, включающая в себя все виды донаучного знания (это обыденные знания, которыми обладают все люди без исключения). Вненаучное знание включает в себя:
1. Обыденное знание – то, что формируется в повседневной человеческой жизни, в быту, семье и т.д. Это знание не систематизировано, носит отрывочный, фрагментальный характер. Особенность его – выражен в естественном языке, не всегда в словах, а в чувственных образах – преданиях, предрассудках, верованиях. Функция этого знания – направлено на ориентацию человека в окружающем мире и на организацию человеческой деятельности.
2. Мифологическое знание - это особый вид целостного знания в рамках которого человек стремится создать целостную картину мира опираясь на совокупность эмпирических сведений, верований, различных форм образного освоения мира. Дошло до нас в виде поэм Гомера и Гесиода. В целом это знание представляет собой повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы: мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы); мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия) и т.д. Мифологическое знание имеет мировоззренческий характер. Источником мифов является неполное знание.
3. Религиозное знание – это целостно-мировоззренческое знание обусловлено эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними высшими силами (природными и социальными). Религиозное знание основано на вере в сверхъестественное. Религиозное знание носит догматический характер. Основная его цель – воспитание. Основной критерий, разграничивающий религию и науку – критерий рациональности (проблема разума и веры).
4. Художественное знание – это знание, опирающиеся на художественный опыт – это наглядное знание. Оно отражено в искусстве, архитектуре, живописи и т.п. Предмет и цель искусства – создание образа. Если наук стремится установить общее, чтобы создать закон, то искусство стремится создать мимолетный, сиюминутный образ.
Также можно отметить околонаучное знание – совокупность специфических форм познания, концентрирующихся вокруг науки, воспроизводящих некоторые из присущих науке особенностей, но не соответствующих науке. Это знание ‘примазывающееся’ к науке. Это паранаука, эзотерика, уфология.