Социальный конфликт и пути его разрешения

Конфликт – столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Социальный конфликт – это всегда следствие социального неравенства.

Стадии конфликта:

1. Предконфликтная стадия включает две фазы:

- начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации – накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия (скрытая фаза развития конфликта);

- вторая фаза начинается с инцидента или повода, т.е. какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. Конфликт из латентной фазы переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.

2. Конфликтное поведение – основная стадия развития конфликта – это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.

Эта стадия характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Сила – способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя: 1) физическую силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия; 2) информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов ит.д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента; 3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т.д.); 4) прочие ресурсы – деньги, территория, лимит времени, число сторонников и т.д.

Конфликтующие группы могут выбирать следующие модели поведения: 1) достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана эта модель поведения, наступает третья стадия развития конфликта.

3. Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Возможно полное или частичное разрешение конфликта.

Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае «образ врага» трансформируется в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество.

При частичном разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.

Процесс разрешения конфликта ускоряется, если во время переговоров приоритет отдается обсуждению содержательных вопросов; стороны стремятся к снятию психологической и социальной напряженности; стороны демонстрируют взаимное уважение друг к другу; участники переговоров желают превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг другу; проявляется склонность к компромиссу.

Компромисс – способ разрешения конфликта, когда противоборствующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Толерантность(от лат.tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Социальные конфликты несут как позитивные функ­ции — информирование о наличии социальной напряженности, стимулирование социальных изменений, так и негативные — создание стрессовых ситуаций, дезор­ганизация и даже разрушение социальной системы.

Конфликты бывают краткосрочными и долгосрочны­ми; глобальными, национальными, локальными; групповыми и личными; прогрессивными и регрессивными; экономическими, политическими и этническими; преднамеренными и спонтанными. К способам решения социальных конфликтов относят:

— компромисс

— переговоры — мирная беседа конфликтующих сто­рон по решению проблемы;

— посредничество — использование третьей стороны при решении проблемы;

— арбитраж — обращение к наделенному специаль­ными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

— применение силы, власти, закона — односторон­нее использование власти или силы той стороной, кото­рая считает себя сильнее.

4. Послеконфликтная стадия характеризуется окончательным устранением противоречий интересов, целей, установок, ликвидацией социально-психологической напряженности и прекращением любой борьбы.

Виды конфликтов.

1) Политический конфликт – конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния.

2) Национально-этнические конфликты – конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

3) Социально-экономические конфликты – конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.

Каждый социальный конфликт конкретен, а поэтому и пути выхода из него различны.

Наши рекомендации