Как работать с учебником. Памятка

Читай книгу с карандашом в руке. Если книга твоя собственная, то аккуратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтересовали или вызвали вопросы.

Старайся читать бегло, но внимательно.

Прочитав книгу, подумай над её основными идеями, событиями, фактами.

Сделай записи о том, что показалось особенно важным в прочитанной книге, об её основных достоинствах и недостатках.

Прочитайте весь параграф, внимательно рассмотрите картины, схемы, другие иллюстрации.

Обратите особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.

Составьте развёрнутый план.

Постарайтесь связать с материалом параграфа то, что увидели и услышали на уроке.

Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее. Если что-то кажется непонятным, обратитесь к словарю, энциклопедии.

Проверьте, знаете ли вы материал темы, перескажите его, сначала пользуясь планом, потом без него.

Подготовьте ответы на вопросы и задания, которые размещены в конце параграфа.

Приложение 2

Рекомендации по работе с документами

Вопросы для самостоятельной работы с документами:

· Когда, где и почему появился этот документ? Каковы исторические условия его создания?

· Кто автор этого документа? Что о нем известно?

· Объясните основные/новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.

· Чем он отличается от предыдущего (или аналогичного в других странах)?

· К каким изменениям, результатам в государстве в обществе привело или могло привести внедрение этого документа?

· Оцените его значимость.

· Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?

· В чём позиция автора не совпадает с современной точкой зрения на происходящее?

· Разделяете ли вы мнения автора. Доверяете ли его свидетельствам. Почему - да, почему - нет?

Для работы с историческим документом можно использовать следующую классификацию, в основу которой положено содержание и назначение документа:

Вид документа Пример Типология вопросов и заданий
1.Документы государственного характера: грамоты, указы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.   Конституция России 1. Когда, где и почему появился этот документ? Подробно опишите исторические условия его создания. 2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке и его жизни и деятельности? 3. Объясните основные (новые) понятия, употребляющиеся в тексте документа. 4. Интересы, каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом? 5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах? 6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документ? На этом основании оцените его значимость. 7*. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.  
2. Документы международного характера: договоры, соглашения, деловая переписка государственных деятелей.   Договор Киевской Руси с Византией   1. Покажите на карте в учебнике или в атласе государства, составившие этот документ. 2. Охарактеризуйте исторические условия его создания. 3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгоду или неудобство для каждой из сторон. 4. Объясните на конкретных примерах, в чём и почему этот межгосударственный документ составлен в пользу одного и в ущерб другого государства. 5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому соглашению? 6. Дайте оценку этому документу. 7*. Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим "раскладом" сил.
3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.д.   "Материалы II съезда советов (1917г)"   1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды? 2. К чему призывает и что осуждает автор документа? 3. Интересы какого слоя населения он выражает? 4. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами? 5. Каковы последствия - реальные или прогнозируемые - вступления в жизнь этого документа? 6. Дайте историческую оценку документу.  
4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения   "Повесть временных лет" 1. Какие исторические факты излагаются в документе? 2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события. 3. Определите время, в которое происходили описываемые события, в том числе перевод одной системы счета лет в другую. 4. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий? 5. По документу определите отношение автора к излагаемым событиям. Как позиция автора связана с характером этого документа и обстоятельствами его создания? 6. В чем позиция автора совпадает (не совпадает) с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение (не совпадение) можно объяснить? 7. Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или с другими источниками.  
5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.   Переписка Ивана IV с Андреем Курбским 1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям? 2. Что увидел автор? Как он относится к происходящему? Подтвердите свои рассуждения словами текста и другими деталями. 3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к описываемым событиям? К его участникам? 4. В чём совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту? Почему такое случается? 5. Разделяете ли вы мнение автора? Доверяете ли его свидетельствам? Почему да или нет?    
6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохе: проза, поэзия, драма, басни, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения.   "Слово о полке Игореве" 1. Покажите на карте место, где происходит действие этого литературного источника. 2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или написания произведения. (Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху...) 3. Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это? 4. Как автор объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с его аргументами? 5. К какому общественному слою, группе, категории населения принадлежал автор? Насколько он оказался объективным и беспристрастным в передаче событий или совершенно к этому не стремился? 6. В каких других произведениях, в том числе иноязычных, вы встречали этот же сюжет? Чем объясните его распространённость?




Схема изложения результатов.

1. Характеристика источника. Происхождение и авторство, исторические условия создания.

2. Анализ содержания источника. Полнота и достоверность.

3. Заключение. Обобщенная оценка значения источника.

Приложение 3

Наши рекомендации