Тема: Художественный стиль традиционных лирических песен
Задание:
1. Прочитать разделы «Традиционные, необрядовые лирические песни» (А.М. Новикова, Кокарев. – С.285-329), «Лирические песни» (Н.И. Кравцов. – С.205-231), «Лирические внеобрядовые песни» (Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – С.288-313). Сравнить предлагаемые принципы классификации и определения песен.
2. Прочитать тексты песен (А.М. Новикова. Хрестоматия. – С.236-295; Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. Хрестоматия. – С.337-364) выучить наизусть 2-3 песни, проанализировать их в единстве формы и содержания.
3. Познакомиться с классическими песенными собраниями.
4. Составить план-конспект лек. 10 «Образность и стиль» из кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.202-226. Как можно определить образность и стиль народной традиционной лирики, исходя из прочитанного?
План занятия:
Продумать выступление в аудитории по следующим вопросам:
1) Определение лирических песен как поэтического рода в фольклоре. Проблема происхождения народных лирических песен, их классификация. Историческое развитие репертуара;
2) Поэтика народных традиционных песен (на примере анализа конкретных текстов):
а) своеобразие типизации характеров песенных героев и их жизненной обстановки; проведите анализ текста с этих позиций, в песне «соседствуют» лирическая и реалистическая линии?
б) сочетание эмоционального лирического начала с повествовательными мотивами. Монологи, диалоги. Как переданы в тексте реальность и представление об идеале?
в) композиционные приемы народной лирики, психологический параллелизм (А.Н. Веселовский) и его роль в песне, ступенчатое сужение образа (Б.М. Соколов), лирические обращения, их композиционная и психологическая, эмоциональная роль в песне. Выражение переживаний лирического героя через сюжетные ситуации.
г) средства художественной образности, песенная символика, двойные названия и эпитеты, сравнения, метафоры, ласкательные и уменьшительные суффиксы, их роль, повторы, рифмовка, ритмика, ритмические частицы, строфика и стих. Подберите в тексте песен выражения, раскрывающие, на Ваш взгляд, общий смысл произведения. Выделите лексику, подтверждающую эту мысль.
Сделайте выводы по всей теме. Что характерно для традиционных лирических песен?
3. Выполните письменно идейно-художественный анализ, выученной Вами наизусть, традиционной лирической песни в единстве формы и содержания.
Литература:
1. Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и прим. А.М. Новиковой. – М.: Гослитиздат, 1957.
2. Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: Просвещение, 1965.
3. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия / Сост., подг. текста, предисл. к разделам и коммент. А. Горелова. – Л., 1984.
4. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. – М., 1959.
5. Колпакова Н.П. Песни и люди: О русской народной песне. – Л.: Наука, 1977 (серия «Из истории мировой культуры»).
6. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.; Л., 1962.
7. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. – Саратов, 1977.
8. Еремин В.И. Поэтический строй русской народной лирики. – Л., 1978.
Примечание: На каждой вопрос задания подберите по 2-3 своих примера в сборниках песен или в хрестоматии.
Тема: Народный театр. Народная драма
Задание:
1. Прочитайте главу «Народный театр» по учебнику.
2. Прочитайте образцы народной драмы по хрестоматии.
3. Прочитайте лек. 8 «Проблема синкретизма» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004.. – С.157-177. Выпишите определения терминов и понятий.
План занятия
Подготовьтесь к выступлению в аудитории:
1) Драматический род в фольклоре. Истоки драматического творчества. Подберите примеры из эпических и лирических жанров фольклора, где Вы видите драматическое начало (ритуальные диалоги, игровые песни и т.п.). Каким образом здесь проявляется фольклорный синкретизм и синтез?
2) Определение народного театра, его исторические традиции и условия возникновения и исполнения;
3) Театральные формы средневековой, ярмарочной культуры:
а) скоморошьи представления на Руси;
б) театр Петрушки, «Вертеп», «Раек»;
4) Жанровый состав народной драмы; типичные пьесы народной драмы («Царь Максимилиан», «Лодка»); их поэтические особенности:
а) композиция, выходной монолог, диалог, массовые действия, сценические эффекты, особенности театрального языка (роль песенных вставок, повторяемость, ритмичность);
б) судьбы народной драмы.
Литература:
1. Русская народная драма XVII-XX вв. / Ред. вступ. ст. и комментарии П.Н. Бирюкова. – М., 1953.
2. Народный театр / Сост. А.Ф. Некрылова и Н.И. Савушкина. Б-ка русского фольклора. – М., 1991.
3. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от истоков до наших дней. – М., 1977. – С.67-89.
4. Савушкина Н.И. Комическое в русской народной драме. В кн. Проблемы фольклора. – М.: Наука, 1975. – С.93-100.
5. Савушкина Н.И. Русская народная драма. Художественное своеобразие. – М., 1988.
6. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII века – начала XX века: Учебное пособие. – Л., 1980.
Тема коллоквиума: Проблемы фольклористики на страницах современных научных изданий и журналов
Задание:
1. Познакомьтесь с журналами и периодическими изданиями, освещающими проблемы фольклористики: «Русский фольклор», «Живая старина», «Русская литература», «Традиционная культура» «Вопросы литературы», «Русская речь» и др., составьте картотеку статей no фольклористике (не менее 10 названий).
2. Составьте план-конспект двух статей, поднимающих проблемы фольклористики. Выясните точку зрения автора статьи на ту или иную проблему, жанр, классификацию и т.п.
3. Подготовьтесь к высryплению в аудитории на тему: «Проблемы фольклористики (в журнале и в статье no выбору студента)».
4. Познакомьтесь с учебными пособиями нового поколения по народной культуре для школьников:
§ Н.С. Воловник. У истоков русского фольклора. Учебно-методическое пособие. – М., 1994.
§ А.В. Юдин. Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся X-XI кл. – М., 1994.
§ Н.Д. Тамарченко, Л.Е. Стрельцова. Путешествие в «чужую» страну. Пособиеno лит. Для 5 кл. – М., 1994.
§ Е.С. Абелюк. Миф или сказка. Экспериментальное учебное пособие. – М.,1995.
§ Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. Фольклор и родное слово: Пособие no русской словесности для учащихся 5-6 кл. сp.школы. – М., 1995.
Подберите учебные пособия последнего десятилетия для школы и вуза, изучите их структуру и содержание.
Современное состояние фольклора. Представление материалов, собранных студентами. (По итогам фольклорной собирательской работы)
Сделайте выводы по темам: «Проблемы фольклористики на современном этапе», «Фольклор в школьном изучении», «Современные учебники по изучению народной культуры».
Бально-рейтинговая система оценивания компетенций студентов
МЕТОДИКА
РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Фольклор»
18 часов - лекции;
18 часов - семинарские/практические занятия;
6 часов - индивидуальные консультации;
Экзамен/зачет.
На экзамене/зачете учитывается работа студента в течение семестра (текущий рейтинг) и ответ на экзамене/зачете.
Текущий рейтинг складывается из следующих параметров:
Виды учебных работ | количество баллов | ||
минимальное | максимальное | ||
Текущий РТ (до 60 б.) | 1. Лекции; 2. Семинарские, практические занятия, коллоквиумы; 3. Самостоятельная работа*: 1. контрольная работа/реферат/презентация; 2. чтение и анализ художественных текстов, ведение “Дневника читателя”; 3. чтение и конспектирование критической литературы; 4. заучивание наизусть; 5 подготовка доклада/коллоквиума; 6)подготовка таблицы, наглядного пособия. | 0,58=18 18=8 Всего: 40 б. | 18=8 1,58=12 Всего: 60 б. |
Промежуточный РТ | Выступление на научной конференции (подготовка к выступлению). Подготовка и проведение фольклорных праздников Экзамен/зачет. |
*Самостоятельная работа студента - максимальный балл проставляется за выступление с результатами самостоятельной работы на семинарах, практических занятиях, конференции, коллоквиумах.
Примечание: Студент допускается к итоговому контролю (экзамен/зачет) при условии выполнения ВСЕХ видов учебной нагрузки, предложенной в данной методике (при этом он должен набрать в течение семестра не менее 40 баллов).
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ФОЛЬКЛОРУ
1. Народные песни в современном фольклоре (по материалам экспедиций).
2. Обрядовый фольклор (по материалам экспедиций).
3. Бытование частушек в … крае (по материалам экспедиций).
4. Принципы разработки проблем фольклоризма литературы.
5. Труды В.П. Адриановой-Перетц и проблемы фольклоризма древней русской литературы.
6. Особенности фольклоризма древней русской литературы XVII века.
7. Устно-поэтическая традиция и «Повесть временных лет».
8. Фольклоризм «Слова о полку Игореве».
9. Былинные сюжеты в литературной обработке.
10. Проблема народности литературы XVIII века и ее связи с устным народным творчеством.
11. М.В. Ломоносов и фольклор.
12. Жанры русского классицизма и народная поэтическая традиция.
13. Фольклор в творческой деятельности (одного из писателей XVIII века:М.Д. Чулкова, М.И. Попова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина и др.).
14. Сентиментальная поэзия конца XVIII в. и проблемы фольклоризма.
15. В.А. Жуковский и фольклор.
16. Баллады А.С. Пушкина и их народно-поэтические источники.
17. А.С. Пушкин и народные сказки.
18. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин и проблема жанра литературной сказки.
19. А.С. Пушкин и народная песня.
20. М.Ю. Лермонтов и фольклор.
21. Народность «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.
22. Героическая народная эпопея «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.
23. А.В. Кольцов как поэт-песенник.
24. Проблемы изучения деятельности кружка П.В. Киреевского.
25. Народные песни литературного происхождения в XIX веке.
26. К. Аксаков-фольклорист.
27. Фольклоризм Н.М. Языкова.
28. А.М. Горький и фольклор.
29. Фольклор в творчестве А.И. Куприна.
30. Русские художники-иллюстраторы народных сказок и былин.
31. Фольклорные сюжеты в лубочных картинках.
32. Народные сказки в операх Н.А. Римского-Корсакова.
33. Фольклорно-мифологические основы творчества В.В. Высоцкого.
34. Фольклор в сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов».
35. Д.С. Лихачев и проблемы фольклористики.
36. Жанровая специфика и проблемы классификации (один из жанров фольклора).
Поэтика фольклорных жанров (на примере анализа одного из произведений
Автор(ы) рабочей программы дисциплины (модуля):
Д. В. Абашева, д.ф.н., проф.
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена и утверждена на заседании кафедры _от «27___»_августа _2017 года, протокол № 1____
Заведующий кафедрой_______________________________ Л.А. Трубина д.ф.н., проф.
1 Расчет часов производится в соответствии с локальным актом МПГУ, регламентирующем нормы времени.