Памятка по составлению конспекта
- Конспект – это изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых положений.
- Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
- Конспектированию предшествует составление плана.
- В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора, название работы, дату издания.
- Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывать точно.
- Текст излагается сжато, но основные мысли и аргументы записываются целиком.
- В конспекте можно использовать цитаты.
- При оформлении конспекта используйте подчёркивания, пометки на полях. Они помогут вам в работе.
Приложение 4
Рекомендации по написанию реферата
Реферат - это показатель интеллектуальной зрелости студента, его общекультурной и специальной подготовки. В реферате должно быть раскрыто знание студентом конкретной темы в контексте всего предмета, его умение решать чисто "технологические" задачи: как "выстроить" работу, чем начать и закончить, как правильно соотнести критический, практический, цитатный материал и собственный взгляд и суждения. При этом важным является способность выразить своё мнение, своё авторство, т.е. не "остаться за кадром".
Продуманность, свежесть и новизна раскрытия темы, чёткость и ясность изложения проблемных вопросов, композиционная стройность, привлечение цитируемого материала для подтверждения собственных мыслей - таковы основные требования к написанию реферата.
Чтобы написать содержательный реферат, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Выберите себе тему, которая позволит вам выразить со всей полнотой идеи, знания по данной проблеме. Она должна быть актуальной, т.е. входить в одно из современных направлений исторической науки.
2. Сформулируйте для себя проблему, которую вы будете раскрывать в соответствии с темой реферата.
3. Составьте краткий план реферата. Который позволит вам изложить материал логично, последовательно, не повторяясь. В плане должны найти отражение разделы:
а) вступление, в котором обосновываются актуальность выбранной темы, её значение, степень разработанности;
б) литературный обзор, работа над которым заключается в тщательном изучении нужных публикаций последних лет, в умелом пользовании ими. Знакомство со специальной литературой позволит представить состояние всей проблемы в целом;
в) основная часть, отражающая опорные мысли разрабатываемой темы;
г) заключение с оповещением итогов изучения проблемы. Отбираются только кардинальные вопросы. Здесь можно обосновать новый взгляд на проблему и выдвинуть оригинальную гипотезу;
д) выводы, которые завершают реферат. Чётко и кратко сформулированные они должны носить строго декларативный характер и не иметь никакой дополнительной аргументации. Любой вывод должен быть совершенно независимым от предыдущего или последующего;
е) в конце текста приводится список использованной литературы. В нём даются только те источники, с которыми вы работали.
Реферат должен быть содержательным, логичным, аргументированным, отражать личностную позицию автора, правильно оформлен (пронумерованы страницы; сокращение слов не допускается; текст должен быть разделён на логические части - абзацы; обязательны сноски). Работа не должна быть перегружена цитатами, цифрами, таблицами.
На титульном листе указываются: тема реферата, фамилия,, имя автора (полностью), класс (группа), школа (учебное заведение), район, фамилия, имя, отчество учителя (преподавателя) истории (полностью), осуществляющего научное руководство.
При необходимости к реферату оформляются приложения (документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.).
Объём реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста или 24 страницы ученической тетради.
После выполнения реферат (доклад) сдается на проверку преподавателю. Преподаватель проводит со студентом беседу и обсуждение выполненного реферата или студент докладывает результаты своего исследования на уроке с последующим обсуждением в группе.
Критерии оценки реферата:
- глубина и полнота раскрытия темы;
- логичность, связность;
- соблюдение требований к структуре реферата;
- соблюдение требований к оформлению реферата;
- обоснование выбора темы, ее актуальности;
- структурирование материала по главам.
5 (отлично)выставляется студенту если:
- полностью раскрыта тема;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала;
- соответствие оформления реферата стандартам;
- логичность, связность разделов.
4 (хорошо)выставляется студенту если:
- полностью раскрыта тема;
- соответствие содержания теме;
- отступления в оформлении реферата от стандарта;
- логичность, связность разделов.
3 (удовлетворительно)выставляется студенту если:
- тема раскрыта не полностью;
- соответствие содержания теме;
- отступления в оформлении реферата от стандарта.
2 (неудовлетворительно)выставляется студенту если:
- тема не раскрыта, не соответствует содержанию.
Качество усвоения материала, выявляется при выступлении и обсуждении темы реферата (доклада).
Критерии оценки собеседования по реферату:
5 (отлично)- студент
• последовательно, связно излагает материал, показывая знание и глубокое понимание темы реферата (доклада);
• делает необходимые выводы и обобщения;
• в пределах темы отвечает на поставленные (основные и дополнительные) вопросы.
4 (хорошо)- студент
• твердо усвоил основной материал реферата (доклада);
• ответ, в основном, удовлетворяет установленным требованиям, но при
этом студент делает несущественные пропуски при изложении
фактического материала.
• допускает две негрубые ошибки или неточности в формулировках.
3 (удовлетворительно)- студент
• знает и понимает основной материал темы реферата (доклада) , но
материал излагается упрощенно, с ошибками и затруднениями.
2 (неудовлетворительно)- студент излагает материал бессистемно или при отсутствии ответа.
Рекомендуемая литература для написания реферата
1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. -Л., 1989.
2. Барсенков А.С., Вдовин А.И., Карецкий В.А. Русский народ: Историческая судьба в XX веке. - М., 2003.
3. Буганов В.И. Мир истории конца ХУ1-ХУП вв. - М.,2004.
4. Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь,2000.
5. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, 2002.
6. Вернадский Г.В. Московское царство, Тверь , 2003.
7. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. - М.,2000.
8. Данилов А.А. История России. XX век. Справочные материалы. - М.,2001.
9. Данилов А. А. История России. IX— XIX вв. Справочные материалы. - М., 2001.
10. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. - М., 1999.
11. Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций в 3-х книгах. М., 2000.
12. Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М., 1999.
13. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М., 2001.
14. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. - М., 1999.
15. Павленко Н.И. Петр I.- М., 1995.
16. Политические партии России: История и современность. - М., 2000.
17. Россия в XX веке: Историки мира спорят. - М., 2001.
18. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX в. - М.,2000.
19. Федоров В.А. М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев. - М., 1997.
20. Фроянов И.Я. Киевская Русь Очерки социально-политической истории. - Л., 2000.
21. Эйдельман Н.Я. Революции «сверху» в России. - М., 1999.