Специфика исторических знаний
Прежде чем говорить об особенностях усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта, надо четко представлять, что же такое исторические знания? В чем их специфика по сравнению с математическими, грамматическими или иными знаниями?
Знания – это главный элемент содержания исторического образования как в общеобразовательной школе, так и в специальной (коррекционной) школе. Они концентрируют в себе социальный опыт человечества и нужны для правильного понимания многообразия, сложности и противоречивости событий и явлений современной жизни. Знание истории – важный фактор воспитания личности и формирования мировоззрения учащихся.
Методисты-историки выделяют функции исторических знаний и их структуру [4. С. 73–74].
Исторические знания в процессе обучения выполняют ряд функций и направлены на создание представлений об исторической действительности; научной картины развития человеческого общества; ориентировочной основы действия (указание на то, как надо поступать в процессе овладения знаниями: определить явление, выявить его сущность, провести сравнение); эмоциональной атмосферы, эмоционального, личностного отношения к познаваемой действительности, т. е. через историю осуществляется воспитание личности.
Изучая историю, школьники знакомятся с событиями, предметами прошлого, с людьми, действовавшими в разные эпохи. События в общественно-историческом процессе совершаются в пространстве и во времени. Локализация фактов во времени требует от учеников знания хронологии, а локализация в пространстве – знания исторической географии.
События, хронология, историческая география познаются через конкретные эмоционально окрашенные образы и составляют первый компонент структуры исторических знаний – исторические представления.
От создания образов об исторических фактах ученики переходят к познанию их внутренней сущности и установлению взаимосвязи между ними. Второй компонент исторических знаний – исторические понятия.
Объяснения сущности исторических фактов и исторических процессов осуществляется через систему понятий, законов и формирования понимания закономерностей исторического процесса, что составляет третий компонент структуры исторических знаний.
В структуру исторических знаний входят способы действия с историческим материалом. Школьники изучают исторические факты, воспроизводят и учатся применять ранее полученные знания. На основе знаний о способах действия ученики овладевают определенными умениями и навыками, повышается уровень их познавательной деятельности.
Знание учителем роли, функций и структуры исторических знаний позволяет эффективнее реализовать задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Содержательная сторона исторических знаний также отличается большим разнообразием. Это события и явления социально-экономической жизни (развитие хозяйства в разные исторические эпохи, положение различных социальных групп и классов); политические события и процессы (развитие революционного движения, борьба за независимость); достижения культуры (деревянное и каменное зодчество, развитие живописи, книгопечатание и т. п.).
В специальной (коррекционной) школе обучение истории осуществляется по программе, отличающейся от программы общеобразовательной школы. Но, несмотря на элементарный курс истории, на уроках дети с нарушением интеллекта учатся понимать поступки людей, анализировать события и явления, имея дело, главным образом, с их словесными обозначениями. При этом чувственное восприятие играет вспомогательную роль, т. к. с помощью учителя учащиеся 7–9 классов способны уже выделить из окружающего мира факты и явления, характеризующие жизнь людей, их труд, борьбу в прошлом и настоящем. Поэтому очень важно на уроках истории приучать школьников задумываться над объяснением поступков людей, учиться на положительных примерах.
При изучении исторического материала необходимо соблюдать ряд условий:
§ Изучение жизни и деятельности людей должно вестись в хронологической последовательности с одновременным выяснением влияния изменений в труде на движение общества вперед.
§ Событие должно быть всегда отнесено к соответствующему месту и времени.
§ Учащихся следует постоянно подводить к выводу о том, что все перемены в обществе совершаются не сами собой, а являются результатом действий многих людей, среди которых важное место занимают выдающиеся исторические деятели.
Понимание и усвоение исторических знаний – процессы связанные между собой. Степень понимания изучаемого материала накладывает отпечаток на глубину, прочность усвоенных знаний. Наиболее полную и систематизированную характеристику понимания учебного материала учащихся с нарушением интеллекта дает В.Я. Василевская [1].
Исторические события и явления, которые учащиеся получают на уроках, зачастую отдалены от сегодняшнего дня на годы, десятилетия, века, поэтому с трудом воспринимаемыми учениками специальной (коррекционной) школы нередко остаются абстракциями.
«Учитывая, что основным недостатком познавательной деятельности умственно отсталых детей является нарушение отвлечения и обобщения, т. е. таких процессов, которые являются первостепенными при восприятии исторических знаний, можно понять сложность обучения историческому материалу наших учащихся», – отмечает Е.Т. Голикова [2. С. 16].
Чтобы помочь учащимся с нарушением интеллекта усвоить минимум исторических знаний, предусмотренных программой, учитель должен продуманно организовать их деятельность на уроке. Для этого ему необходимо четко представлять особенности усвоения исторических знаний учащимися специальной (коррекционной) школы.