Ассоциативно - рефлекторная теория обучения.
В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями:
1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных.
2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:
o восприятие учебного материала;
o его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;
o запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
o применение усвоенного в практической деятельности.
3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.
4. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:
o формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
o подача учебного материала в определенной последовательности;
o демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;
o применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.
Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:
1. Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств:
o слуховые;
o зрительные;
o двигательные и др.
2. Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:
o выделять главное;
o применять подчеркивание;
o использовать цвет;
o предлагать обратить особое внимание и т. д.
3. Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:
o доступным;
o логически взаимосвязанным;
o правильно понятым;
o актуализированным.
4. В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:
o составление конспекта изученного;
o повторение;
o рассказ;
o объяснение;
o показ усвоенного товарищу;
o применение полученных знаний в практической деятельности.
5. Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Основные положения:
1. Идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т. е. поэтапным переходом "материальной" (внешней) деятельности во внутренний умственный план.
2. Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей:
o ориентировочной (управляющей);
o исполнительной (рабочей);
o контрольно-ориентировочной.
3. Каждое действие характеризуется определенными параметрами:
o формой совершения;
o мерой обобщенности;
o мерой развернутости;
o мерой самостоятельности;
o мерой освоения и др.
4. Качество приобретаемых знаний, навыков и умений, понятий развитие умственных способностей зависит от правильности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). ООД - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия и система условий его успешного выполнения.
5. В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования умственных действий выделяет несколько этапов:
o мотивационный;
o предварительное ознакомление с действием;
o выполнение материализованного действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.
o внешняя речь обучаемого (ученики проговаривают вслух действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).
o беззвучной устной речи (ученики проговаривают про себя действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).
o автоматическое выполнение отрабатываемых действий.