Становление ориентализма. Э. Саид и его концепция
К числу подобных людей, «неравнодушных» по своей природе, живо, искренне, честно и бескомпромиссно относящихся к проблемам развития мира в целом и своей «исторической родины», относился выдающийся арабский мыслитель современности Эдвард Саид. Имя этого человека, внесшего огромный вклад в развитие современной арабской и мировой общественной мысли и науки, к сожалению, мало известно в России.
Главным произведением его жизни стала книга «Ориентализм», которая была опубликована в Нью-Йорке в 1978 году. Целью написания книги было представление западного подхода к исследованию Востока.
Ориентализм (или востоковедение) – западная дисциплина, которая приобретает самостоятельное значение и была поставлена на научные оси в XVIII–XIX вв. Он определяет Восток не в географическом (East), а в культурном смысле (Orient).
Работа посвящена истории познания и освоения европейцами культуры арабского Востока, насчитывающей немало ярких страниц – от первых контактов с диковинами и богатством до формирования систематической научной традиции изучения культур региона, которая подкрепляется мощной политической и экономической практикой колониального освоения Востока со стороны ведущих европейских империй. Автор пытается ответить на вопрос о том, как это произошло, для чего ему потребовалось обратиться к истории востоковедения.
На этапе становления востоковедения, относимом им к концу XVII – началу XVIII веков, был заложен этот принцип подачи всякой информации о фактическом Востоке, который как раз и сводился к использованию географического обозначения в качестве сущностного определения: «Житель Востока живет на Востоке, ведет восточный образ жизни, характеризуется восточным деспотизмом и чувственностью, им повелевает восточный фатализм».
Важнейшим этапом в становлении этой парадигмы и стал «Ориентализм» Э. Саида, имея в виду при этом не просто наименование академической дисциплины, но и особый подход к предмету изучения, воплощенный в позиции одной цивилизации (европейской) по отношению к другой (арабско-исламской). Автор представляет ориентализм как сложную и многоуровневую систему репрезентаций Востока со стороны Запада, которая включает в себя, помимо академического компонента – исследования и комментирования классических текстов, – определенное представление о сути «восточного человека», воплощенное в практике имперской колониальной экспансии.
Смысл ориентализма можно сформулировать следующим образом: великие достижения восточных цивилизаций – далеко позади, а теперь только мы, европейцы, можем говорить от их имени и моделировать их.
Сейчас центр мощи ориентализма сместился из Европы в США (основная его критика здесь обрушивается главным образом на американскую арабистику). Нужно отметить, что появление «Ориентализма» и других работ Э. Саида привело к радикальному пересмотру исследовательских подходов. Курс исследований сместился с социально-экономической и политической истории на изучение культуры.
Ориентализм и оксидентализм: конфронтация или интеграция. Современная ориенталистика как комплекс научных знаний
Оксидентализм во многом воспринимает Запад как его двойник – ориентализм, который отдирает от своих человеческих мишеней их человеческую природу. Некоторые предрассудки ориенталистов превратили незападных людей в недоразвитые существа, лишенные атрибутов нормального взрослого человека. Они обладают разумом ребенка, и к ним следует относиться, как к братьям нашим меньшим. Оксидентализм по меньшей мере также редуктивен – и представляет собой ориенталистское ханжество, перевернутое с ног на голову. Сокращение цельной цивилизации до массы бездушных, декадентских, охотящихся за деньгами, лишенных корней и веры бесчувственных паразитов есть форма интеллектуального уничтожения. Снова и снова – если бы речь шла только о форме неприязни или предрассудка, она никакого интереса не представляла бы. Предрассудок есть часть человеческой природы. Но когда идея других, как недочеловеков, набирает революционную силу, результатом становится уничтожение людей.
Дегуманизированный портрет Запада, который рисуют его враги – это то, что мы называем оксидентализмом.