Тема: Художественный стиль традиционных лирических песен

Задание:

1. Прочитать разделы «Традиционные, необрядовые лирические песни» (А.М. Новикова, Кокарев. – С.285-329), «Лирические песни» (Н.И. Кравцов. – С.205-231), «Лирические внеобрядовые песни» (Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – С.288-313). Сравнить предлагаемые принципы классификации и определения песен.

2. Прочитать тексты песен (А.М. Новикова. Хрестоматия. – С.236-295; Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. Хрестоматия. – С.337-364) выучить наизусть 2-3 песни, проанализировать их в единстве формы и содержания.

3. Познакомиться с классическими песенными собраниями.

4. Составить план-конспект лек. 10 «Образность и стиль» из кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.202-226. Как можно определить образность и стиль народной традиционной лирики, исходя из прочитанного?

План занятия:

Продумать выступление в аудитории по следующим вопросам:

1)​ Определение лирических песен как поэтического рода в фольклоре. Проблема происхождения народных лирических песен, их классификация. Историческое развитие репертуара;

2)​ Поэтика народных традиционных песен (на примере анализа конкретных текстов):

а) своеобразие типизации характеров песенных героев и их жизненной обстановки; проведите анализ текста с этих позиций, в песне «соседствуют» лирическая и реалистическая линии?

б) сочетание эмоционального лирического начала с повествовательными мотивами. Монологи, диалоги. Как переданы в тексте реальность и представление об идеале?

в) композиционные приемы народной лирики, психологический параллелизм (А.Н. Веселовский) и его роль в песне, ступенчатое сужение образа (Б.М. Соколов), лирические обращения, их композиционная и психологическая, эмоциональная роль в песне. Выражение переживаний лирического героя через сюжетные ситуации.

г) средства художественной образности, песенная символика, двойные названия и эпитеты, сравнения, метафоры, ласкательные и уменьшительные суффиксы, их роль, повторы, рифмовка, ритмика, ритмические частицы, строфика и стих. Подберите в тексте песен выражения, раскрывающие, на Ваш взгляд, общий смысл произведения. Выделите лексику, подтверждающую эту мысль.

Сделайте выводы по всей теме. Что характерно для традиционных лирических песен?

3.​ Выполните письменно идейно-художественный анализ, выученной Вами наизусть, традиционной лирической песни в единстве формы и содержания.

Литература:

1.​ Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и прим. А.М. Новиковой. – М.: Гослитиздат, 1957.

2.​ Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: Просвещение, 1965.

3.​ Русская народная поэзия. Лирическая поэзия / Сост., подг. текста, предисл. к разделам и коммент. А. Горелова. – Л., 1984.

4.​ Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. – М., 1959.

5.​ Колпакова Н.П. Песни и люди: О русской народной песне. – Л.: Наука, 1977 (серия «Из истории мировой культуры»).

6.​ Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.; Л., 1962.

7.​ Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. – Саратов, 1977.

8.​ Еремин В.И. Поэтический строй русской народной лирики. – Л., 1978.

Примечание: На каждой вопрос задания подберите по 2-3 своих примера в сборниках песен или в хрестоматии.

Тема: Народный театр. Народная драма

Задание:

1.​ Прочитайте главу «Народный театр» по учебнику.

2.​ Прочитайте образцы народной драмы по хрестоматии.

3.​ Прочитайте лек. 8 «Проблема синкретизма» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004.. – С.157-177. Выпишите определения терминов и понятий.

План занятия

Подготовьтесь к выступлению в аудитории:

1)​ Драматический род в фольклоре. Истоки драматического творчества. Подберите примеры из эпических и лирических жанров фольклора, где Вы видите драматическое начало (ритуальные диалоги, игровые песни и т.п.). Каким образом здесь проявляется фольклорный синкретизм и синтез?

2)​ Определение народного театра, его исторические традиции и условия возникновения и исполнения;

3)​ Театральные формы средневековой, ярмарочной культуры:

а) скоморошьи представления на Руси;

б) театр Петрушки, «Вертеп», «Раек»;

4)​ Жанровый состав народной драмы; типичные пьесы народной драмы («Царь Максимилиан», «Лодка»); их поэтические особенности:

а) композиция, выходной монолог, диалог, массовые действия, сценические эффекты, особенности театрального языка (роль песенных вставок, повторяемость, ритмичность);

б) судьбы народной драмы.

Литература:

1.​ Русская народная драма XVII-XX вв. / Ред. вступ. ст. и комментарии П.Н. Бирюкова. – М., 1953.

2.​ Народный театр / Сост. А.Ф. Некрылова и Н.И. Савушкина. Б-ка русского фольклора. – М., 1991.

3.​ Асеев Б.Н. Русский драматический театр от истоков до наших дней. – М., 1977. – С.67-89.

4.​ Савушкина Н.И. Комическое в русской народной драме. В кн. Проблемы фольклора. – М.: Наука, 1975. – С.93-100.

5.​ Савушкина Н.И. Русская народная драма. Художественное своеобразие. – М., 1988.

6.​ Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII века – начала XX века: Учебное пособие. – Л., 1980.

Тема коллоквиума: Проблемы фольклористики на страницах современных научных изданий и журналов

Задание:

1.​ Познакомьтесь с журналами и периодическими изданиями, осве​щающими проблемы фольклористики: «Русский фольклор», «Живая стари​на», «Русская литература», «Традиционная культура» «Вопросы литературы», «Русская речь» и др., соста​вьте картотеку статей no фольклористике (не менее 10 названий).

2.​ Составьте план-конспект двух статей, поднимающих проблемы фольклористики. Выясните точку зрения автора статьи на ту или иную про​блему, жанр, классификацию и т.п.

