Жанровые особенности, проблематика, композиция романа А. Толстого «Петр Первый»
А. Н. Толстой начинает работу над романом в 1929 году. Возрождается тема исторического романа. К теме Петра Толстой впервые обращается в 1918 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, по-видимому, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда “трещит и рушится старый мир”, с эпохой, в которую жил автор романа. Одной из основных задач романа Толстой считает необходимость показать “становление личности в истории, в эпохе”. Весь ход повествования должен был показать взаимное влияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивность преобразовательских действий Петра. Кроме того, для писателя было чрезвычайно важно выявить “двигающие силы эпохи”, т, е. разрешить вопрос о роли народа.
Романное время охватывает целую эпоху, ограниченную, однако, рамками деятельности центрального героя - Петра I, которого писатель показывает на протяжении 25 лет.
Первоначально Алексей Толстой предполагал довести повествование о Петре до Полтавской битвы, но смерть писателя остановила работу над рукописью, и роман завершается победой русских войск под Нарвой.
Таким образом, историческая судьба главного героя определила композицию романа.
Три книги.
1930 – первая – детство и юность Петра; возвращение из-за границы; казнь стрельцов (1698)
1934 – вторая – поражение под Нарвой; первые победы над шведами; основание Петербурга (1703)
1944 – третья (не окончена в связи со смертью Толстого) – задумывалась, как книга о зрелой деятельности монарха.
Жанр: исторический роман. Черты романа-эпопеи.
Проблема власти и народа. Первая сцена объясняет всю дальнейшую жизнь Петра и реформаторскую деятельность. Психологический посыл. Петр не любил Москву, она ассоциировалась у него с опасностью. Судьбу государства в то время решал народ. Сила народа – стрельцы. Казнены в первой книге – судьбу решает не народ, а государь.
Итак, в центре повествования у писателя находится образ Петра, процесс формирования его личности. Но роман не становится биографией Петра. Толстому интересна эпоха, формирующая исторического деятеля, ее движение. Это и определяет композиционные особенности романа. Создается многоплановая композиция, дающая возможность показать жизнь самых различных слоев населения России. В романе представлены все общественные группы страны того времени (бояре, дворяне, купцы, стрельцы, крестьяне, солдаты), действие разворачивается в различных местах: в Кремле, избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Азове, Нарве и т. д.
Сюжетную основу романа составляют решающие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра и пр.
Такси образом особенности композиции:
1.Хронологичность
2.Панорамность
3.Главки становятся единицей повествования
4.Эпизоды появляются без предупреждения
Особенность романа заключается в его динамичности. Динамику роману придает острота основных конфликтов: между самодержавием и народом, между старым, отжившим, и новым, религиозный конфликт. В основе романа также лежит исторический конфликт – между Петром и Софьей. Софья – патриархальная, старая Русь. Петр – прогрессивное начало.
Завязка: Петр отнимает у Софьи икону во время крестного хода.
Бояре и стрельцы на стороне Софьи.
Кульминация: решение «излечить железом, охваченную гангреной Россию». Петр считает, что надо причинить России боль, чтобы излечить ее.
Развязка: массовая казнь стрельцов.
Первая глава романа знакомит нас с бытом и нравами старой Москвы, с настроениями различных групп людей. В экспозиции произведения автор показывает историческую необходимость преобразований («Все народы живут в богатстве, одни мы нищие»). Вторая книга, по свидетельству А. Толстого, “более монументальна, более психологична”. Она начинается с изображения “неохотно” пробуждающейся Москвы и заканчивается картиной строительства Петербурга. В ней меньше описаний исторических событий, больше психологических характеристик. На примере отдельных персонажей, описания жизни отдельных семей, например семьи Бровкиных, автор показывает, как новое врывается в быт русских людей.
На пути к преобразованиям свою опору Петр видит как раз в народе. Выходец из народа Алексашка Меншиков становится главным его помощником.
Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.
Придя к власти, Петр начинает свои реформы. Он действует жестоко, даже слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений народных масс. Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражений с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг.