Закон открытого слоа. Его роль в дальнейших фонетических изменениях в славянских языках.
На среднем этапе существования праславянского яз. стал действовать в фонетич. системе закон открытого слога Согласно закону открытого слога, все слоги должны были быть от-крытыми, т.е. оканчиваться на слогообразующий элемент. В праславянском языке слогообразующими были все гласные звуки, а также плавные *r, *l, если они обладали слогообразующей функцией. Закрытые слоги могли возникать либо на к. слов, либо перед согласными звуками.
Кроме того, по закону открытого слогавсе звуки в составе слога долж-ны были располагаться по принципу возрастающей звучности, т.е. в такой последовательности: наименьшей звучностью обладал согласный с; затем шли остальные глухие согласные; затем звонкие согласные; за ними следовали согласные Р, Ли, наконец, гласные звуки. Он иногда свойственен и совр. слав. языкам.
Например: *no-ga; *se-stra.
Если закон открытого слога нарушался, то в слоге происходили преобразования.
Закон открытого слога перестал действовать с падением редуц. звуков. Однако тенденция ещё долго действовала и продолжает действовать (аз-ъ, яз-ъ: редуц. потянул за собой согл. => закон действует).
С этой праслав. тенденцией связаны разные фонетич. изменения. К их числу относится монофтонгизация дифтонгов и дифтонгических сочетаний, приведшее к образованию в праслав. языке гласных звуков ять, и, оу, юсы, неполногласие, слогообр. плавные, нач. ра-ла.
Понятие фонемы.
МФШ – Учение о вариантах и вариациях; ЛФШ – Учение о чередованиях
Расхождение во взглядах на фонему, которые обусловлены тем, что берётся за исходную единицу, касается и определения состава фонетики русского языка. Так, для определения гласных фонем, дискуссионным становится вопрос о фонетической самостоятельности «ы». В состав гласных фонем москвичи включают 5 самостоятельных фонем, а «ы» - вариант фонемы «и». Аргументы: фонемы «ы» нет в русском языке, т.к. не может выступать в начале слова, в отличие от остальных. «Ы» не выполняет смыслоразличительной функции. Не употребляется в качестве отдельного самостоятельного слова. ЛФШ говорит о фонематической самостоятельности «ы», приводя следующие аргументы: фонема «ы» выполняет смыслоразличительную функцию наряду с другими фонемами (ил: если заменить «и» на «ы», то произойдёт то же изменение, если изменить на «о» «а». Но в речи опознаём). Может выступать в качестве начала слова (ыкать, Ындин, Ыныкчский район). Отчётливо выделяется и осознаётся носителями языка (потому что есть буква => произношение звука, который обозначает букву)
(играть – сыграть — смыслоразличительной роли нет)
Вопрос о фонематической самостоятельности заднеязычных г’, к’, х’
МФШ: не признаются, т.е. они варианты твёрдых фонем. Аргументы:
1. г’, к’, х’ могут находиться только в фонетически зависимом положении перед гласными переднего ряда, т.е. мягкость позиции обусловлена.
2. г’, к’, х’ не могут сочетаться с гласными непереднего ряда
3. г’, к’, х’ не могут выступать в сильной позиции по твёрдости/мягкости в конце слова
ЛФШ: признаются. Аргументы:
1. г’, к’, х’ могут сочетаться с гласными непереднего ряда
(ткать – ткёт, пекёт, стерегёт и т.д.; кювет, Кёльн, гюльсары, кюрасау – нерусские)
Щерба: «…имеют несколько ущербный характер: потенциальные фонемы».
Долгие согласные = сложные звучания.
ЛФШ: долгота и краткость относят к фонологическим ресурсам языка, т.е. наряду с краткими согласными можно выделять долгие согласные => не 2 коррелятивных ряда, но + долгота/краткость. (шить - сшить, длина – длинна)
МФШ: нет долгих и кратких фонем, за исключением соотношения фонем «ш» - «щ», «ж» - «ж’» (сшит – щит) =>состав фонем в количественном и качественном соотношении в школах различен. МФШ - 39, ЛФШ – 42 фонем. Пановы пытаются объединить.
Фонология имеет прикладное или практическое значение, которое заключается в следующем:
1. учение о фонеме стала базой алфавитного строительства.
2. выработка правил орфографии
3. установление правил практической транскрипции и транслита
4. обучение морфологии
5. диагностика речевых расстройств, в обучении произношения в логопедичской практике
Теория ЛФШ широко используется в технике связи.
Кроме звуковой комбинаторики в русском языке есть другие изменения = чередование другого типа , которые не зависят от позиции. Они называются историческими чередованиями фонем.
Чередования:
- позиционные
- исторические
(друг – дружить – друзья; друга – сильная позиция, дружу – сильная позиция; шутить – шучу, любить – люблю, кормить – кормлю, писать – пишу. Эти чередования связаны с действиями тех законов, которые работали давно)
Различаются между позиционными и историческими чередованиями:
1. В случае позиционных чередований вариантами являются фонемы в сильной и слабой позиции (дом – дома - домовой, пять – пяти - пяточек, сад-сада) В случае исторических чередований варианты находятся в одинаковых позициях.
2. Позиционные чередования обусловлены действиями фонетических законов и осуществляются последовательно, регулярно, неизменно, неизбежно.
1. перед гласными переднего ряда в словах невозможен твёрдый согласный
2. в асболютном исходе слова звонко не произносится
3. невозможен звонкий шумный перед глухим шумным
4. оглушение в конце слова
5. чередование задне-язычных г-к-х с пердне-язычными ж-ч-ш (рука – ручной, река – речной)
6. закон открытого слога – изменение согласных перед гласными
В древнерусском языке не могли стоять 2 согласных звука рядом = закон открытого слога (после падения редуцируемых звуков)
сна – сон Ø/О съна
3. Чередование фонем выполняет в языке огромную грамматическуй функциию. Позиционные чередования мы наблюдаем в системе существительного при склонении
(стол – на столе, окно – в окне: чередование твёрдостых и мягких согласных звуков), в глагольных формах (з[в]ать – зо[в’]и, поста[в’]ить – поста[ф]ь)
Исторические чередования выполняют морфологические функции вполне определённо, и функции этих чередований отчётливо осознаётся носителями языка (образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида: освободить – освобождать, угостить – угощать; образование отглагольных существительных: звать – зов, кормить – кормление) Алломорфы создаются историческими чередованиями.
4. Позиционные чередования не находят отражения на письме, т.к. русская орфография базируется на фонематическом принципе. Исторические чередования обусловлены прошлыми законами, которые всегда определяются на письме (Бер – бир…)
Общая теория чередования была создана И.А.Бодуэном де Куртэне в 1895г. в работе «Опыт теории фонетических альтернаций». Учение о чередованиях было развито Щербой, который выделил позиции и исторические чередования фонем, определил функции.
В зависимости от набора дифференциальных признаков фонемы характеризуются таким свойством, которое называется валентностью.
(д-т, з-с} – обладают наибольшим числом общих признаков с другими фонемами => наиболее валентны. г, к, х – менее валентны, т.к. признак твёрдости/мягкости не дифференциальный. ц, ч, й – нулевая валентность.
В одних речевых условиях фонема сохраняет всю полноту своей валентности, в других – теряют дифференциальные признаки и перестают различаться, т.е. фонема подвергается различной степенной нейтрализации в различных речевых условиях. Эти условия, в которых происходит изменение фонем называют позициями фонем. Они бывают сильными и слабыми. Сильные – это такие позиции, когда фонема с общими дифференциальными признаками различается. Слабые – это такие позиции, когда фонемы теряют свои дифференциальные признаки вплоть до полной нейтрализации. Чтобы определит характер надо соотнести с другими (лу[к]? — луКа, луГа;1 – овощ или оружие?)
Позиции существуют не в отношении фонемы, а в отношении дифференциальных признаков, которые объединяют целую группу фонем. Для одного дифференциального признака позиция может быть сильная, а для другого – слабая. (конец слова – слабая позиция для глухих/звонких, сильная – для твёрдых/мягких).
Пу[д]? — (пуТы, пуДы?). пут – путь.
Фонема – это член фонологической системы языка, противопоставленный своими дифференциальными признаками другим единицам той же системы и получивший свою различительную способность в силу этой противоположности. Противопоставляясь одним дифференциальным признаком и сопоставляясь другим, фонемы объединяются в ряды, группы.
Абсолютно сильная позиция для гласной – позиция между двумя твёрдыми или в изолируемом употреблении.
tAt (лук), t’•At (люк), tA•t’ (луки), t’•A•t’ (люки)
Абсолютно сильная позиция для согласных – позиция перед гласный непереднего ряда. Остальные – слабые.
Фонема изменяется в пределах своего тождества. — вариация.
Зв. ряд [a//•a’//а//•а’]
Они обнаруживаются в разных по своему смыслу значениях. Параллельные/непересекающиеся ряды.
дом [о], дома [Λ], домовой [ъ] – фонема <о>
Изменение, при котором происходит нейтрализация фонем, называется вариантом.
Фонема – это ряд, образованный основным её видом в сильной позиции и всеми вариациями и вариантами в слабой позициях.
Когда мы говорим о совпадении или неразличении фонем в слабых позициях, мы говорим об определении звуковой комбинаторике в процессе рече-мысли.
Позиции для согласных.
1 – слабость по твёрдости/мягкости
2 – глухость/звонкость
3 – и то, и др.; полное неразличение/нейтрализация