3.​ Подготовьтесь к высryплению в аудитории на тему: «Проблемы фольклористики (в журнале и в статье no выбору студента)».

4.​ Познакомьтесь с учебными пособиями нового поколения по народной культуре для школьников:

§​ Н.С. Воловник. У истоков русского фольклора. Учебно-методическое пособие. – М., 1994.

§​ А.В. Юдин. Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся X-XI кл. – М., 1994.

§​ Н.Д. Тамарченко, Л.Е. Стрельцова. Путешествие в «чужую» страну. По​собиеno лит. Для 5 кл. – М., 1994.

§​ Е.С. Абелюк. Миф или сказка. Экспериментальное учебное пособие. – М.,1995.

§​ Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. Фольклор и родное слово: Пособие no русской словесности для учащихся 5-6 кл. сp.школы. – М., 1995.

Подберите учебные пособия последнего десятилетия для школы и вуза, изучите их структуру и содержание.

Современное состояние фольклора. Представление материалов, собранных студентами. (По итогам фольклорной собирательской работы)

Сделайте выводы по темам: «Проблемы фольклористики на современном этапе», «Фольклор в школьном изучении», «Современные учебники по изучению народной культуры».

Бально-рейтинговая система оценивания компетенций студентов

МЕТОДИКА

РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Фольклор»

18 часов - лекции;

18 часов - семинарские/практические занятия;

6 часов - индивидуальные консультации;

Экзамен/зачет.

На экзамене/зачете учитывается работа студента в течение семестра (текущий рейтинг) и ответ на экзамене/зачете.

Текущий рейтинг складывается из следующих параметров:

  Виды учебных работ количество баллов
минимальное максимальное
Текущий РТ (до 60 б.) 1. ​ Лекции; 2. Семинарские, практические занятия, коллоквиумы; 3. ​ Самостоятельная работа*: 1. контрольная работа/реферат/презентация; 2. чтение и анализ художественных текстов, ведение “Дневника читателя”; 3. чтение и конспектирование критической литературы; 4. заучивание наизусть; 5 подготовка доклада/коллоквиума; 6)подготовка таблицы, наглядного пособия. 0,58=18 18=8 Всего: 40 б. 18=8 1,58=12 Всего: 60 б.
Промежуточный РТ Выступление на научной конференции (подготовка к выступлению). Подготовка и проведение фольклорных праздников Экзамен/зачет.

*Самостоятельная работа студента - максимальный балл проставляется за выступление с результатами самостоятельной работы на семинарах, практических занятиях, конференции, коллоквиумах.

Примечание: Студент допускается к итоговому контролю (экзамен/зачет) при условии выполнения ВСЕХ видов учебной нагрузки, предложенной в данной методике (при этом он должен набрать в течение семестра не менее 40 баллов).

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ФОЛЬКЛОРУ

1.​ Народные песни в современном фольклоре (по материалам экспедиций).

2.​ Обрядовый фольклор (по материалам экспедиций).

3.​ Бытование частушек в … крае (по материалам экспедиций).

4.​ Принципы разработки проблем фольклоризма литературы.

5.​ Труды В.П. Адриановой-Перетц и проблемы фольклоризма древней русской литературы.

6.​ Особенности фольклоризма древней русской литературы XVII века.

7.​ Устно-поэтическая традиция и «Повесть временных лет».

8.​ Фольклоризм «Слова о полку Игореве».

9.​ Былинные сюжеты в литературной обработке.

10.​ Проблема народности литературы XVIII века и ее связи с устным народным творчеством.

11.​ М.В. Ломоносов и фольклор.

12.​ Жанры русского классицизма и народная поэтическая традиция.

13.​ Фольклор в творческой деятельности (одного из писателей XVIII века:М.Д. Чулкова, М.И. Попова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина и др.).

14.​ Сентиментальная поэзия конца XVIII в. и проблемы фольклоризма.

15.​ В.А. Жуковский и фольклор.

16.​ Баллады А.С. Пушкина и их народно-поэтические источники.

17.​ А.С. Пушкин и народные сказки.

18.​ В.А. Жуковский и А.С. Пушкин и проблема жанра литературной сказки.

19.​ А.С. Пушкин и народная песня.

20.​ М.Ю. Лермонтов и фольклор.

21.​ Народность «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.

22.​ Героическая народная эпопея «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.

23.​ А.В. Кольцов как поэт-песенник.

24.​ Проблемы изучения деятельности кружка П.В. Киреевского.

25.​ Народные песни литературного происхождения в XIX веке.

26.​ К. Аксаков-фольклорист.

27.​ Фольклоризм Н.М. Языкова.

28.​ А.М. Горький и фольклор.

29.​ Фольклор в творчестве А.И. Куприна.

30.​ Русские художники-иллюстраторы народных сказок и былин.

31.​ Фольклорные сюжеты в лубочных картинках.

32.​ Народные сказки в операх Н.А. Римского-Корсакова.

33.​ Фольклорно-мифологические основы творчества В.В. Высоцкого.

34.​ Фольклор в сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов».

35.​ Д.С. Лихачев и проблемы фольклористики.

36.​ Жанровая специфика и проблемы классификации (один из жанров фольклора).

Поэтика фольклорных жанров (на примере анализа одного из произведений

Автор(ы) рабочей программы дисциплины (модуля):

Д. В. Абашева, д.ф.н., проф.

Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена и утверждена на заседании кафедры _от «27___»_августа _2017 года, протокол № 1____

Заведующий кафедрой_______________________________ Л.А. Трубина д.ф.н., проф.

1 Расчет часов производится в соответствии с локальным актом МПГУ, регламентирующем нормы времени.

Наши рекомендации