Комбинированный урок истории

Чаще всего в школе используют комбинированный урок. Во многом это связано с тем, что на таком уроке успевают не только опросить учащихся, но и изложить новый материал. Первый этап ‒организационный момент. Он включает в себя приветствие. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. После приветствия традиционно определяют отсутствующих. Смысл этого действия заключается в том, что учитель выражает свое отношение к факту отсутствия того или иного ученика. Затем идет проверка готовности учащихся к занятию. Здесь вы должны обратить внимание на внешний вид учеников и состояние рабочего места. При соблюдении такта и чувства меры можно использовать этот момент для формирования вкуса учащихся. Следующим моментом является организация внимания учащихся. Вы должны настроить учащихся на работу.

Второй этап ‒проверки знаний. На этом этапе мы ставим задачу глубоко и всесторонне проверить знания группы учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Мы закрепляем, уточняем и систематизируем знания учащихся. Необходимо помнить, что в ходе опроса отдельных учащихся необходимо организовать деятельность всех учащихся. Чаще всего на этом этапе используют устный опрос. Главное ‒ активизировать в ходе опроса одного ученика внимание, память, деятельность всего класса, включить всех учащихся в активную работу. Опрос, чтобы втянуть в работу весь класс, должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.Очень важным приемом является организация учителем рецензирования своих одноклассников по единой схеме: полнота ответа, его обоснованность, правильность, логичность композиции, культура речи, умение применять знания на практике. В результате оценку получает и тот, кто отвечал, и тот, кто рецензировал.

Третий этап ‒подготовки учащихся к усвоению нового материала. Он включает в себя: сообщение темы изучения нового материала; формулировка вместе с учащимися целей и задач изучения нового материала; показ фактической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению; постановка перед учащимися учебной задачи. Во многих случаях цели и задачи можно объяснить ученикам одновременно с сообщением темы. Однако существует несколько способов сообщения темы, цели и задачи. Например, в виде проблемного задания, эвристического вопроса, познавательной задачи.

Четвертый этап ‒ усвоения новых знаний. На этом этапе ставится задача дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона. Необходимо добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения. Этот этап содержит следующие моменты. Организация внимания. Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для учащихся учебного материала. В ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениями и навыками рационально учиться. Осуществлять этот этап на основе создания ситуации, когда основным работником (субъектом) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учебу и поведение становится ученик.

При осуществлении этого этапа необходимо помнить, что сущность обучения состоит не в изложении учебного материала, а в изучении этого материала учащимися под руководством учителя с использованием последних продуктивных методов и приемов. Для достижения положительных результатов учителю необходимо: актуализировать чувственный опыт и опорные знания учащихся; широко использовать различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Необходимо стремиться к максимально творческому участию учеников в освоении нового материала; использовать в процессе учения сменные диалогические пары; проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала.

Пятый этап – закрепления новых знаний. Здесь учитель ставит задачу закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Необходимо добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Этот этап включает следующие элементы: закрепление новых знаний и умений, методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний; углубление осмысления учащимися учебного материала. Проверка понимания сущности новых понятий учащимися; закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях; выработка соответствующих навыков и умений. И последний, шестой этап ‒информации учащихся о домашнем задании. Необходимо не только сообщить о домашнем задании, но и разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность его выполнения. Подвести итоги урока. Здесь необходимо сказать о том, как работал класс, кто из учащихся особенно старательно работал, что нового узнали учащиеся. Чтобы заинтересовать учащихся в выполнении домашнего задания можно поставить познавательную задачу, заинтересовав их таким образом.

Комбинированный урок

Организация класса 1-2 мин.

Проверка знаний 15 мин.

Изучение нового 20 мин.

Материала

Повторение и 5-7 мин.

Закрепление

Домашнее задание 1-2 мин.

Наши рекомендации