Особенности жанра жития в литературе 11-12 вв. «Житие Алексея, человека божия».
Житейная литература необъятна. Построена на идеализации святых. Они очертали образы идеальных людей, которым присущи все нравственные черты.
Впервые жития возникли в 4 веке в Византии. На Руси жития писались по схеме греческих житий.
В 11-12 веках наиболее популярные - «Житие Алексея, человека божия».
В житиях обычно смерть святого наступает тихо и незаметно. Огромную роль играют монологи (внутренний мир), диалоги (драматизация), плачи и похвала. После смерти у гроба святого ( он не тлеет) происходят чудеса. Жития заканчиваются риторической похвалой.
Сборники житий:
1) «Чети и Менеи» (числа и месяцы) - подробные, пространные жития святых, написанные по схеме.
2) «Прологи» - жития, которые часто читались в церквях. Краткие фактические жития.
3) «Патериковые жития» (отеческие) - занимательны истории из жизни монахов, святых.
«Житие Алексея, человека божия».
У святого благочестивые и знатные родители. Затем - рождение младенца, боголюбивого. Он чуждался детских игр, проводил время в молитвах. Когда пришло время жениться, он убежал их дома. Смерть святых обычно тиха и незаметна.
Анонимное сказание о Борисе и Глебе. Особенности жанра жития и стиля.
До появления этого «Сказания» существовало ещё написанное Нестором «Чтение о Борисе и Глебе». В нём Нестор создал из братьев двуединый образ христианского мученика, который предпочитает мученически умереть, чем сохранить жизнь, нарушив христианскую заповедь «быть кротким сердцем, отвечать на зло добром». В двуедином образе Бориса и Глеба реализован христианский идеал князя, дающего пример самоотверженного служения делу оберегания русской земли от междоусобной брани.
«Сказание» - это малая форма того же житийного жанра, это как бы рассказ, тогда как «Житие» представляет собой повесть, иногда даже почти роман. В сравнении с «житием» такое «сказание» является более элементарной жанровой формой.
Борис и Глеб «Сказания» ещё не преодолели в себе влечения к «здешней» жизни, естественного стремления продлить земное существование; душа их волнуется чисто земной скорбью перед лицом постигнувшей им близкого человека или угрожающей им самим смерти.
В «Сказании» образы Бориса и Глеба несут гораздо больший эмоциональный заряд, их чрезвычайно волнуют обрушившиеся на их головы страсти, трагические события братоубийственной распри князей, жертвами которой они являются.
Язык: патетический, насыщенный оборотами взволнованной речи, риторически фигуральный.
Облик героев «Сказания» сложился под сильнейшим воздействием христианской литературы.
Значение проповеднической литературы. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.
Расцвет древнерусского государства - во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. В связи с принятием христианства на Руси распространился жанр поучений. Пропаганда нового религиозного вероучения. Дидактическая церковная проповедь не имеет художественного значения, она лежит за пределами литературы.
Наряду с церковным поучением создаются торжественные, эмоционально-образные проповеди с чётко выраженной политической направленностью.
Выдающееся произведение ораторской прозы 11 века - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, который в 1051 году стал митрополитом Киевским. Написано между 1037-1050 годами.
«Слово» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси и русского народа как равноправного среди всех христианских народов и гос-в мира.
Закон Ветхого завета - символ иудейской религии. Благодать - символ христианства (равноправие всех народов). Говорит о преимуществе благодати.
Центральная часть проповеди - о том, как Владимир крестил Русь.
«Слово» построено по чёткому логическому плану:
1 часть - сопоставление Закона и Благодати.
2 часть - Похвала Владимиру (крещение Руси)
3 часть - молитвенное обращение к богу от «всея земля нашея».
«Слово» выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно и прославляло деятельность Ярослава, успешно продолжающего распространение христианства на Руси.
Стиль:
1. риторические восклицания
2. параллели с Библией
3. книжные метафоры (закон - «иссохшее озеро», благодать - «наводнившийся источник».
4. приём антитезы