Всероссийская олимпиада школьников по истории. муниципальный этап. 2016 г.
КЛАСС.
ОТВЕТЫ.
По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
(3 балла. По 1 баллу за правильный ответ)
1. Даты русско-турецких войн
2.Виды налогообложения
3.Архитекторы.
2. « Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите да, если не согласны – нет. Внесите свои ответы в таблицу. (10 баллов. По 1 баллу за правильный ответ)
да | нет | да | нет | нет | нет | нет | да | нет | нет |
3.Расположите события в хронологической последовательности. (5 баллов. За 1 ошибку – 0 баллов)
В | Г | Д | Б | А |
4.Соотнесите имя государственного деятеля и преобразование, им осуществленное
(6 баллов. По 1 баллу за верное соответствие)
Имя государственного деятеля | ||||||
Преобразование | Д | Г | Б | Е | В | А |
5.Историк должен грамотно писать понятия и термины, понимать их. Впишите правильную букву(буквы) вместо пропусков и кратко обозначьте смысл приведенных слов. (14 баллов. 1 балл за грамотное написание слова.1 балл за точное обозначение его смысла)
1.Апокалипсис – откровение, пророчество; конец света; название книги Иоанна Богослова.
2.Жандармерия – в царской России особые полицейские воинские части, созданные для борьбы с инакомыслящими.
3.Империал – золотая монета, чеканившаяся в России с 1755 по 1899 г. (ответ принимается без указания даты)
4.Кодификация – создание единого государственного свода законов.
5.Митрополит – высший духовный сан в православной церкви
6.Ономастика – наука, изучающая имена собственные
7.Чересполосица – расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками.
Впишите пропущенные буквы в названия мест сражений русской армии.
(1 балл за 5 правильных ответов, 2 балла за 6 правильных ответов, 3 балла за 7, 4 – за 8. максимальный балл – 4.)
1. ИСкорОстень
2. КЁниГСберг
3.НиШтаД т
4.КунеРсдоРф
5.КозлуДЖ а
6.ФокШаны
7.КиНбуРн
8.АустЕрлиц
7.Приведенные отрывки говорят об одном человеке. Определите, о ком в них идет речь. (2балла)
Князь Святослав Игоревич
8.Дайте название понятия, термина. (5 баллов)
1.Прибыльщики
2.Аннексия
3.Диктатура
4.Суверенитет
5.Флеши.
Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 10).
1.приказы
2.Разрядный приказ
3.Посольский приказ
4.И.М.Висковатый
5.Поместный приказ
6.Казанский приказ или Приказ Казанского дворца, Казанский дворец
7.кормлений
8.губным старостам
9.XVI
10.сословно-представительная
10.Определите, существование каких государственных учреждений относится ко времени Российской империи, а каких – к советскому периоду российской истории? (2 балла за полностью правильный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой)
Учреждения Российской империи | Советские учреждения |
1, 3, 5, 6 | 2,4,7.8 |
11.Перед Вами таблица, отражающая общие потери (убитые, раненые, пленные, пропавшие без вести) вооруженных сил основных участников войны. (7 баллов)
1. Первая Мировая война – 2 балла за ответ
2.1 - Россия; 2 – Австро – Венгрия; 3 – США – по 1 баллу за правильный ответ
3.США – 2 балла
12.Ознакомившись с фрагментом документа и проанализировав содержащуюся в нем информацию, дайте краткий ответ на следующие вопросы.(10 баллов. По 1 баллу за а, б, в, г и 6 баллов за «д»)
А) Этот документ – Судебник Ивана III
Б) Он был принят в 1497 году
В) Ст.57 Судебника устанавливала правила перехода крестьян от одного помещика к другому
Г) Юрьев день – это 26 ноября
Д) Суммы пожилого в степной полосе были выше, чем в лесной, т.к. в степной полосе лес, необходимый для строительства избы, был дороже, кроме того, свободных земель для распашки было меньше.
13. Прочитайте предложенный текст и ответьте на вопросы. (6 баллов. По 1 баллу за 1 и 2 вопрос, 4 балла за 3 вопрос)
1. Речь идет о правлении Екатерины II
2.1762 – 1796 годы
3.Примерные ответы учащихся:
- «Жалованная грамота городам» 1785 г.
- Кючук – Кайнарджийский мирный договор 1774г.
- Декларация о вооруженном нейтралитете 1780 г.
- « Учреждения для управления губерний Всероссийской империи»
( Участники могут привести и другие примеры)
14.Победа в Великой Отечественной войне – подвиг и слава нашего народа. Среди заданий олимпиады по истории традиционно особое место занимают вопросы, посвященные героическим страницам истории войны. Перед вами одно из таких заданий. (8 баллов. По 1 баллу за каждую позицию)
1. Речь идет о Сталинградской битве
2.23 июля 1942 – 2 февраля 1943 года
3. 1 – 23 августа 1942 года
2.Волга
3.Сталинград
4.Сталинград
5.Фельдмаршал Паулюс
4.Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны
Представьте себе следующую ситуацию, относящуюся ко второй половине XIX века. В присутственное место приезжает чиновник – во двор въезжает карета, запряженная четверкой лошадей, без форейторов, поэтому лакей подбегает к карете, открывает дверцу, подает чиновнику руку и с поклоном просит пройти: «Пожалуйста, ваше превосходительство».
Какую ошибку допустил слуга? Свой ответ аргументируйте. (20 баллов)
В карете, запряженной четверкой лошадей, ездили чиновники 6 – 8 классов, а к ним следовало обращаться, «ваше высокоблагородие». Лакей «превысил» чин приехавшего.
16.Известно, что Воронеж – один из крупных культурных центров России, где жили многие талантливые представители самых разных направлений в области культуры и искусства. Соотнесите имена известных деятелей культуры, живших в Воронеже и сферы их деятельности. (10 баллов)
1 – 3; 2 – 5; 3 – 1; 4 – 2; 5 – 4; 6 – 9; 7 – 8; 8 – 10; 9 – 7; 10 – 6.
ИТОГО – 122 балла